Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Стратегические способности как основа достижения конкурентных результатов

https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-2-10

Аннотация

Стратегические способности являются актуальной темой научных исследований, результаты которых представляют интерес не только для научного сообщества, но и для представителей бизнес-среды, поскольку объясняют природу конкурентоспособности организаций. Несмотря на то, что за последние десятилетия исследования стратегических способностей значительно продвинулись, они включают различные подходы к определению и классификации данной концепции, что обуславливает недостаточную конкретизацию концепции и отсутствие единого подхода к трактованию стратегических способностей. Таким образом, цель данной работы заключается в систематизации знаний в области исследований стратегических способностей и формировании авторского видения концепции стратегических способностей в качестве движущей силы конкурентоспособности организаций. В статье представлены основные теоретические аспекты развития концепции стратегических способностей, включая анализ ключевых определений, сравнение классификаций и моделей. Теоретическая база основывается на зарубежных и российских исследованиях по вопросам стратегических способностей. Отбор научных публикаций проводился по ключевым словам, периоду публикации, индексу цитируемости и качеству журналов. Результаты анализа позволили сформировать представление об эволюции термина ≪стратегические способности≫ и представить авторский подход к их определению, классификации и взаимосвязи с понятиями, формирующими конкурентоспособность организации. Практическая ценность полученных результатов для бизнес-сообщества обусловлена возможностью сформировать более четкое понимание о значимых источниках конкурентных результатов, их взаимосвязи и измерениях. Сформированный в рамках статьи подход к определению и классификации стратегических способностей, а также номологическая сеть отражают многообразие предыдущих исследований, синтезируя их, что представляет академическую ценность для дальнейших исследований стратегических способностей организаций.

Об авторах

Н. И. Гусева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Гусева Наталья Игоревна — д.соц.н., Ph.D. in Management Sciences, профессор

Москва



О. Ю. Трубникова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Трубникова Олеся Юрьевна — аспирант, приглашенный преподаватель

Москва



Список литературы

1. Васильева, В. В. (2009). Методы диагностики стратегического потенциала организации. Известия Российского государственного педагогического университета им.А. И. Герцена, 119, 90–96. https://lib.herzen.spb.ru/m/rgpu-periodic/1/93

2. Виханский, О. С. (2015). Менеджмент: век ХХI. Магистр.

3. Гусева, Н. И., & Трубникова, О. Ю. (2023). Стратегические способности как драйвер конкурентоспособности российских и международных компаний. Проблемы управления, (5), 50–67. http://doi.org/10.25728/pu.2023.5.4

4. Клейнер, Г. Б., Тамбовцев, В. Л., & Качалов, Р. М. (1997). Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. Экономика.

5. Петров, А. Н. (2008). Стратегический менеджмент. СПб.

6. Сапунов, А. В. (2021). Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы. Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики и финансов, (1), 296–300. http://doi.org/10.47581/2021/PS89/1.073

7. manage. (2021). Discussion “Strategic Capabilities versus Dynamic Capabilities” on the science forum. Retrieved October 20, 2022, from https://www.12manage.com/description_teece_dynamic_capabilities.html

8. Andreeva, T., & Chaika, V. (2006). Dynamic Capabilities: What they need top be dynamic? Discussion paper #10(E)–2006. Institute of Management, St. Petersburg State University.

9. Augier, M., & Teece, D. (2009). Dynamic capabilities and the role of managers in business strategy and economic performance. Organization Science, 20, 410–421. https://doi.org/10.1287/orsc.1090.0424

10. Barney, J. B. (1997). Gaining and Sustaining Competitive Advantage. Addison-Wesley Publishing Company.

11. Birchall, D., & Tovstiga, G. (2005). Capabilities for strategic advantage. Leading through technological innovation. Palgrave Macmillan.

