Влияние пространственных факторов на удовлетворенность посетителей ресторанов
https://doi.org/10.38050/013001052020110
Аннотация
В последнее время на российском рынке услуг общественного питания наблюдается сложная ситуация: происходит существенный отток посетителей из всех сегментов рынка за исключением фастфуда. Главным образом на снижение количества посещений влияют сложности, испытываемые российской экономикой, в результате которых реальные доходы населения падают. Соответственно, зарождается тенденция к сбережению средств, переключению на более дешевые альтернативы или, возможно, отказу от потребления некоторых благ, например посещения традиционных ресторанов. Это приводит к сокращению точек общественного питания. Но, несмотря на тяжелые времена, некоторые рестораторы продолжают открывать новые заведения, многие из которых становятся успешными. Так, в Москве прослеживается явный тренд, что наиболее успешные заведения объединяет или специализированная необычная концепция, или выгодное расположение. При этом большинство новых ресторанов открыто в ЦАО. Автор посчитал важным получить ответ на вопрос, какое же место занимает месторасположение ресторана в системе удовлетворенности посетителя. В результате исследований автору удалось сегментировать потребителей по степени важности фактора месторасположения и выявить обратную взаимосвязь между оценкой важности месторасположения ресторана и местом жительства. Исследование проводилось только для Москвы.
Об авторе
Г. А. ПолынскаяРоссия
Полынская Галина Андреевна, к.э.н., доцент кафедры маркетинга и рекламы
Москва
Список литературы
1. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики // Аналитический центр при Правительстве РФ. — 2019. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/20967.pdf (дата последнего обращения 10.10.2019).
2. Гриценко П. В кризис россияне стали чаще посещать сети фастфуда: последние продолжают инвестировать в открытие новых заведений // Ведомости. — 2015. URL: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/10/19/613280-krizisrossiyane-chasche-stali-poseschat-seti-fastfuda (дата последнего обращения: 10.10.2019).
3. Интернет-ресурсы для проведения количественного контент-анализа: Афиша.ру и TripAdvisor; ZOON.ru.
4. Исследование факторов, влияющих на принятие решения о выборе ресторана // Арсенал-Груп. — 2007. URL: https://studbooks.net/995906/marketing/issledovanie_faktorov_vliyayuschih_prinyatie_resheniya_vybore_restorana (дата последнего обращения 10.10.2019).
5. Исследования NPD Group в период 2016–2018 гг. URL: https://www.npd.com/wps/portal/npd/us/worldwide/russia/russian-language (дата обращения: 10.10.2019).
6. Любимова Л. А., Морева С. Н. Факторы и их влияние на развитие гостинично-ресторанного бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — № 10 (056). — С. 93–96.
7. Полынская Г. А., Гордеихина И. И. Создание ценностного предложения для ресторанов разных ценовых сегментов // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2018. — № 3 (133). — C. 206–219.
8. ФСГС (Росстат): www.gks.ru
9. Эгертон-Томас К. Ресторанный бизнес. Как открыть и успешно управлять рестораном. — РосКонсульт, 1999. — 272 с.
10. Юшкова А. И. Анализ деталей месторасположения ресторана // Молодой ученый. — 2011. — № 7. — Т. 1. — С. 124–127.
11. Han H., Back K. J., Barrett B. Influencing factors on restaurant customers’ revisit intention: The roles of emotions and switching barriers // International Journal of Hospitality Management. — 2009. — Vol. 29. — P. 563–572.
12. Han H., Ryu K. Influence of the quality of food, service and physical environment on customer satisfaction and behavioral intention in quick-casual restaurants: moderating role of perceived price // Journal of Hospitality & Tourism Research. — 2010. — Vol. 34 (3). — P. 310–329.
13. Han H., Ryu K. New or repeat customers: How does physical environment influence their restaurant experience? // International Journal of Hospitality Management. — 2011. — Vol. 30. — P. 599–611.
14. Hanaysha J. Restaurant Location and Price Fairness as Key Determinants of Brand Equity: A Study on Fast Food Restaurant Industry // Business and Economic Research. — 2016. —Vol. 6. —No. 1. — P. 310–323.
15. Jang S., Namkung Y., Almanza B. и Ismail J. Identifying the underlying structure of perceived service fairness in restaurants? // International Journal of Contemporary Hospitality Management. — 2010. — 21(4). — 375–392.
16. Jung J. M., Sydnor S., Lee S. K., Almanza B. A conflict of choice: How customers choose where to go for dinner // International Journal of Hospitality Management. — 2015. — Vol. 45. — P. 88–98.
17. Kang J., Jun J., Arendt S. W. Understanding customers’ healthy food choices as casual dining restaurants: Using the Value-Attitude-Behavior model // International Journal of Hospitality Management. — 2015. — Vol. 48. — P. 12–21.
18. Line N. D., Hanks L., Kim W. G. Hedonic adaptation and satiation: Understanding switching behavior in the restaurant industry // International Journal of Hospitality Management. — 2016. — Vol. 62. — P. 143–153.
Рецензия
Для цитирования:
Полынская Г.А. Влияние пространственных факторов на удовлетворенность посетителей ресторанов. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2020;(1):156-180. https://doi.org/10.38050/013001052020110
For citation:
Polinskaya G.A. Geographical distribution of catering venues and importance of geographical factor for customer satisfaction. Moscow University Economics Bulletin. 2020;(1):156-180. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/013001052020110