Учение Адама Смита в китайском интеллектуальном ландшафте
https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-6-8
Аннотация
В статье рассматривается эволюция восприятия идей Адама Смита в Китае от второй половины XIX в. до празднования трехсотлетнего юбилея ученого в 2023 г. в контексте ключевых проблем развития страны. При династии Цин китайские реформаторы почитали Смита как мудреца, советы которого обеспечили процветание и могущество Запада. «Богатство народов» впервые перевел на китайский язык влиятельный мыслитель Янь Фу, книга вышла в 1902 г. под названием «Источники богатства». В первой половине ХХ в. профессиональные экономисты изу чали Смита как представителя либерального течения и как предшественника учения Маркса. В 1931 г. Ван Янань и Го Дали подготовили новый перевод «Богатства народов» для создания благоприятных предпосылок распространения в Китае марксизма. Разочарование в перспективе использования в Китае либеральной модели обусловило рост интереса к протекционизму и государственному контролю над экономикой. Китайские трактовки Смита в 1950-е гг. были обусловлены нормативным статусом марксистской политэкономии и советским интеллектуальным влиянием. С началом проведения политики реформ и открытости возрождение интереса к либерализму и теории рынка переросло в стремление использовать моральное учение Смита для сглаживания негативных последствий преобразований. На современном этапе в Китае стараются извлечь уроки из суждений Смита о причинах упадка династии Цин. Интерпретация его учения связана с обсуждением концепции модернизации китайского типа и задачами построения современной системы рыночной экономики. Восприятие наследия Смита становится все более целостным и сбалансированным.
Ключевые слова
Об авторе
О. Н. БорохРоссия
Борох Ольга Николаевна — к.э.н., ведущий научный сотрудник
Москва
Список литературы
1. Арриги, Дж. (2009). Адам Смит в Пекине: Что получил в наследство XXI век. М.: Институт общественного проектирования.
2. Борох, О. Н. (2017). Обсуждение наследия Адама Смита в Китае в 1920-е годы в контексте освоения западной экономической мысли. Вестник СПбГУ. Экономика, 33(4), 566–592. https://doi.org/10.21638/11701/spbu05.2017.403
3. Смит, А. (2007). Исследование о природе и причинах богатства народов. Пер. с англ.; предисл. В. С. Афанасьева. М.: Эксмо.
4. Сунь Ятсен (1985). Программа строительства государства (1917–1919 гг.). Сунь Ятсен. Избранные произведения. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 145–284.
5. Янь Фу (1961). Источники силы. Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–1898). М.: Издательство Академии наук СССР, 170–206.
6. Chen, Ciliang (1907). Xu Fuguoce [The sequel of The Policy to Enrich the Nation]. N.p.
7. Chen, Daisun (1981). Cong gudian xuepai dao Makesi: Ruogan zhuyao xueshuo fazhan lunlüe [From the classical school of economics to Marx: A brief discussion on the development of several major theories]. Shanghai: Shanghai renmin chubanshe.
8. Coase, R., & Wang, Ning (2012). How China Became Capitalist. London: Palgrave Macmillan.
9. Guo, Dali, & Wang, Yanan (Translators) (1931). Guofulun (Shang juan), (Xia juan). [Ying] Yadang Simi zhu, Guo Dali, Wang Yanan he yi [The Wealth of Nations. 2 vols. Adam Smith. Transl. by Guo Dali & Wang Yanan]. Shanghai: Shenzhou guoguang she.
10. Fan, Gang (1998). “Bu daode” de jingjixue [“Unmoral” economic science]. Du shu, 6, 50–55.
11. Hanley, R. P. (2014). The “Wisdom of the State”: Adam Smith on China and Tartary. The American Political Science Review, 108(2), 371–382.http://www.jstor.org/stable/43654378
12. Hu, Huaiguo (2023). Xiandaihua shiye xia de Yadang Simi [Adam Smith from the perspective of modernization]. Hebei jingmao daxue xuebao, 44(5), 21–25.