12. Carraresi, L., Mamaqi, X., Albisu, L. M., & Banterle, A. (2016). Can Strategic Capabilities Affect Performance? Application of RBV to Small Food Businesses. Agribusiness, 00(0), 1–21. https://doi.org/10.1002/agr.21451

13. Chen, L. J., Chen, C. C., & Lee, W. R. B. (2008). Strategic Capabilities, Innovation Intensity, and Performance of Service Firms. Journal of Service Science and Management, (1), 111–122. https://doi.org/10.4236/jssm.2008.12011

14. Chepkole, G. K., & Deya, J. (2019). The effect of the strategic capability on the competitive advantage of information technology firms in Nairobi City County, Kenya. International Academic Journal of Human Resource and Business Administration, 3(5), 104–127.

15. Collis, D. (1994). How valuable are organizational capabilities? Strategic Management Journal, 15(S1), 143–152. https://doi.org/10.1002/smj.4250150910

16. Cuervo-Cazurra, A., Newburry, W., & Park, S. (2020). Building Strategic Capabilities in Emerging Markets. Cambridge University Press.

17. Danneels, E. (2002). The Dynamics of Product Innovation and Firm Competences. Strategic Management Journal, (23), 1095–1121. https://doi.org/10.1002/smj.275

18. Day, G. (1994). The Capabilities of Market-Driven Organizations. Journal of Marketing, 58(4), 37–52. https://doi.org/10.2307/1251915

19. Eshima, Y., & Anderson, B. S. (2017). Firm growth, adaptive capability, and entrepreneurial orientation. Strategic Management Journal, 38(3), 770–779. https://doi.org/10.1002/smj.2532

20. Grant, R. M. (1991). The resource-based theory of competitive advantage: Implications for strategy formulation. California Management Review, 33(3), 114–135. https://doi.org/10.2307/41166664

21. Gurkov, I., & Filinov N. (2023) Sailing through the storm — Performance of Russian manufacturing subsidiaries of multinational corporations in the first year of the COVID-19 pandemic. Post-Communist Economies, 35(1), 1–16. https://doi.org/10.1080/14631377.2022.2104503

22. Gurkov, I., & Saidov, Z. (2017). Current strategic actions of Russian manufacturing subsidiaries of Western multinational corporations. Journal of East-West Business, 23(2), 171–193. https://doi.org/10.1080/10669868.2017.1290004

23. Guseva, N. (2020). Five Cases on Strategic Capabilities of Russian Firms. In A. Cuervo-Cazurra, W. Newburry, & S. Park (Eds.), Building Strategic Capabilities in Emerging Markets (pp. 124–154). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781108565240

24. Guseva, N., & Rebiasina, V. (2019). How to Create Competitive Organization, Leveraging Strategic Capabilities in Russia. In S. S. Bruno (Ed.), Modeling economic growth in contemporary Russia (pp. 97–128). Emerald Publishing. https://doi/10.1108/978-1-78973-265-820191004/full/html

25. Hagoug, N. E. S., & Abdalla, Y. A. A. (2021). The Relationship between Strategic Capabilities and Academic Performance: An Empirical Evidence from Sudan. International Journal of Higher Education, 10(3), 46–57. https://doi.org/10.5430/ijhe.v10n3p46

26. Hamel, G., & Prahalad, C. K. (2012). Creating Global Strategic Capability. In N. Hood, & J. E. Vahlne (Eds.), Strategies in Global Competition (RLE International Business), (pp. 4–38). Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203076859

27. Helfat, C. E., & Winter, S. G. (2011). Untangling dynamic and operational capabilities: Strategy for the (n)ever-changing world. Strategic Management Journal, 32(11), 1243–1250. https://doi.org/10.1002/smj.955

28. Hubbard, G., Pocknee, G., & Taylor, G. A. (1996). Practical Australian Strategy. Prentice Hall.

29. Inan, G. G., & Bititci, U. S. (2015). Understanding Organizational Capabilities and Dynamic Capabilities in the Context of Micro Enterprises: A Research Agenda. Procedia—Social and Behavioral Sciences, (210), 310–319. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.371

