Искусственный интеллект в преподавании управленческих дисциплин: возможности и риски
https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-60-3-15
Аннотация
Ключевой целью исследования, результаты которого представлены в данной статье, является раскрытие потенциала повышения качества преподавательской деятельности в области управленческих дисциплин на основе применения инструментов искусственного интеллекта (ИИ). Авторы в качестве методологического подхода в своей работе рассматривают системный анализ трансформации роли и основных функций, задач преподавателя в условиях стремительного развития и доступности инструментов генеративного искусственного интеллекта (ГИИ). Обосновано зарождение и развитие в области управленческих дисциплин новой гибридной модели «преподаватель + ИИ». В статье рассматривается промпт-инжиниринг как инструмент разработки и дизайна управленческих курсов, показаны возможности соверенствования системы оценивания с использованием искусственного интеллекта, отдельное внимание уделено новым инструментам визуализации учебного материала для повышения вовлеченности обучающихся, приведены успешные практики интеграции различных инструментов ИИ в учебном процессе. Авторы обосновывают, что ИИ не только предоставляет новые возможности совершенствования преподавательской деятельности, но и порождает новые проблемы как педагогического, так и организационного характера в области управленческих дисциплин. Результаты и выводы, представленные в статье, направлены на расширение дискурса о возможностях и рисках применения генеративного искусственного интеллекта в сфере управленческого образования
Ключевые слова
Об авторах
О. П. МолчановаМолчанова Ольга Петровна — д.э.н., профессор, экономический факультет
Москва
И. Д. Бурак
Россия
Бурак Ирина Дмитриевна — к.э.н., доцент, экономический факультет
Москва
С. В. Щелокова
Россия
Щелокова Светлана Викторовна — к.э.н., доцент, экономический факультет
Москва
Список литературы
1. Байзаров, А. Е., Севрюков, С. Ю., Трофимцева, А. С., Сытник, А. Н., Рудакова, Д. Д., Базлуцкая, М. М., & Дроздова, П. П. (2024). Искусственный интеллект и образование. Коротко о том, что происходит. (Б. А., Ред.) Санкт-Петербург: Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ.
2. Молчанова, О. П., & Щелокова, С. В. (2023). Синхронизация образовательной исследовательской и консультационной деятельности в области менеджмента как антикризисная мера. В Г. И. Брялина, & Л. В. Лапидус (Ред.), Международная ежегодная научная конференция Ломоносовские чтения-2022. Секция экономических наук. Наука и искусство экономической политики в кризисных условиях Сборник лучших докладов (с. 381–388). Москва: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.
3. Тихонов, А. Н., Абрамешин, А. Е., Воронина, Т. П., Иванников, А. Д., & Молчанова, О. П. (1998). Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита-Пресс.
4. Bouschery, S., Blazevic, V., & Piller, F. (2023). Augmenting Human Innovation Teams with Artifi cial Intelligence: Exploring Transformer-Based Language Models. Journal of Product Innovation Management, 40(3).
5. Burak, I., & Razumova, T. (2023). INTED2023 Proceedings. Distant vs face-to-face vs hybrid learning: pros & cons for professional education (pp. 7215-7219). Valencia: IATED.
6. Chatterjee, J., & Dethlefs, N. (2023). This new conversational AI model can be your friend, philosopher, and guide ... and even your worst enemy. Patterns, 4(1), 100676.
7. Cranefi eld, J., Winikoff , M., Chiu, Y., Li, Y., Doyle, C., & Richter, A. (2022). Partnering with AI: The case of digital productivity assistants. Journal of the Royal Society of New Zealand, 53(1), 95-118.
