Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Критерии экологического качества продукции в представлении студенческой молодежи

https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-60-2-13

Аннотация

На сегодня вопрос экологизации потребления важен как для потребителей, заинтересованных в приобретении экологически чистой продукции (ЭЧП), так и для производителей, заинтересованных в расширении рынков сбыта такой продукции. Однако в нем по сей день остается много «белых пятен», начиная с критериев отнесения продукции к экологически чистой. Цель работы – выделить критерии экологического качества продукции в представлении молодежи на примере первокурсников Тюменского государственного университета. Методологической основой исследования являлись труды российских и зарубежных ученых, раскрывающие, какие признаки свойственны ЭЧП, а также результаты опроса 741 студента о видах ЭЧП и ее атрибутах.

Понятие ЭЧП в русскоязычных источниках трактуется неоднозначно – от узкого понимания как продукции, безопасной для здоровья человека, до широкого понимания, учитывающего также влияние продукции на окружающую среду на разных стадиях ее жизненного цикла. В иностранных источниках имеются комплексные определения ЭЧП, а также развернутые перечни критериев отнесения продукции к экологически чистой. Результаты опроса показали, что студенты ассоциируют ЭЧП с определенными материалами (полученными из растительного сырья, хорошо поддающимися переработке, произведенными из вторсырья). В качестве основных критериев экологичности в ответах студентов фигурировали следующие: многократное использование продукции, биоразлагаемость, возможность переработки отходов продукции, снижение потребления сырья и загрязнения окружающей среды вредными веществами на этапах производства и использования продукции, сокращение образования отходов. Так же были выявлены ошибочные представления об отнесении ряда продуктов к ЭЧП, в связи с чем делается вывод о необходимости экологического просвещения.

Каталог, разработанный для систематизации ответов студентов и включающий 196 признаков ЭЧП, может использоваться для изучения понимания ЭЧП потребителями различных сегментов рынка и выстраивания стратегий повышения экологического качества продукции.

Об авторах

О. А. Притужалова
Тюменский государственный университет
Россия

Тюмень



А И. Иванова
Тюменский государственный университет
Россия

Тюмень



О. А. Кушнарева
Тюменский государственный университет
Россия

Тюмень



Э. Э. Ахмаева
Тюменский государственный университет
Россия

Тюмень



Список литературы

1. Адамов, Э. В., & Булгаков, Г. В. (2019). Потенциал развития экологического маркетинга и проблема гринвошинга в России. В сб. Я. Ю. Радюкова (ред.), Державинские чтения (с. 264–274). ТГУ им. Г. Р. Державина. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41150367

2. Горностаева, Ж. В., Жидков, В. Е., & Алехина, Е. С. (2014). Особенности государственного регулирования производства экологически чистых продуктов питания. Science Time, 12, 108–118. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22844405

3. Гришанова, С. В., & Татаринова, М. Н. (2013). Проблемы экологизации потребления и экологическая маркировка продукции. Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 9(107), 147–152. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20283690

4. Коломыйко, У. Н., & Виноградова, А. В. (2012). Российский рынок экопродуктов: проблемы и пути решения. Международный технико-экономический журнал, 2, 29–33. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=pfqzxz

5. Компанеец, М., & Подарь, Е. (2022). Производство экологически чистых продуктов как приоритетное направление развития рынка продовольствия. В сб. Л. Тодорич (ред.), VIII Национальная научно–практическая конференция «Проблемы и вызовы экономики региона в условиях глобализации» (с. 51–60). Tipografi a Centrografi c SRL. https://ibn.idsi.md/ru/vizualizare_articol/173686

6. Лебедев, А. В., & Багнюк, Д. В. (2019). Операционализация понятия «Экологичность» на основе изучения потребителей экологических продуктов питания. Экономика устойчивого развития, 3(39), 208–215. https://istina.msu.ru/publications/article/239757882/

7. Леонтьев, М. С., & Овсянников, Ю. А. (2010). Исследование востребованности экологически чистых продуктов питания на потребительском рынке Екатеринбурга. Известия Уральского государственного экономического университета, 4(30), 152–157. https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vostrebovannosti-ekologicheski-chistyhproduktov-pitaniya-na-potrebitelskom-rynke-ekaterinburga

8. Лукина, А. В. (2019). Парадокс экологичных товаров: почему все хотят, но мало кто покупает экологичные товары? В сб. Н. Г. Багаутдинова, Л. Н. Сафиуллин, Е. В. Макарова (ред.), III Всероссийский экономический форум с международным участием «Экономика в меняющемся мире» (с. 216–219). Казанский (Приволжский) федеральный университет. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38562831

9. Никитина, Б. А. (2021). Потребительский выбор в сфере товаров хозяйственнобытового назначения и способность российского потребителя к экологической рефлексии. Вестник Самарского муниципального института управления, 2, 82–91. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47224607

10. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Дата обращения 31.03.2024, https://classifikators.ru/okpd

