Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Социально-демографические детерминанты онлайн-знакомств

https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-5-12

Аннотация

В зарубежных демографических и маркетинговых исследованиях показано, что онлайн-сервисы для знакомства набирают популярность среди молодежи, в особенности среди студентов университетов. При этом не сложилось единой классификации набора целей и мотивов знакомства в сети. Эти знания важны как для понимания аспектов брачного поведения населения, так и для развития таких сервисов. В российском научном дискурсе тема знакомства студентов посредством онлайн-сервисов для знакомства остается практически не изученной. Данное исследование направлено на выявление основных целей знакомства в разрезе долгосрочных (брак, рождение детей, любовь и дружба) и краткосрочных знакомств и анализ влияния на них демографических характеристик российских студентов. Был проведен опрос 3085 студентов, имеющих опыт знакомства в сети. На первом шаге были построены вероятностные пробит-модели с 8 целями знакомства. На втором шаге, на основании факторного анализа были сгруппированы цели знакомства и проведен дополнительный анализ на укреплённых группах долгосрочных и краткосрочных целей знакомства. Получены следующие результаты моделирования: 1) мужчины чаще по сравнению с женщинами преследуют как краткосрочные, так и долгосрочные цели знакомства; 2) популярность краткосрочных отношений в онлайн пространстве растёт с возрастом студента; 3) студенты столичных вузов в большей степени склонны знакомиться с долгосрочными целями; 4) брак, рождение и/или воспитание детей не являются первоочередными для студентов; однако среди студентов долгосрочные отношения с партнером более распространены, чем краткосрочные.

Об авторе

Г. А. Клименко
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Клименко Герман Андреевич — аспирант кафедры народонаселения, Экономический факультет

Москва



Список литературы

1. Калабихина, И. Е., Абдуселимова, И. А., & Клименко, Г. А. (2020). Влияние высокоскоростного интернета на репродуктивное поведение в России.Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, (6), 90–103. https://doi.org/10.38050/01300105202065

2. Мамиконян, О. (2023, Июль 21). В Госдуме разработали законопроект о праве студенток в декрете перевестись на бюджет. Forbes.ru. Дата обращения 14.02.2024, https://www.forbes.ru/forbes-woman/493217-v-gosdume-razrabotali-zakonoproekt-o-pravestudentok-v-dekrete-perevestis-na-budzet

3. Минобрнауки предложило создать в вузах детские комнаты. (н.д.). РБК. Дата обращения 14.02.2024, https://www.rbc.ru/society/11/02/2024/65c8a2c09a7947dd47d641e3

4. Anzani, A., Di Sarno, M., & Prunas, A. (2018). Using smartphone apps to fi nd sexual partners: A review of the literature. Sexologies, 27(3), 61–65. https://doi.org/10.1016/j.sexol.2018.05.001

5. Badal, H. J., Stryker, J. E., DeLuca, N., & Purcell, D. W. (2018). Swipe right: Dating website and app use among men who have sex with men. AIDS and Behavior, 22, 1265–1272. https://doi.org/10.1007/s10461-017-1882-7

6. Barrada, J. R., & Castro, Á. (2020). Tinder users: sociodemographic, psychological, and psychosexual characteristics. International journal of environmental research and public health, 17(21), 8047. https://doi.org/10.3390/ijerph17218047

7. Botnen, E. O., Bendixen, M., Grøntvedt, T. V., & Kennair, L. E. O. (2018). Individual diff erences in sociosexuality predict picture-based mobile dating app use. Personality and Individual Differences, 131, 67–73. https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.04.021

8. Carpenter, C. J., & McEwan, B. (2016). The players of micro-dating: Individual and gender differences in goal orientations toward micro-dating apps. First monday.

9. Chambers, D. (2013). Social media and personal relationships: Online intimacies and networked friendship. Springer.

10. Chan, L. S. (2017). Who uses dating apps? Exploring the relationships among trust, sensation-seeking, smartphone use, and the intent to use dating apps based on the integrative model. Computers in Human Behavior, 72, 246–258. https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.02.053

11. Cleland, J., & Rodriguez, G. (1988). The eff ect of parental education on marital fertility in developing countries. Population studies, 42(3), 419–442. https://doi.org/10.1080/0032472031000143566

12. Gatter, K., & Hodkinson, K. (2016). On the diff erences between Tinder™ versus online dating agencies: Questioning a myth. An exploratory study. Cogent psychology, 3(1), 1162414. https://doi.org/10.1080/23311908.2016.1162414

13. Goluboff , S. L. (2016). Text to sex: The impact of cell phones on hooking up and sexuality on campus. Mobile Media & Communication, 4(1), 102–120. https://doi.org/10.1177/2050157915603759

14. Guryan, J., Hurst, E., & Kearney, M. (2008). Parental education and parental time with children. Journal of Economic perspectives, 22(3), 23–46. https://doi.org/10.1257/jep.22.3.23

15. Gustafsson, S. (2001). Optimal age at motherhood. Theoretical and empirical considerations on postponement of maternity in Europe. Journal of population economics, 14, 225–247. https://doi.org/10.1007/s001480000051

16. Klimenko, G. (2024). Review of the scientifi c literature on online dating services in a demographic and social context. Population and Economics, 8(2), 19–35. https://doi.org/10.3897/popecon.8.e104663.