30. Jacome, R., Lisboa J., & Yasin, M. (2002). Time-based differentiation-an old strategic hat or an effective strategic choice: an empirical investigation. European Business Review, 14(3), 184–193. https://doi.org/10.1108/09555340210427076

31. Johannesson, J., & Palona, I. (2010). The Dynamics of Strategic Capability. International Business Research, 3(1), 3–12. https://doi.org/10.5539/ibr.v3n1p3

32. Johnson, G., Scholes, K., & Whittington, R. (2008). Exploring Corporate Strategy. Pearson Education Limited.

33. King, W. R. (2007). Creating a strategic capabilities architecture. Information Systems Management, 12(1), 67–69. http://dx.doi.org/10.1080/07399019508962957

34. Kim, N., Shin, S., & Min, S. (2016). Strategic marketing capability: Mobilizing technological resources for new product advantage. Journal of Business Research, 69(12), 5644–5652. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2016.03.072

35. Kumar, V., Simon, A., & Kimberley, N. (2000). Strategic capabilities which lead to management consulting success in Australia. Management Decision, 38(1), 24–35. https://doi.org/10.1108/00251740010311807

36. Lenz, R. T. (1980). Strategic capability: a concept and framework for analysis. Academy of Management: The Academy of Management Review, 5(2), 225–324. https://doi.org/10.2307/257432

37. Ma, H. (2000). Competitive advantage and firm performance. Competitiveness Review An International Business Journal incorporating Journal of Global Competitiveness, 10(2), 15–32. https://doi.org/10.1108/eb046396

38. McGuinness, T., & Morgan, R. E. (2000). Strategy, dynamic capabilities and complex science: management rhetoric vs reality. Strategic Change, 9, 209–220. https://doi.org/10.1002/1099-1697(200006/07)9:4<209::AID-JSC485>3.0.CO;2-G

39. Moffat, P., & Simon, A. (2008). Strategic management capabilities that drive west Australian law firm success. In M. Wilson (Ed.), Proceedings of the 22nd Australian and New Zealand Academy of Management Conference 2008: Managing in the Pacific Century, (pp. 1–15). Australian and New Zealand Academy of Management (ANZAM).

40. Ndanu, K. R. (2020). Strategic capabilities and organizational performance: A Case of Private Universities in Kenya [Unpublished doctoral dissertation]. Kenyatta University.

41. Nguyen, T. N. Q. (2010). Knowledge management capability and competitive advantage: an empirical study of Vietnamese enterprises. Southern Cross University.

42. Pandza, K., & Thorpe, R. (2009). Creative search and strategic sense-making: missing dimensions in the concept of dynamic capabilities. British Journal of Management, 20, 118–131. https://doi.org/10.1111/j.1467-8551.2008.00616.x

43. Peteraf, M. A., & Barney, J. B. (2003). Unraveling the resource-based tangle. Managerial & Decision Economics, 24(4), 309–323. https://doi.org/10.1002/mde.1126

44. Prahalad, C. K. (1983) Developing strategic capability: An agenda for top management. Human Resource Management, 22(3), 237–254. https://doi.org/10.1002/hrm.3930220304

45. Robert, M. (1993). Strategy Pure and Simple: How Winning CEOs Outthink Their Competition. McGraw-Hill.

46. Schilke, O. (2013) On the contingent value of dynamic capabilities for competitive advantage: the nonlinear moderating effect of environmental dynamism. John Wiley & Sons, Ltd.

