СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
https://doi.org/10.38050/01300105202219
Аннотация
Работа посвящена актуальной научной задаче повышения эффективности управления государственными закупками в условиях асимметрии информации за счет использования современных механизмов и технологий цифровизации. Проблематику работы сформировало изучение негативных эффектов неравномерного распределения информации между сторонами сделки на этапе выбора поставщика, а также качественные аспекты планирования, бюджетирования и подготовки закупок государственными заказчиками. Теоретическую основу составляют теория рынков с асимметричной информацией, теория контрактов, а также теория и практика процессного подхода к управлению, которым посвящено множество значимых мировых экономических исследований. Актуальность работы обосновывается увеличением государственного сектора экономики, где особую важность приобретает эффективность закупок, а очевидным риском становится постоянное вытеснение с рынка высококачественных товаров, работ и услуг и их замена низкокачественными (явление отрицательного отбора). В свете стоящих перед государством задач автору видится востребованной разработка концептуальной модели и методологии использования механизмов цифровизации и современных информационных технологий как для микроэкономического регулирования и содействия качественным поставщикам, так и для повышения эффективности деятельности органов власти, государственных корпораций, компаний и предприятий.
Об авторе
А. С. КорецкийРоссия
Корецкий Александр Сергеевич — ведущий специалист, НИИ Социальных систем
Москва
Список литературы
1. Авдашева, С. Б. (ред.), Яковлев, А. А., Головщинский, К. И. и др. (2020). Регламентированные закупки в России: как повысить стимулирующую роль расходов бюджетов и регулируемых компаний. НИУ ВШЭ.
2. Алтухов, А. В., Афинская, З. Н., & Иващенко, Н. П. (2020). «Умные» концепты инновационной экономики: междисциплинарное исследование. Экономика и управление, 26, 7 (177), 730–738. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-7-730-738.
3. Анчишкина, О. В. (2017). Контрактные основы российской экономики: сфера государственного, муниципального и регулируемого заказа. Вопросы экономики, 11, 93–110. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-11-93-110.
4. Аузан, А. А. (2019). Цифровая экономика как экономика: институциональные тренды. Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика, 6, 12–19.
5. Балаева, О. Н., Яковлев, А. А., Родионова, Ю. Д., & Есаулов, Д. М. (2018). Трансакционные издержки в сфере госзакупок РФ: оценка на макроуровне на основе микроданных. Journal o f Institutional Studies, 10 (3), 58–84. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2018.10.3.058-084.
6. Бочуров, А. А., Курбанов, А. Х., & Шильников, В. Г. (2018). Государственные контракты: противодействие теневым экономическим процессам. Компетентность, 9–10, 33–37.
7. Вертакова, Ю. В., Толстых, Т. О., Шкарупета, Е. В., & Дмитриева, В. В. (2017). Трансформация управленческих систем под воздействием цифровизации экономики. Курск. ЮЗГУ.
8. Вольчик, В. В., Нечаев, А. Д. (2015). Трансакционный анализ в сфере государственных закупок. Ростов-на-Дону. Фонд инноваций и экономических технологий «Содействие — XXI век».
9. Ивашкин, М. В., & Король, А. Н. (2019). Коммуникационные аспекты конкурентных закупок. Вестник Тихоокеанского государственного университета, 4 (55), 119–126.
10. Капелюшников, Р. И. (2018). Вокруг поведенческой экономики: несколько комментариев о рациональности и иррациональности. Журнал экономической теории, 15 (3), 359–376. https://doi.org/10.31063/2073-6517/2018.15-3.1.
11. Каранатова, Л. Г., & Кулев, А. Ю. (2020). Инновационное развитие контрактной системы: переход к умным закупкам. Управленческое консультирование, 2, 22–31. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-2-22-31.
12. Кириллова, О. Ю., & Ланцова, О. В. (2019). Повышение эффективности закупок как результат внедрения категорийного менеджмента. Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика, 21 (3), 129–142. https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2019.3.12.
13. Князьнеделин, Р. А., Бекмурзаев, И. Д., & Титов, В. А. (2019). Повышение эффективности системы государственных закупок на основе цифровых платформ. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2, 53–61.
14. Квинт, В. Л. (2020). Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т.
15. Литвиненко, А. Н., & Мячин, Н. В. (2020). Методология исследования сферы закупок для обеспечения государственных нужд. Вестник экономической безопасности, 2, 288–293. https://doi.org/10.24411/2414-3995-2020-10130.
