Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Факторы входа на рынки пассажирских авиаперевозок

https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-2-9

Аннотация

Отрасль пассажирских авиаперевозок динамично  развивается, и, хотя появление авиакомпаний – редкое явление, существующие авиакомпании активно конкурируют на маршрутах. Вход фирмы на новое направление может говорить о его прибыльности, которую нельзя наблюдать напрямую, поэтому мод ели входа могут  дать  дополнительную информацию о рынке, которую иначе получить сложно. В исследовании используются данные о перелетах внутри России, характеристиках маршрутов и характеристиках присутствия авиакомпаний на рынках, чтобы выявить  факторы, которые влияют на вероятность авиакомпании войти на маршрут. На основе этого дата сета тестируется модель входа, предложенная в работе  (Berr y, 1992 ). Для выявления факторов, влияющих на вход авиакомпании на маршрут между   двумя городами внутри России, используется модель пробит. Далее показана устойчивость полученных результатов: полученные оценки с использованием алгоритмов машинного обучения  для решения за дачи  бинарного выбора не отличаются значительно от полученных в модели пробит оценок. Полученные результаты частично согласуются с результатами предшествующих исследований: население и количество туристических городов на маршруте ( прокси для спроса на рынке)  значимо положительно влияет на вероятность входа авиакомпаний. Также значимое положительное влияние на вход оказывает переменная, характеризующая присутствие авиакомпании в аэропортах маршрута в предыдущем периоде. В отличие от исследований на европейских и американских  данных, в  данной работе показано отрицательное влияние расстояния на вероятность входа, что может быть объяснено особенностями российской географии. Этот вывод важен  для проведения эффективной политики в области туризма и развития  пассажирских  перевозок.

Об авторах

Ф. И. Миничев
ЦМАКП; ИНП РАН; НИУ ВШЭ; МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Миничев Федор Ильич — лаборант-исследователь; лаборант; стажер-исследователь; инженер, Экономический  факультет

Москва



О. А. Маркова
МГУ имени М. В. Ломоносова; РАНХиГС
Россия

Маркова Ольга Анатольевна — ассистент, Экономический  факультет; научный сотрудник

Москва



Список литературы

1. Донец, С. А., & Могилат, А. Н. (2017). Кредитование и финансовая устойчивость российских промышленных компаний: микроэкономические аспекты анализа. Деньги и кредит, (7), 41–51.

2. Комаристый, Е. Н. (2004). Математические подходы к анализу спроса на пассажирские авиаперевозки. Маркетинг и маркетинговые исследования, (3), 10–16.

3. Лукьянов, С. А., Тиссен, Е. В., & Кисляк, Н. (2007). Рынок авиационных пассажирских перевозок России: квазиконкуренция или…. Вопросы экономики, 11, 120–138. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2007-11-120-138

4. Маркова, О. А., Мелешкина, А. И., & Моросанова, А. А. (2019). Особенности конкурентных стратегий авиакомпаний с учетом тарифообразования. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал, 11(4 (34)), 19–34.

5. Матюха, С. В. (2022). Развитие модели регионального рынка авиаперевозок. Потребители рынка. Транспортное дело России, (4).

6. Скрылева, Е. В. (2018). Исследование факторов, влияющих на развитие региональных авиаперевозок. Инновации и инвестиции, (9), 236–240.

7. Aguirregabiria, V. (2012). Empirical industrial organization: models, methods, and applications. University of Toronto, Preliminary version.

8. Aguirregabiria, V., & Ho, C. Y. (2012). A dynamic oligopoly game of the US airline industry: Estimation and policy experiments. Journal of Econometrics, 168(1), 156–173. https://doi.org/10.1016/j.jeconom.2011.09.013

9. Bendinelli, W. E., Bettini, H. F., & Oliveira, A. V. (2016). Airline delays, congestion internalization and non-price spillover effects of low cost carrier entry. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 85, 39–52. https://doi.org/10.1016/j.tra.2016.01.001

10. Berechman, J., Poddar, S., & Shy, O. (1998). Network structure and entry in the deregulated airline industry. Keio economic studies, 35(2), 71–82.

11. Berry, S. T. (1992). Estimation of a Model of Entry in the Airline Industry. Econometrica: Journal of the Econometric Society, 889–917.

12. Berry, S., Gaynor, M., & Scott Morton, F. (2019). Do increasing markups matter? Lessons from empirical industrial organization. Journal of Economic Perspectives, 33(3), 44–68. https://doi.org/10.1257/jep.33.3.44

13. Berry, S., & Reiss, P. (2007). Empirical models of entry and market structure. Handbook of industrial organization, 3, 1845–1886.

14. Bontemps, C., & Sampaio, R. M. (2020). Entry games for the airline industry 1. Air Transport and Regional Development Methodologies, 226–248.