8. Dwivedi, Y. K., Kshetri, N., Hughes, L., Slade, E. L., Jeyaraj, A., Kar, A. K., Baabdullah, A. M., Koohang, A., Raghavan, V., Ahuja, M., Albanna, H., Albashrawi, M. A., Al-Busaidi, A. S., Balakrishnan, J., Barlette, Y., Basu, S., Bose, I., Brooks, L., Buhalis, D., Carter, L., Chowdhury, S., Crick, T., Cunningham, S. W., Davies, G. H., Davison, R. M., Dé, R., Dennehy, D., Duan, Y., Dubey, R., Dwivedi, R., Edwards, J. S., Flavián, C., Gauld, R., Grover, V., Hu, M.-C., Janssen, M., Jones, P., Junglas, I., Khorana, S., Kraus, S., Larsen, K. R., Latreille, P., Laumer, S., Malik, F. T., Mardani, A., Mariani, M., Mithas, S., Mogaji, E., Nord, J. H., O’Connor, S., Okumus, F., Pagani, M., Pandey, N., Papagiannidis, S., Pappas, I. O., Pathak, N., Pries-Heje, J., Raman, R., Rana, N. P., Rehm, S. V., Ribeiro-Navarrete, S., Richter, A., Rowe, F., Sarker, S., Stahl, B. C., Tiwari, M. K., van der Aalst, W., Venkatesh, V., Viglia, G., Wade, M., Walton, P., Wirtz, J., & Wright, R. (2023). Opinion Paper: “So what if ChatGPT wrote it?” Multidisciplinary perspectives on opportunities, challenges and implications of generative conversational AI for research, practice and policy. International Journal of Information Management, 71, 102642. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2023.102642
9. D’Amico, А., Delteil, В., Hazan, Е., Tricoli, А., & Montard, А. (5 February 2025 г.). How AI is transforming strategy development. Получено из McKinsey & Company: https://www.mckinsey.com/capabilities/strategy-and-corporate-finance/our-insights/how-ai-istransforming-strategy-development#/
10. Fatemi, G., & Saito, E. (2020). Unintentional plagiarism and academic integrity: The challenges and needs of postgraduate international students in Australia. Journal of Further and Higher Education, 44(10), 1305–1319.
11. Gupta, P., Mahajan, R., Badhera, U., & Kushwaha, P. S. (2024). Integrating generative AI in management education: A mixed-methods study using social construction of technology theory. The International Journal of Management Education, 22(3).
12. Hu, K. (2023). ChatGPT sets record for fastest-growing user base. Получено January 2025 г., из Reuters: https://www.reuters.com/technology/chatgpt-sets-record-fastestgrowing-user-base-analyst-note-2023-02-01
13. Jose, E. M. K., Prasanna, A., Kushwaha, B. P., & Das, M. (2024). Can generative AI motivate management students? The role of perceived value and information literacy. The International Journal of Management Education, 22(3), 101082. https://doi.org/10.1016/j.ijme.2024.101082
14. Lee, K.-W. (2025). An integrated framework for Gen AI-assisted management learning: Insights from Kolb’s learning cycle theory and knowledge types perspectives. The International Journal of Management Education, 23(2), 101164. https://doi.org/10.1016/j.ijme.2025.101164
15. Lim, W. M., Gunasekara, A., Pallant, J., Pallant, J. L., & Pechenkina, E. (2023). Generative AI and the future of education: Ragnarök or reformation? A paradoxical perspective from management educators. The International Journal of Management Education, 21(2), 100790.
16. Shchelokova, S., & Suslova, I. (2023). Managerial competencies of graduates: Requirements in the post-covid era. INTED2023 Proceedings (стр. 6662–6662). IATED.
17. Valcea, S., Hamdani, M. R., & Wang, S. (2024). Exploring the Impact of ChatGPT on Business School Education: Prospects, Boundaries, and Paradoxes. Journal of Management Education, 48(5), 915-947. https://doi.org/10.1177/10525629241261313
18. Wang, K., Cui, W., & Yuan, X. (2025). Artifi cial Intelligence in Higher Education: The Impact of Need Satisfaction on Artifi cial Intelligence Literacy Mediated by Self-Regulated Learning Strategies. Behavioral Sciences, 15(2), 165. https://doi.org/10.3390/bs15020165
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Молчанова О.П., Бурак И.Д., Щелокова С.В. Искусственный интеллект в преподавании управленческих дисциплин: возможности и риски. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2025;(3):348-365. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-60-3-15
For citation:
Molchanova O.P., Burak I.D., Shchelokova S.V. Artificial intelligence in management education: opportunities and challenges. Moscow University Economics Bulletin. 2025;(3):348-365. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-60-3-15