16. Мацкуляк, И. Д., Кулигин, В. Д., Мацкуляк, Д. И., & Нагдалиев, Н. З.-О. (2020). Цифровая экономика: теория, практика и перспектива. Вестник университета, 9, 106–112. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-9-106-112.
17. Мельников, В. В., & Литвинцева, Г. П. (2020). Как и почему растут издержки при госзакупках в РФ. ЭКО, 3 (549), 30–43. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-32020-3-30-43.
18. Осипов, Ю. М., Юдина, Т. Н., & Гелисханов, И. З. (2018). Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва. Экономические стратегии, 20 (5), 0 22–29.
19. Островная, М. В., & Подколзина, Е. А. (2018). Ограничения конкуренции на примере российских государственных закупок. Вопросы экономики, 2, 56–73.
20. Пинчук, В. Н., & Журавлев, Д. М. (2020). Предприятие. Технологии и экономика цифровой трансформации. Новосибирск: Академиздат.
21. Филин, С. А., & Якушев, А. Ж. (2018). Организационно-управленческие инновации как основа цифровой экономики. Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 14 (7), 1319–1332. 4 https://doi.org/10.24891/ni.14.7.1319.
22. Чаадаев, В. К. «Умное ЖКХ» как сокращение издержек в управлении многоквартирными домами. В сборнике: Экономика и управление народным хозяйством: генезис, современное состояние и перспективы развития. Материалы II Международной научно-практической конференции. В 2 частях, 211–215.
23. Шаститко, А. Е., & Маркова, О. А. (2019). Эффекты становления и функционирования многосторонних рынков: подходы к исследованию. Общественные науки и современность, 3, 52–65. https://doi.org/10.31857/S086904990005085-5.
24. Яковлев, А. А., Балаева, О. Н., Родионова, Ю. Д., & Ткаченко А. В. (2020). Проблемы и эффективность госзакупок глазами их участников.уу ЭКО, 11 (557), 83–103. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2020-11-83-103.
25. Яковлев, А. А., Выгловский, О. В., Демидова, О. А., & Башлык, А. Н. (2014). Добросовестное и недобросовестное поведение в повторяющихся закупках: эмпирический анализ. Экономический журнал Высшей школы экономики, 18 (4), 538–562.
26. Akerlof, G. A. (1970). The market for «lemons»: Quality uncertainty and the market mechanism. Quart. J. Econ, 84, 488–500.
27. Akerlof, G. A. (2000). Economics and Identity. Quarterly Journal of Economics, 115 (3),5 715–753.
28. Avdasheva, S. B., & Korneeva, D. V. (2019). Does competition enforcement prevent competitive strategies of digital platforms: evidence from BRICS. Russian Management Journal, 17 (4), 547–568. https://doi.org/10.21638/spbu18.2019.408.
29. Bolton, P., & Dewatripont, M. (2005). Contract Theory. Cambridge, Mass. & London, England. MIT Press.
30. Corey, Jr. J. J. (2015). Contract Management and Administration For Contract CC and Project PP Management Professionals: A Comprehensive GuideCC to Contracts,CC the Contracting Process,CC and to tt Managing and Administering Contracts. CreateSpace Independent Publishing Platform.
31. Coss, L. (2016). Procurement Methods: Effective Techniques: Reference Guide for Perocurement PP Professionals. BookBaby.
32. Dahlman, C., Mealy, S. & Wermelinger M. (2016). Harnessing the digital economydd for developing countries. OECD Development Centre Working Papersdd no. 334. OECD Publishing, Paris. https://doi.org/10.1787/4adffb24-en.
33. Gomes, P. C. (2021). EU Public Procurement and Innovation: The Innovation Partnership Procedure and Harmonization Challenges. Edward Elgar Publishing.
34. Rhode, A. (2019). Public Procurement in the European Union: How Contracting Authorities Can Improve Their Procurement Performance in Tenders (Schriften zum europäischen Management). Springer Gabler.
35. Spence, M. A. (2011). The Next Convergence: The Future of Economic Growth in a Multispeed World. New York. Farrar, Straus and Giroux.
36. Stiglitz, J. E. (2012). The Price of Inequality: How Today’s Divided Society Endangers Our Future. New York. W. W. Norton & Company.
37. Williamson, O. E. (1985). The Economic Institutions of Capitalism. New York. Macmillan.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Корецкий А.С. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2022;(1):172-192. https://doi.org/10.38050/01300105202219
For citation:
Koretsky A.S. STRATEGIC PRIORITIES FOR DEVELOPING THE PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM IN CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY. Moscow University Economics Bulletin. 2022;(1):172-192. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202219