13. Hu, Shanheng (1926). Yuanfu yi bai wushi shouyan [The 150th anniversary of The Origins of Wealth]. Dongfang zazhi, 23(6), 15–26.
14. Li, Bozhong (2023). Yadang Simi yu jingji shixue [Adam Smith and economic historiography]. Hebei jingmao daxue xuebao, 44(5), 5–9.
15. Li, Quanshi (1923). Simi Yadan xueshuo zhi piping [The critique of Adam Smith’s teaching]. Dongfang zazhi, 20(17), 64–69.
16. Li, Quanshi (1929). Ziyou maoyi yu baohu guanshui [Free trade and protective tariff s]. Shanghai: Dongnan shudian.
17. Liang, Qichao (1999a). Xin min shuo [Theory of renewal of the people]. In Liang Qichao quanji. Di 3 juan [Complete Works of Liang Qichao. Vol. 3]. Beij ing: Beij ing chubanshe, 655–735.
18. Liang, Qichao (1999b). Shengjixue xueshuo yange xiaoshi [Concise history of economic thought]. In Liang Qichao quanji. Di 4 juan [Complete Works of Liang Qichao. Vol. 4]. Beij ing: Beij ing chubanshe, 982–1005.
19. Lin, Justin Yifu, & Hu, Shudong (2001). Zhongguo jingjixue bai nian huigu [Economic research in China: The last 100 years]. Jingjixue jikan, 1(1), 3–18.
20. Liu, Binglin (1926). Yadang Simi [Adam Smith]. Shanghai: Shangwu yinshuguan. Lu, Youzhang, & Li, Zongzheng (1965). Jingji xueshuo shi [History of economic doctrines]. Beij ing: Renmin daxue chubanshe.
21. Luo, Wei-Dong (2016a). Adam Smith in China: From Ideology to Academia. In Hanley, R. P. (Ed.). Adam Smith: His life, Thought, and Legacy. Princeton University Press, 512–524.
22. Luo, Wei-Dong (2016b). Zhengzhi yu xueshu zhij ian: Yadang Simi xingxiang zai Zhongguo bianqian [From ideology to academia: The changing image of Adam Smith in China]. Nanguo xueshu, 6(4), 542–551.
23. Ma, Guangqi, & Huang, Weili (2022). Guofulun zhong de Zhongguo yuansu ji qi dui xifang jingji sixiang de yingxiang [Chinese elements in The Wealth of Nations and its infl uence on Western economic thought]. Guangxi caijing xueyuan xuebao, 35(5), 1–10.
24. Ma, Yinchu (1924). Makesi xueshuo yu Lishite xueshuo erzhe shu yi yu Zhongguo [Which teaching — Marx’s or List’s — is suitable for China]. In Ma Yinchu yanjiangji [Collection of lectures by Ma Yinchu]. Shanghai: Shangwu yinshuguan, 220–228.
25. Ma, Yinchu (1935). Zhongguo jingji gaizao [Transformation of the Chinese economy]. Shanghai: Shangwu yinshuguan,
26. Ma, Yinchu (1999). Zibenzhuyi guojia jingji sixiang zhi liang pai [Two major schools of economic thought in capitalist countries]. In Ma Yinchu quanji. Di qi juan [Complete works of Ma Yinchu. Vol. 7]. Hangzhou: Zhejiang renmin chubanshe, 268–280.
27. Мiao, Degang (2022). Jingji sixiang zhuanxing yu jingjixue zaoqi bentuhua — jiyu Guofulun zai jindai Zhongguo chuanbo de kaocha [Transformation of economic thought and early localization of economics — Based on the investigation of the spread of The Wealth of Nations in Modern China]. Caijing wenti yanjiu, 9, 28–35.
28. Milner, Th. (1853). The History of England. London: The Religious Tract Society.
29. Pu, Zhi (1923). Simi Yadan er bai nian jinian [The celebration of Adam Smith’s bicentenary]. Dongfang zazhi, 20(17), 1.
30. Sa, Mengwu (1923). Yadan Simi zhi jingji sixiang yu Rujia jingji sixiang zhi chayi [The diff erence between the economic ideas of Adam Smith and the economic ideas of Сonfucians]. Xueyi, 5(7), 1–20.
