Стимулирующий стратегическое мышление менеджеров интегрированный процесс созидания и операционализации стратегии промышленного предприятия
https://doi.org/10.38050/01300105201958
Аннотация
Механистичность и инерционность формализованных аналитических подходов к выстраиванию процесса разработки стратегии не содействуют развитию способности менеджмента промышленного предприятия к стратегической импровизации, необходимой в условиях динамической сложности современных турбулентных рынков. Дальнейшее совершенствование процесса разработки стратегии предприятия связывается с активизацией творчества, стратегического мышления и интуиции менеджеров. В статье для промышленного предприятия, работающего в турбулентных рыночных условиях, предложены: 1) двухуровневая системная ментальная модель, характеризующая понимание стратегом развития будущего; 2) модель системного стратегического мышления стратега; 3) модель стимулирующего мышление менеджеров интегрированного процесса созидания и операционализации стратегии. Модели нацелены на повышение стратегической адаптационной способности промышленного предприятия к динамично развивающемуся будущему путем переноса акцента при созидании стратегии с формализованного анализа на активизацию и задействование стратегического мышления менеджеров.
Ключевые слова
Об авторе
К. П. ВасеневРоссия
Васенев Кирилл Павлович, независимый исследователь
Москва
Список литературы
1. Акофф Р. Л. Планирование будущего корпорации: пер. с англ. — М.: Сирин, 2002.
2. Александров А. В., Табурчак А. П. Состояние и основные направления стратегического менеджмента на российских предприятиях // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 7(84). — С. 505–509.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: пер. с англ. — СПб.: Питер Ком, 1999.
4. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. / науч. ред. Л. И. Евенко. — М.: Экономика, 1989.
5. Ари де Гиус. Живая компания: рост, научение и долгожительство в деловой среде: пер. с англ. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в СанктПетербурге, 2004.
6. Аринушкина Ю. А., Черкасова О. В. Особенности стратегического планирования деятельности промышленных предприятий Республики Мордовия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — № 12. — С. 131–135.
7. Аронов А. М., Блехцин И. Я., Петров А. Н. Теория стратегического менеджмента: процессный подход. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017.
8. Астахов Е. А., Бельтиков М. О., Новиков Н. И. Стратегия развития металлургических предприятий на основе совершенствования инновационной деятельности (на примере ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК») // Научное обозрение. — 2015. — № 22. — С. 390–394.
9. Баркер Дж. Парадигмы мышления: как увидеть новое и преуспеть в меняющемся мире: пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
10. Березной А. В. Корпоративный форсайт в стратегии транснационального бизнеса // Форсайт. — 2017. — № 1. — С. 9–22.
11. Васенев К. П. Построение системы интегрированного планирования на промышленном предприятии для турбулентных рыночных условий // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2017. — № 4. — С. 118–141.
12. Вебер Ю., Шеффер У. Введение в контроллинг: пер. с нем. / под ред. С. Г. Фалько. — М.: Изд-во НП «Объединение контроллеров», 2014.
13. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания: пер. с англ. — М.: Финпресс, 2000.
14. Гапоненко Н. В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт: монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
15. Гараедаги Дж. Системное мышление: как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса: пер. с англ. — Минск: Гревцов Паблишер, 2007.
16. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии: учебник и практикум. 9-е изд. — М.: Юрайт, 2014.
17. Гурков И. Б. Интегрированная метрика стратегического процесса — попытка теоретического синтеза и эмпирической апробации // Российский журнал менеджмента. — 2007. — № 2. — С. 3–28.
18. Зуб А. Т., Локтионов М. В. Стратегический менеджмент: системный подход. — М.: Генезис, 2011.
19. Иванова Т. Ю., Орлов И. Ю., Шиндина Ю. А. Современная система планирования в практике российских предприятий: история становления и развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2011. — № 3(34). — С. 206–223.
20. Казаков В. В. В чем заключается стратегическое мышление? Различные теории стратегического мышления // Российское предпринимательство. — 2009. — № 12-1(148). — С. 38–42.
21. Каплан Р., Нортон Д. Награда за блестящую реализацию стратегии. Связь стратегии и операционной деятельности — гарантия конкурентного преимущества: пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2013.
22. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: пер. с англ. 2-е изд. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014.
23. Карминский А. М., Фалько С. Г., Жевага А.А, Иванова Н. Ю. Контроллинг / под ред. А. М. Карминского, С. Г. Фалько. 3-е изд. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.
24. Карпова Н. П., Малявина Ю. С., Катина Е. В. Стратегическое мышление как основа стратегического планирования современных предприятий // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2015. — № 57. — С. 59–64.
25. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления: монография. — СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006.
