Развитие бизнес-экосистемы через дизайн-ориентированную стратегию
https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-6-6
Аннотация
Предметом настоящей статьи является исследования возможностей применения дизайн-мышления для построения эффективной экосистемной модели бизнеса. В качестве цели мы приняли необходимость рассмотрения трех основных областей формирования экосистемной бизнес-модели компании: потребители, партнеры и продукты/услуги. Мы считаем, что прототипирование названной модели организации бизнеса должно осуществляться по названным направлениям. Нами проанализирован генезис понятия дизайн-мышления и рассмотрены особенности формирования экосистемной модели бизнеса на основе применения дизайн-мышления. Мы исследовали опыт формирования зарубежных и российских моделей экосистемного бизнеса, а также определили факторы его эффективности. Использование подходов проанализированных экосистемных компаний, по нашему мнению, является ключевым фактором успешного ведения бизнеса в современных условиях, характеризующихся ростом цифровизации и переключением поведенческих паттернов потребителей с офлайнна онлайн-среду совершения сделок. Указанная трансформация поведения потребителей наблюдается уже несколько лет, однако особенно впечатляющее ускорение перехода к онлайн экосистемам отмечено в период пандемии COVID-19 и в постпандемийный период. По нашему мнению, использование дизайн-мышления, его методологических и инструментальных подходов позволит создавать интегрированные клиенториентированные предложения, а также формировать новые потребительские ценности, особенно на начальных этапах разработки экосистемных бизнес-моделей.
Успешность применения экосистемных бизнес-моделей нами проанализирована с помощью взвешенного по рыночной капитализации отечественных корпораций индекса RUSECO, демонстрировавшего устойчивую динамику к повышению вплоть до 2022 г. Приведенные данные о рыночной капитализации зарубежных экосистемных компаний также свидетельствуют в пользу предположения о целесообразности подобного подхода к созданию эффективных бизнес-моделей.
Об авторах
О. Е. НиконецРоссия
Никонец Олеся Евгеньевна — к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник, Ситуационный центр социально-экономического развития регионов России
Брянск
С. Г. Дмитриев
Россия
Дмитриев Сергей Геннадьевич — к.э.н., научный сотрудник Ситуационного центра социально-экономического развития регионов России
Брянск
Список литературы
1. Bahari, N., Maniak, R., & Fernandez, V. (2015). Ecosystem Business Model Design. In XXIV Conférence Internationale de Management stratégique. Paris, 1–18.
2. Baxter, R. K. (2020). The Forever Transaction: How to Build a Subscription Model So Compelling, Your Customers Will Never Want to Leave.
3. McGraw Hill. Cross, N. (2000). Design as a Discipline. In D. Durling & K. Friedman (Eds.), Foundations for the Future. Staff ordshire, UK: Staff ordshire University Press, 93–100.
4. Cross, N. (1982). Designerly Ways of Knowing. Design Studies, 3(4), 221–227.
5. Ecosystem Strategy. (n.d.). McKinsey & Company. Retrieved November 27, 2023, from https://www.mckinsey.com/capabilities/strategy-and-corporate-finance/how-wehelp-clients/portfolio-strategy/ecosystem-strategy
6. Ferguson, N. (2009). The Ascent of Money: A Financial History of the World. 10th Anniversary Edition. Penguin Books.
7. Kim, D. W., & Lee, Y. J. (2013). A Study on the Infl uence of Use Behavior, Contents, Functions, and Costs of N Screen Service on Satisfaction and Intention to Continue Use. Journal of Broadcast Engineering Society, 18(5), 749–757.
8. Madsen, H. L. (2020). Business Model Innovation and the Global Ecosystem for Sustainable Development. Journal of Cleaner Production, 247, 119102.
9. McCarthy, D. M., Fader, P. S., & Hardie, B. (2017). Valuing Subscription–Based Businesses Using Publicly Disclosed Customer Data. Journal of Marketing, 81(1), 17–35.
10. Plattner, H., Meinel, C., & Leifer, L. (2011). Design Thinking. Springer.
11. RANEPA Institute of Applied Economic Researches. (n.d.). Retrieved November 27, 2023, from https://ipei.ranepa.ru/ru
12. RBC Companies. (n.d.). Retrieved November 27, 2023, from https://companies.rbc.ru/?utm_source=topline
13. Rittel, H., & Webber, M. (1973). Dilemmas in a General Theory of Planning. Policy Sciences, 4, 155–169.
14. Schön, D. (1983). The Reflective Practitioner: How Professionals Think in Action. Basic Books.
15. Seok, C. J. (2020). An Empirical Study on the Use Intention to Subscription Economy Service [Extending Technology Acceptance Model with Perceived Enjoyment]. International Journal of Science and Research (IJSR), 7(803), 268–279.
16. Simon, H. A. (1981). The Sciences of the Artificial. Cambridge, Massachusetts: MIT Press.
17. Tzuo, T. (2018). Subscribed: Why the Subscription Model Will be Your Company’s Future — and What to Do about It. https://www.zuora.com/2018/05/14/subscribed-subscription-modelwill-companys-future/
18. Weiller, C., & Neely, A. (2013). Business Model Design in an Ecosystem Context. https:// cambridgeservicealliance.eng.cam.ac.uk/system/fi les/documents/2013JunepaperBusinessM odelDesigninEcosystemContext.pdf
Рецензия
Для цитирования:
Никонец О.Е., Дмитриев С.Г. Развитие бизнес-экосистемы через дизайн-ориентированную стратегию. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2023;(6):97-108. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-6-6
For citation:
Nikonets O.E., Dmitriev S.G. Developing a business ecosystem through design-thinking strategy. Moscow University Economics Bulletin. 2023;(6):97-108. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-6-6