31. Tang, Qingzeng (1930). Xiyang wu da jingjixuejia [Five great Western economists]. Shanghai: Liming shuju.
32. Tao, Xisheng (1936). Bianji de hua [Letter from the editor]. Shihuo (banyuekan), 3(3), 50.
33. Wang, Yanan (1981). Gaiding yiben xuyan [Preface to the revised ed ition]. In Guomin caifu de xingzhi he yuanyin de yanjiu. Shang juan. [Ying] Yadang Simi zhu, Guo Dali, Wang Yanan yi [An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. P. 1. Adam Smith. Transl. by Guo Dali, Wang Yanan]. Beij ing: Shangwu yinshuguan, i–viii.
34. Wen, Jiabao (2009). Wen Jiabao zongli zai Yingguo Jianqiao daxue fabiao yanjiang (quanwen) [Premier Wen Jiabao delivered a speech at Cambridge University in the UK (full text)]. (February 3). Retrieved November 10, 2023, from https://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/oz_678770/1206_679906/1209_679916/200902/t20090203_9353572.shtml
35. Yan, Fu (1969). Yu Liang Rengong lun suo yi Yuan fu shu [Discussing the translation of The Origins of Wealth with Liang Qichao]. In Yan Jidao shi wen chao [Prose and Poetry of Yan Jidao]. Jindai Zhongguo shiliao congkan, issue 417. Taibei: Wenhai chubanshe, 256–262.
36. Yan, Fu (Translator) (1981). Yuan fu. [Ying] Yadang Simi zhu. Yan Fu yi [The Origins of Wealth (Engl.) Adam Smith. Transl. by Yan Fu]. Beij ing: Shangwu yinshuguan.
37. Yan, Zhij ie (2023). Yadang Simi de lilun yichan ji qi xianshi yiyi [Adam Smith’s theoretical legacy and its practical signifi cance]. Hebei jingmao daxue xuebao, 44(5), 1–4.
38. Yang, Jingnian (Translator) (2001). Guofulun (Shang xia) — Yingxiang shij ie lishi jincheng de shu. [Ying] Simi zhu, Yang Jingnian yi [The Wealth of Nations. P. 1–2 — Books that have infl uenced the history of the world. Smith. Transl. by Yang Jingnian]. Xi’an: Shaanxi renmin chubanshe.
39. Zhang, Dengde, & Liu, Qian (2021). Lilun yu xianshi: jindai Zhongguo xuejie lun Yadang Simi yu Lisite [Theory and reality: Scholars’ discussion on Adam Smith and List in Modern China]. Ludong daxue xuebao (zhexue shehui kexue ban), 38(1), 29–35.
40. Zhang, Dengde (2022a). Yadang Simi zai jindai Zhongguo zhishij ie de xingxiang fenxi [Analysis of Adam Smith’s image in the intellectual circles in Modern China]. Shandong shehui kexue, 11, 116–125.
41. Zhang, Dengde (2022b). Fuqiang yu qimeng: Zhongguo jindaishi tansuo [Wealth, power and enlightenment: An exploration of Modern Chinese history]. Beij ing: Zhongguo shehui kexue chubanshe.
42. Zhao, Naituan (1936). Simi Yadang Guofulun zhuanshu de jingguo ji qi xueshuo yuanyuan [The writing process and theoretical origins of Adam Smith’s The Wealth of Nations]. Shihuo (banyuekan), 3(7), 1–9.
43. Zhou, Jianbo, Liu, Ting, & Zhang, Yue (2023). Yadang Simi lun chuantong Zhongguo [Adam Smith on traditional China]. Hebei jingmao daxue xuebao, 44(5), 10–20.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Борох О.Н. Учение Адама Смита в китайском интеллектуальном ландшафте. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2024;(6):104-124. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-6-8
For citation:
Borokh O.N. Adam Smith’s teaching in Chinese intellectual landscape. Moscow University Economics Bulletin. 2024;(6):104-124. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-6-8