15. Borenstein, S., & Rose, N. L. (1994). Competition and price dispersion in the US airline industry. Journal of Political Economy, 102(4), 653–683. https://doi.org/10.1086/261950

16. Bresnahan, T. F., & Reiss, P. C. (1991). Empirical models of discrete games. Journal of Econometrics, 48(1-2), 57–81. https://doi.org/10.1016/0304-4076(91)90032-9

17. Brueckner, J. K., & Zhang, Y. (2001). A model of scheduling in airline networks: how a hub-and-spoke system affects flight frequency, fares and welfare. Journal of Transport Economics and Policy (JTEP), 35(2), 195–222.

18. Chawla, N. V., Bowyer, K. W., Hall, L. O., & Kegelmeyer, W. P. (2002). SMOTE: synthetic minority over-sampling technique. Journal of artificial intelligence research, 16, 321–357. https://doi.org/10.1613/jair.953

19. Ciliberto, F., Murry, C., & Tamer, E. (2021). Market structure and competition in airline markets. Journal of Political Economy, 129(11), 2995–3038.

20. Ciliberto, F., & Tamer, E. (2009). Market structure and multiple equilibria in airline markets. Econometrica, 77(6), 1791–1828. https://doi.org/10.3982/ECTA5368

21. Ciliberto, F., & Williams, J. W. (2014). Does multimarket contact facilitate tacit collusion? Inference on conduct parameters in the airline industry. The RAND Journal of Economics, 45(4), 764–791. https://doi.org/10.1111/1756-2171.12070

22. Cleeren, K., Verboven, F., Dekimpe, M. G., & Gielens, K. (2010). Intra-and interformat competition among discounters and supermarkets.Marketing science, 29(3), 456–473. http://dx.doi.org/10.1287/mksc.1090.0529

23. Dunn, A. (2008). Do low-quality products affect high-quality entry? Multiproduct firms and nonstop entry in airline markets. International Journal of Industrial Organization, 26(5), 1074–1089. https://doi.org/10.1016/j.ijindorg.2007.10.001

24. Einav, L., & Levin, J. (2010). Empirical industrial organization: A progress report. Journal of Economic Perspectives, 24(2), 145–162.

25. Gerardi, K. S., & Shapiro, A. H. (2009). Does competition reduce price dispersion? New evidence from the airline industry. Journal of Political Economy, 117(1), 1–37. http://dx.doi.org/10.1086/597328

26. Gil, R., & Kim, M. (2021). Does competition increase quality? Evidence from the US airline industry. International Journal of Industrial Organization, 77, 102742. https://doi.org/10.1016/j.ijindorg.2021.102742

27. Goolsbee, A., & Syverson, C. (2008). How do incumbents respond to the threat of entry? Evidence from the major airlines. The Quarterly journal of economics, 123(4), 1611–1633. https://doi.org/10.1162/qjec.2008.123.4.1611

28. Grieco, P. L. (2014). Discrete games with flexible information structures: An application to local grocery markets. The RAND Journal of Economics, 45(2), 303–340. https://doi.org/10.1111/1756-2171.12052

29. He, H., Bai, Y., Garcia, E. A., & Li, S. (2008, June). ADASYN: Adaptive synthetic sampling approach for imbalanced learning. In 2008 IEEE international joint conference on neural networks (IEEE world congress on computational intelligence) (p. 1322–1328). IEEE.

30. Hotelling, H. (1990). Stability in competition. In The collected economics articles of Harold Hotelling (p. 50–63). Springer, New York, NY.

31. Lukyanov, S. A., Ruzhanskaya, L. S., Avramenko, E. S., & Stroev, V. V. (2018). Restraints on competition in the Russian air passenger market. St Petersburg University Journal of Economic Studies, 34(1), 134–148. https://doi.org/10.21638/11701/spbu05.2018.107

32. Lukyanov, S., Tissen, E., & Kislyak, N. (2009). The Russian Airline Industry: Contestable Market Or…? Perspectives of Innovations, Economics, and Business, 2(1231-2016-100855), 30–33.

33. Mazzeo, M. J. (2002). Product choice and oligopoly market structure. RAND Journal of Economics, 221–242.

34. Rupp, N. G., & Liu, A. N. (2018). Product quality choices and competition. Journal of Transport Economics and Policy (JTEP), 52(4), 367–390.

35. Seim, K. (2006). An empirical model of firm entry with endogenous product-type choices. The RAND Journal of Economics, 37(3), 619–640. https://doi.org/10.1111/j.1756-2171.2006.tb00034.x

36. Starkie, D. (2012). European airports and airlines: Evolving relationships and the regulatory implications. Journal of Air Transport Management, 21, 40–49. https://doi.org/10.1016/j.jairtraman.2011.12.016


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Миничев Ф.И., Маркова О.А. Факторы входа на рынки пассажирских авиаперевозок. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2024;(2):177-204. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-2-9

For citation:


Minichev F.I., Markova O.A. Determinants of entry on airline markets. Moscow University Economics Bulletin. 2024;(2):177-204. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-2-9

Просмотров: 520


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)