Человек и искусственный интеллект в дискурсе поведенческой экономики
https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-60-3-1
Аннотация
В условиях экспоненциального роста технологических возможностей и увеличения объема данных искусственный интеллект (ИИ) может обеспечить не только повышение точности прогнозирования, но и нивелировать влияние когнитивных искажений, что существенно упрощает процесс принятия решений. ИИ отделяет прогнозирование от суждения, дополняя человека в процессе принятия решения, наиболее точно просчитывая вероятности, тем самым повторяя работу человеческой Системы-1, которая также автоматически просчитывает вероятности, но из-за эвристики суждений допускает предсказуемые систематические ошибки. В статье выявлены преимущества использования алгоритмов ИИ: во-первых, снижение когнитивной нагрузки при рассмотрении альтернатив, во-вторых, более точный прогноз, не поддающийся фреймингу, в-третьих, возможность выстраивать архитектуру выбора в рамках политики подталкивания. Обосновывается, что автоматизация и алгоритмы ИИ начинают влиять на индивидуальные решения, поднимая вопросы о природе автономного выбора и рациональности в цифровую эпоху. На практике симбиоз человека и ИИ, широко используемый в маркетинге, ритейле и др., позволяет выстраивать симулятивные модели реалистичного мультиагентного поведения, проводить динамическую сегментацию и создавать персонализированный контент на основе большого массива данных о предпочтениях потребителей, адаптировать инновационные продукты и кастомизировать индивидуальные предложения. В исследовании применяется междисциплинарный методологический подход, основанный на синтезе подходов поведенческой экономики, маркетинга и наук об ИИ. Авторы приходят к выводу, что динамичное партнерство ИИ и человека имеет мощный преобразующий потенциал в различных сферах жизнедеятельности от оптимизации бизнес-процессов до улучшения качества нашей жизни.
Об авторах
И. В. МанаховаРоссия
Манахова Ирина Викторовна — д.э.н., профессор, экономический факультет, МГУ имени М. В. Ломоносова, экономический факультет, РУДН имени Патриса Лумумбы
Москва
AuthorID: 377220
Scopus Author ID: 57216898138А. М. Маковская
Россия
Маковская Алсу Мунировна — инженер, экономический факультет, кафедра философии и методологии экономики
Москва
Список литературы
1. Агамалиев, Р. (2024). От «Энигмы» до ChatGPT. Эволюция искусственного интеллекта и российские бизнес-кейсы. МИФ.
2. Агравал, А., Ганс, & Д., Голдфарб, А. (2019). Искусственный интеллект на службе бизнеса. Как машинное прогнозирование помогает принимать решения. Манн, Иванов и Фербер.
3. Агравал, А., Ганс, Д., & Голдфарб, А. (2024). От предвидения к власти. Как ИИпрогнозирование трансформирует экономику и как использовать его силу в своих целях. Манн, Иванов и Фербер.
4. Ажар, А. (2023). Экспонента. Манн, Иванов и Фербер.
5. Бузгалин, А. В., Манахова, И. В., Молчанов, И. Н., Павлов, М. Ю., & Рассадина, А. К. (2022). Человек как экономический актор: потенциал диалога поведенческой экономики и современной марксистской политэкономии. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, (2), 26–44. https://doi.org/10.38050/01300105202222
6. Бутл, Р. (2023). Искусственный интеллект и экономика: Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин. Альпина ПРО.
7. Жданов, Д. А. (2024). Влияние генеративного искусственного интеллекта на функционирование компании. Экономическая наука современной России, 1 (104), 89–102. https://doi.org10.33293/1609-1442-2024-1(104)-89-102
8. Доэрти, П., & Уилсон, Д. (ред.) (2024). Душа машины. Радикальный поворот к человекоподобию систем искусственного интеллекта. МИФ.
9. Иглмен, Д., & Брандт, Э. (2023). Креативный вид. Как стремление к творчеству меняет мир. Манн, Иванов и Фербер.
10. Канеман, Д. (2020). Думай медленно... решай быстро. АСТ.
11. Капелюшников, Р. И. (2021). Экономические очерки: История идей, методология, неравенство, рост. Изд. дом Высшей школы экономики.
12. Кёниг, Г. (2023). Конец индивидуума. Путешествие философа в страну искусственного интеллекта. Individuum.
13. Котлер, Ф., Сетиаван, А., & Картаджайя, Х. (2022). Маркетинг 5.0. Технологии следующего поколения. Эксмо. (Атланты маркетинга).
14. Котлер, Ф., Сетиаван, А., & Картаджайя, Х. (2024). Маркетинг 6.0. Будущее за иммерсивностью, слиянием цифрового и физического миров. Эксмо. (Атланты маркетинга).
15. Манахова, И. В. (2022). Человек в экономике XXI века: новый взгляд поведенческой экономики. Научные труды Вольного экономического общества России. 3(235), 249–258. https://doi.org10.38197/2072-2060-2022-235-3-249-258
16. Пинкер, С. (ред.) (2023). Рациональность: Что это, почему нам её не хватает и чем она важна. Альпина нон-фикшн.
17. РБК тренды «Фундамент будущих перемен». (2024). РБК, 09–10 (181), 37–43.
18. Руз, К. (2021). Устойчивы к будущему. 9 правил для людей в эпоху машин. Манн, Иванов и Фербер. (Цифровые технологии).
19. Сазерленд, Р. (2021). Алхимия: Тайное искусство и тонкая наука магии в брендах, бизнесе и жизни. Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус.
20. Сибел, Т. (ред.) (2021). Цифровая трансформация. Как выжить и преуспеть в новую эпоху. Манн, Иванов и Фербер.
21. Харари, Ю. Н. (2022). 21 урок для XXI века. Синдбад.
22. Харари, Ю. Н. (2024). Nexus. Краткая история информационных сетей от каменного века до искусственного интеллекта. Саммари. Smart Reading.
23. Davidson, S. (2024). The economic institutions of artifi cial intelligence. Journal of Institutional Economics, 20, e20, 1–16. https://doi.org/10.1017/S1744137423000395
24. Opp, K.-D. (2017). Dump the Concept of Rationality Into Deep Ocean. In B. S. Frey, D. Iselin (Eds.), Economic Ideas You Should Forget (p. 95–96). Berlin: Springer International Publishing AG. https://doi.org/10.1007/978-3-319-47458-8_41
25. Thaler, R. (2018). From Cashews to Nudges: The Evolution of Behavioral Economics. American Economic Review, 108 (6), 1265–1287. https://doi.org/10.1257/aer.108.6.1265
Рецензия
Для цитирования:
Манахова И.В., Маковская А.М. Человек и искусственный интеллект в дискурсе поведенческой экономики. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2025;(3):3-19. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-60-3-1
For citation:
Manakhova I.V., Makovskaya A.M. Human and artifi cial intelligence in the discourse of behavioral economics. Moscow University Economics Bulletin. 2025;(3):3-19. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-60-3-1