47. Schilke, O., Hu, S., & Helfat, C. (2018). Quo vadis, dynamic capabilities? A contentanalytic review of the current state of knowledge and recommendations for future research. Academy of Management Annals, 12(1), 390–439. https://doi.org/10.5465/annals.2016.0014

48. Seyhan, M., Ayas, S., Sonmez, U., & Ugurlu, O. Y. (2017). The Relationship between Strategic Capabilities and Competitive Performance: The Moderating Role of Internal Cooperation. International Journal of Academic Research in Economics and Management Sciences, 6(1), 146–161. https://doi.org/10.6007/IJAREMS/v6-i1/2603

49. Simon, A., Bartle, C., Stockport, G., Smith, B., Klobas, J. E., & Sohal, A. (2014). Business leaders’ views on the importance of strategic and dynamic capabilities for successful financial and non-financial business performance. International Journal of Productivity and Performance Management, 64(7), 908–931. https://doi.org/10.1108/IJPPM-05-2014-0078

50. Smirnova, M. M., Rebiazina, V. A., & Khomich, S. G. (2017). When does innovation collaboration pay off ? The role of relational learning and the timing of collaboration. Industrial Marketing Management, 74, 126–137. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2017.11.001

51. Smith, K. A., Vasudevan, S. P., & Tanniru, M. R. (1996). Organizational learning and resource-based theory: an integrative model. Journal of Organizational Change Management, 9(6), 41–53. https://doi.org/10.1108/09534819610150512

52. Song, M. (2021). Strategic Capabilities of Emerging Market Firms [Doctoral dissertation, Florida International University]. FIU Electronic Theses and Dissertations. https://digitalcommons.fiu.edu/etd/4632

53. Stalk, G., Evans, P., & Shulman, L. E. (1992). Competing on capabilities: the new rules of corporate strategy. Harvard Business Review, 70(2), 57–69. https://hbr.org/1992/03/competing-on-capabilities-the-new-rules-of-corporate-strategy

54. Stouder, M. D., & Gallagher, S. (2015). Counterintelligence Outreach: Building a Strategic Capability. International Journal of Intelligence and CounterIntelligence, 28(1), 144–151. https://doi.org/10.1080/08850607.2014.924820

55. Teece, D. J. (2021, April 15). Dynamic Capabilities and Related Paradigms: Managing Innovation in the Uncertain World [Conference presentation]. XXII April International Academic Conference on Economic and Social Development. https://conf.hse.ru/en/2021/program#2021-04-15

56. Teece, D. J. (2007). Explicating dynamic capabilities: The nature and microfoundations of (sustainable) enterprise performance. Strategic Management Journal, 28(13), 1319–1350. https://doi.org/10.1002/smj.640

57. Teece, D. J., Pisano, G., & Shuen, A. (1997). Dynamic capabilities and strategic management. Strategic Management Journal, 18(7), 509–533. https://doi.org/10.1002/(SICI)1097-0266(199708)18:7<509::AID-SMJ882>3.0.CO;2-Z

58. Vesalainen, J., & Hakala, H. (2014). Strategic capability architecture: The role of network capability. Industrial Marketing Management, 43(6), 938–950. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2014.05.008

59. Wang, C. L., & Ahmed, P. K. (2007). Dynamic capabilities: A review and research agenda. International Journal of Management Reviews, 9(1), 31–51. https://doi.org/10.1111/j.1468-2370.2007.00201.x

60. Winter, S. G. (2003). Understanding dynamic capabilities. Strategic Management Journal, (24), 991–995. https://doi.org/10.1002/smj.318

61. Wojcik, P. (2015). Exploring Links Between Dynamic Capabilities Perspective and Resource-Based View: A Literature Overview. International Journal of Management and Economics, (45), 83–107. https://doi.org/10.1515/ijme-2015-0017


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Гусева Н.И., Трубникова О.Ю. Стратегические способности как основа достижения конкурентных результатов. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2024;(2):205-233. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-2-10

For citation:


Guseva N.I., Trubnikova O.Yu. Strategic capabilities as a basis for enhanced competitive performance. Moscow University Economics Bulletin. 2024;(2):205-233. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-2-10

Просмотров: 206


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)