17. LeFebvre, L. E. (2018). Swiping me off my feet: Explicating relationship initiation on Tinder. Journal of Social and Personal Relationships, 35(9), 1205–1229. https://doi.org/10.1177/0265407517706419

18. Meenagh, J. (2015). Flirting, dating, and breaking up within new media environments. Sex Education, 15(5), 458–471. https://doi.org/10.1080/14681811.2015.1033516

19. Miller, A. R. (2011). The eff ects of motherhood timing on career path. Journal of population economics, 24, 1071–1100. https://doi.org/10.1007/s00148-009-0296-x

20. Neyt, B., Vandenbulcke, S., & Baert, S. (2019). Are men intimidated by highly educated women? Undercover on Tinder. Economics of Education Review, 73, 101914. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2019.101914

21. Orosz, G., Benyó, M., Berkes, B., Nikoletti, E., Gál, É., Tóth-Király, I., & Bőthe, B. (2018). The personality, motivational, and need-based background of problematic Tinder use. Journal of behavioral addictions, 7(2), 301–316. https://doi.org/10.1556/2006.7.2018.21

22. Potarca, G. (2020). The demography of swiping right. An overview of couples who met through dating apps in Switzerland. PLoS One, 15(12), e0243733. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0243733

23. Ranzini, G., & Lutz, C. (2017). Love at fi rst swipe? Explaining Tinder selfpresentation and motives. Mobile Media & Communication, 5(1), 80–101. https://doi.org/10.1177/2050157916664559

24. Sales, N. J. (2015). Tinder and the dawn of the “dating apocalypse”. Vanity fair, 6. Sawyer, A. N., Smith, E. R., & Benotsch, E. G. (2018). Dating application use and sexual risk behavior among young adults. Sexuality Research and Social Policy, 15, 183–191. https://doi.org/10.1007/s13178-017-0297-6

25. Sevi, B., Aral, T., & Eskenazi, T. (2018). Exploring the hook-up app: Low sexual disgust and high sociosexuality predict motivation to use Tinder for casual sex. Personality and Individual Differences, 133, 17–20. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.04.053

26. Shapiro, G. K., Tatar, O., Sutton, A., Fisher, W., Naz, A., Perez, S., & Rosberger, Z. (2017). Correlates of Tinder use and risky sexual behaviors in young adults. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 20(12), 727–734. https://doi.org/10.1089/cyber.2017.0279

27. Smith, A., & Anderson, M. (2016). 5 facts about online dating. Pew Research, 29.

28. Sumter, S. R., & Vandenbosch, L. (2019). Dating gone mobile: Demographic and personality-based correlates of using smartphone-based dating applications among emerging adults. New media & society, 21(3), 655–673. https://doi.org/10.1177/1461444818804773

29. Sumter, S. R., Vandenbosch, L., & Ligtenberg, L. (2017). Love me Tinder: Untangling emerging adults’ motivations for using the dating application Tinder.Telematics and informatics, 34(1), 67–78. https://doi.org/10.1016/j.tele.2016.04.009

30. Timmermans, E., & De Caluwé, E. (2017a). Development and validation of the Tinder Motives Scale (TMS). Computers in Human Behavior, 70, 341–350. https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.01.028

31. Timmermans, E., & De Caluwé, E. (2017b). To Tinder or not to Tinder, that’s the question: An individual diff erences perspective to Tinder use and motives. Personality and Individual Differences, 110, 74–79. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.01.026

32. Timmermans, E., De Caluwé, E., & Alexopoulos, C. (2018). Why are you cheating on tinder? Exploring users’ motives and (dark) personality traits. Computers in Human Behavior, 89, 129–139. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.07.040

33. Tolman, D. L., Striepe, M. I., & Harmon, T. (2003). Gender matters: Constructing a model of adolescent sexual health. Journal of sex research, 40(1), 4–12. https://doi.org/10.1080/00224490309552162

34. Ward, J. (2017). What are you doing on Tinder? Impression management on a matchmaking mobile app. Information, Communication & Society, 20(11), 1644–1659. https://doi.org/10.1080/1369118X.2016.1252412

35. Weiser, D. A., Niehuis, S., Flora, J., Punyanunt-Carter, N. M., Arias, V. S., & Baird, R. H. (2018). Swiping right: Sociosexuality, intentions to engage in infi delity, and infi delity experiences on Tinder. Personality and Individual Differences, 133, 29–33. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.10.025


Рецензия

Для цитирования:


Клименко Г.А. Социально-демографические детерминанты онлайн-знакомств. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2024;(5):240-264. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-5-12

For citation:


Klimenko G.A. Socio-demographic determinants of online dating. Moscow University Economics Bulletin. 2024;(5):240-264. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-5-12

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)