Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Почему турецкая автомобильная промышленность «не боится» глобальных кризисов?

https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-5-10

Аннотация

Турция является одним из успешных крупнейших европейских и мировых игроков на автомобильном рынке, а ее внутренний автомобильный рынок является успешным примером быстрого восстановления после экономических кризисов. В 2020 году Турция стала единственной европейской страной, которая в 2020 году увеличила продажи автомобилей на внутреннем рынке по сравнению с предыдущим годом. Для выявления причин этих успехов авторы в данной статье анализируют автомобильный рынок Турции за 2012–2022 годы, динамику конкурентной ситуации на рынке в целом и внутри лидирующей группы автомобильных производителей, а также действия автоконцернов и турецкого правительства. В качестве методов исследования были использованы индекс Линда (для определения ядра рынка и ключевых игроков), матрица SV (strength/variety) для анализа динамики конкуренции на рассматриваемом рынке, коэффициент Херфиндаля-Хиршмана, а также ретроспективный анализ причинноследственных связей. Исследование показало, что 1) макроэкономические события, повлиявшие на абсолютный уровень продаж автомобилей (кризисы 2014, 2018, 2020 гг.), не оказали существенного влияния на распределение долей рынка между ведущими игроками; 2) история развития турецкого автопрома показывает, что стратегия взаимовыгодного сотрудничества с мировыми автомобильными холдингами, когда Турция создавала совместные предприятия с иностранными компаниями, перенимала опыт, локализовала производство, строила заводы полного цикла, на базе которых развиты собственные исследования и разработки, позволили стране обеспечить устойчивую конкурентоспособность производства на мировом рынке и оказали положительное влияние на экономику Турции; 3) конкурентная ситуация на автомобильном рынке Турции за последние 10 лет характеризуется высокой динамичностью поведения группы лидеров, стабильным ростом их совокупной доли рынка, усилением дифференциации между основными игроками. Важным фактором, обеспечивающим конкурентное преимущество глобальных автомобильных холдингов на турецком рынке, является локализация производства.

Об авторах

С. В. Щелокова
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Щелокова Светлана Викторовна — к.э.н., доцент, Экономический факультет

Москва



В. А. Вертоградов
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Вертоградов Владимир Александрович — руководитель учебно-научной лаборатории «Проект МАХ», Экономический факультет

Москва



Список литературы

1. Бартош, В. А., & Лисецкая, И. Р. (2022). Выявление и анализ доминирующих групп на автомобильном рынке ЮАР (2010–2021). Стратегии бизнеса, 5, 117–123. https://doi.org/10.17747/2311-7184-2022-5-117-123

2. Блохин, А. А., Ломакин-Румянцев, И. В., & Наумов, С. А. (2019). Альфа-бизнес на российском продовольственном рынке. Экономические стратегии, 6, 68–77. https://doi.org/10.33917/es-6.164.2019.68-77

3. Вертоградов, В. А., Щелокова, С. В., & Иванчина, А. А. (2022). Автомобильный рынок РФ: стратегии компаний и действия регуляторов (2009–2021). Стратегии бизнеса, 2, 33–41.

4. Вертоградов, В. А., & Щелокова, С. В. (2022). Стратегии премиальных автомобильных брендов и действия регулятора (2009–2021 гг.). Мир новой экономики, 2, 64–75. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2022-16-2-64-75

5. Говорова, А. В. (2023). История и парадоксы авторынка Китая: восточные стратегии и азиатский регулятор. Проблемы прогнозирования, 1, 150–158. https://doi.org/10.1134/S1075700723010069

6. Иванчина, А. А. (2021). Анализ роста продаж китайских автомобильных брендов в России за период 2019–2020 гг. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал, 4, 64–80. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2021-13-4-64-80

7. Кашбразиев, Р. В. (2021). Факторы экономического развития Турции в ХХI веке. Вестник экономики, права и социологии, 1, 170–173.

8. Кудрявцева, О. В., Абрамова , П. С., & Марков, Н. И. (2023). Анализ конкуренции и уровня доминирования на рынке легковых автомобилей в Республике Корея. Мир новой экономики, 1, 12–30. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2023-17-1-12-30

9. Марков, Н. И. (2023). Анализ конкуренции и уровня доминирования на рынке продуктов для лечения сахарного диабета в России. Медицинский совет, 6, 242–263. https://doi.org/10.21518/ms2023-018

10. Синцеров, Л. М., & Трофимов, Д. А. (2008). Сдвиг мировой автомобильной промышленности в развивающиеся страны. Известия Российской Академии Наук. Серия географическая, 2, 43–50.

11. Спектор, С. В. (2022). Конкуренция на автомобильном рынке Бразилии в 2011– 2021 гг. Латинская Америка, 7, 21–34. https://doi.org/10.31857/s0044748x0019795-3

12. Спектор, С. В., & Вертоградов, В. В. (2023). Конкуренция на рынке премиальных автомобилей Бразилии в 2007–2021 гг. Латинская Америка, 4, 39–52. https://doi.org/10.31857/S0044748X0023732-4

13. Шумилин, А. И. (2020). Евросоюз - Турция: конфликтное партнерство. Научноаналитический вестник Института Европы РАН, 5, 7–15.

14. Щелокова, С. В., & Вертоградов, В. А. (2021). Матрица SV: инструмент стратегического конкурентного анализа для оценки уровня доминирования. Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика, 6, 137–142. https://doi.org/10.38050/0130010520216.7

15. Bukvić, R., Pavlović, R., & Gajić, I. (2014). Possibilities of Application of the Index Concentration of Linda in Small Economy: Example of Serbian Food Industries. Annals of the Oradea University. Fascicle of Management and Technological Engineering, 13, 159–164.

16. Cinicioglu, E. N., Önsel, Ş., & Ülengin, F. (2012). Competitiveness analysis of automotive industry in Turkey using Bayesian networks. Expert Systems with Applications, 12, 10923–10932.

17. Erdogdu, M. M., & Bakoglu, R. (2004). Competitiveness of the Turkish Automotive Industry and Its Possible Eff ects on the EU Competitive Power. The Competition Power of the European Union After the Enlargement, Proc. 3rd International Symposium on Business Administration: The Competition Power of the European Union After the Enlargement, 447–460. Gelibolu, Canakkale.

18. Hirschman A. O. (1964). The Paternity of an Index. The American Economic Review, 54(5).

19. Linda, R. (1976). Methodology of concentration analysis applied to the study of industries and Markets. Brussels: Commission of the European Communities.

20. Taymaz, E., & Yilmaz, K. (2017). Political economy of industrial policy in Turkey The case of the automotive industry. ESID Working Paper. 90. Manchester, UK: The University of Manchester.

21. Yıldırım, M. K. (2018). Competitiveness of Turkey’s Automotive Industry. Journal of Research in Business, Economics and Management, 5, 2254–2260.

22. Vertogradov, V., Shchelokova, S., & Govorova Angelina. (2023). International May Conference on Strategic Management – IMCSM23. Joint application of BCG (growthshare) and SV (strength-variety) matrices for the product strategy development, 19, 202–212. Bor.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Щелокова С.В., Вертоградов В.А. Почему турецкая автомобильная промышленность «не боится» глобальных кризисов? Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2024;(5):200-216. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-5-10

For citation:


Shchelokova S.V., Vertogradov V.A. Why is Turkish automotive industry “not afraid” of global crises. Moscow University Economics Bulletin. 2024;(5):200-216. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-5-10

Просмотров: 77


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)