11. Орлин, Н. А., & Савельева, К. С. (2017). Характеристика йогуртов и схожей продукции с позиций их экологичности. Международный журнал экспериментального образования, 3-1, 84–85. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28779495

12. Панасейкина, В. С., & Беляева, Е. А. (2021). Тенденции спроса на экологические товары и ответственное потребление в России. Московский экономический журнал, 8, 346–355. https://doi:10.24412/2413-046Х-2021-10495

13. Писарева, Е. В. (2015). Маркетинговое исследование востребованности экологического продовольствия в молодежной среде: декларация, реальность, перспективы. Практический маркетинг, 10(224). 13–17. https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovoe-issledovanie-vostrebovannosti-ekologicheskogo-prodovolstviya-vmolodezhnoy-srede-deklaratsiya-realnost-perspektivy

14. Ратнер, С. В., & Дробот, А. С. (2021). Оценка соответствия экомаркировки товаров широкого потребления стандартам ИСО 14020–14025. Экономический вестник ИПУ РАН, 1(2), 53–69. https://doi.org/10.25728/econbull.2021.1.5-ratner

15. Смирнова, Е. В. (2010). Экологический маркетинг. Практический маркетинг, 4(158), 9–14. https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-marketing

16. Трифанова, Е. Н. (2020). Поведение потребителей на рынке экологически чистых продуктов питания. В сб. Е. В. Юдина (ред.), Студенческая наука об актуальных проблемах и перспективах инновационного развития регионального АПК (с. 158–161). Омский ГАУ им. П. А. Столыпина. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43053365

17. Федотова, О. В., & Табекина, О. А. (2014). Исследование отношения российских потребителей к экопродукции (на примере электроники). Региональная экономика: теория и практика, 21(348), 21–28. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21596726

18. Черемушкина, И. В., & Осенева О. В. (2019). Прогноз и перспективы формирования потребительских предпочтений в области экологически чистых продуктов на региональном рынке. Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий, 4(82), 171–177. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2019-4-171–177

19. Яковлева, Ю. К., & Скороварова, М. К. (2019). Экологический маркетинг: концептуальные взгляды и тенденции последних десятилетий. Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право, 1, 189–196. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38582951

20. Bhardwaj, A. K., Garg, A., Ram, S., Gajpal, Y., & Zheng, C. (2020). Research Trends in Green Product for Environment: A Bibliometric Perspective. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(22), Article 8469. https://doi.org/10.3390/ijerph17228469

21. Cheah, I., & Phau, I. (2011). Attitudes towards environmentally friendly products: The infl uence of ecoliteracy, interpersonal infl uence and value orientation. Marketing Intelligence & Planning, 29(5), 452–472. https://doi.org/10.1108/02634501111153674

22. Dangelico, R. M., & Pontrandolfo, P. (2010). From green product defi nitions and classifi cations to the Green Option Matrix. Journal of Cleaner Production, 18(16–17), 1608–1628. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2010.07.007

23. Kianpour, K., Jusoh, A., & Asghari, M. (2014). Environmentally friendly as a new dimension of product quality. International Journal of Quality & Reliability Management, 31(5), 547–565. https://doi.org/10.1108/IJQRM-06-2012-0079

24. Lu, L., Bock, D. & Joseph, M. (2013). Green marketing: what the Millennials buy. Journal of Business Strategy, 34(6), 3–10. https://doi.org/10.1108/JBS-05-2013-0036

25. Marcon, A., Ribeiro, J. L. D., Dangelico, R. M., de Medeiros, J. F., & Marcon, É. (2022). Exploring green product attributes and their eff ect on consumer behaviour: A systematic review. Sustainable Production and Consumption, 32, 76–91. https://doi.org/10.1016/j.spc.2022.04.012

26. Sdrolia, E., & Zarotiadis, G. (2018). A comprehensive review for green product term: from defi nition to evaluation. Journal of Economic Surveys, 33(10), 150–178. https://doi.org/10.1111/joes.12268

27. Vučemilović, V., Kovačević, A. & Blažević, I. (2021). Acceptability and perception of environmentally friendly products by student population in Croatia. Ekonomski vjesnik, 34, 265–277. https://doi.org/10.51680/ev.34.2.2

28. Wang, W., Ma, D., Wu, F., Sun, M., Xu, S., Hua, Q., & Sun Z. (2023). Exploring the Knowledge Structure and Hotspot Evolution of Greenwashing: A Visual Analysis Based on Bibliometrics. Sustainability, 15(3), 2290. https://doi.org/10.3390/su15032290


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Притужалова О.А., Иванова А.И., Кушнарева О.А., Ахмаева Э.Э. Критерии экологического качества продукции в представлении студенческой молодежи. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2025;(2):279-308. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-60-2-13

For citation:


Prituzhalova O.A., Ivanova A.I., Kushnareva O.A., Akhmaeva E.E. Criteria of product environmental quality in students’ perception. Moscow University Economics Bulletin. 2025;(2):279-308. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-60-2-13

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)