26. Клейнер Г. Б. Сущность и структура стратегии предприятия // Современная конкуренция. — 2008. — № 6(12). — С. 114–130.
27. Колбина Л. Куплю тебе новую жизнь // Эксперт Урал. — 2017. — № 11(720). URL: http://www.expert.ru/ural/2017/11/kuplyu-tebe-novuyu-zhizn/ (дата обращения: 10.07.2018).
28. Коллис Д., Монтгомери С. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход: пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007.
29. Константинов Г. Н. Стратегический менеджмент: концепции. — М.: Бизнес Элайнмент, 2009.
30. Константинов Г. Н. Стратегическое мышление. — М.: Синтегра СМ, 2015.
31. Ксенчук Е. В. Системное мышление. Границы ментальных моделей и системное видение мира. — М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2011.
32. Литвинова Е. М. Стратегическое планирование и прогнозирование предпринимательской деятельности с использованием метода форсайт: Дис. … канд. экон. наук. — М., 2012.
33. Магданов П. В. Стратегическое планирование в компаниях Пермского края // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2012. — № 2. — С. 139–145.
34. Медоуз Д. Х. Азбука системного мышления: пер. с англ. 3-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
35. Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента: пер. с англ. 2-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2015.
36. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001.
37. Минцберг Г. Менеджмент: Природа и структура организаций: пер. с англ. — М.: Эксмо, 2009.
38. Мурзинов А. В. Что такое стратегическое мышление? Вы знаете? // dekanblog. URL: https://www.dekanblog.ru/chto-takoe-strategisheskoe-myshlenie-vyznaete/ (дата обращения: 03.05.2018).
39. О’Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2014.
40. Омае К. Мышление стратега: искусство бизнеса по японски: пер. с англ. 4-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2015.
41. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора: пер. с англ. 4-е изд. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014.
42. Петров А. Н. и др. Стратегический менеджмент / под ред. А. Н. Петрова. — СПб.: Питер, 2008.
43. Петров А. Н. Современная модель стратегического менеджмента // Известия Санкт-Петербургского гос. экон. ун-та. — 2017. — № 1-1(103). — С. 12–20.
44. Петров А. Н. Содержательные аспекты модели стратегического мышления // Научные записки специализированной кафедры ПАО «ГАЗПРОМ» / под ред. Петрова А. Н. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016.
45. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.
46. Попов С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение — цели — изменения. — М.: Юрайт, 2014.
47. Попов С. А. Модель стратегического менеджмента: системный и процессный аспекты // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2015. — № 1. — С. 59–69.
48. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. 5-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2015.
49. Роберт М. Новое стратегическое мышление. Просто о сложном: пер. с англ. — М.: Поколение, 2006.
50. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации: пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп Бизнес», 2009.
51. Тис Д. Дж., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Серия: Менеджмент. — 2003. — № 32. — С. 133–171.
52. Томпсон-мл. А. А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. 12-е изд. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2013.
53. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня: пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.
54. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
55. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О’Нил Д. Стратегическая гибкость: пер. с англ. — СПб.: Питер, 2005.
56. Чмышенко Е. В. Подходы к стратегическому планированию на предприятии с разных позиций // Экономика и предпринимательство. — 2018. — № 3. — С. 988–992.
57. Ягунова Н. А., Слыжов А. В. Стратегическое мышление как основа стратегического процесса // Стратегическое развитие инновационного потенциала отраслей, комплексов и организаций. — 2014. — С. 189–196.
58. Янковская В. В. Планирование на предприятии: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2013.
59. Bramsemann R. Handbuchcontrolling: Methoden und Techniken. 2. Aufl. Muenchen; Wien: Carl Hanser Verlag, 1990.
60. Falko E. P. Wilms. Wirkungsgefuege: Einsatzmoeglichkeiten und Grenzen in der Unternehmensfuehrung. — Bern; Stuttgart; Wien: Haupt Verlag, 2012.
61. Gallimore K. Developing a tentative framework for strategic thinking. — Sheffield: British Academy of Management Conference, 2010.
62. Guenther L. Strategieberatung und strategische Unternehmensfuehrung: Denkund Verhaltensweisen von Geschaeftsfuehrern kleiner und mittlerer Unternehmen: Diss. … Doctor rerum politcarum. — Chemnitz, 2015.
63. Happ-Frank E. Strategisch denken — mutiger fuehren // WirtschaftsKurier. — 2009. — Februar. — S. 4.
64. Haycock K., Cheadle A., Bluestone K. S. Strategic Thinking // Library Leadership and Management. — 2012. — 26(3/4).
65. Hinterhuber H. H. Strategische Unternehmungsfuehrung. Teil 1. Strategisches Denken: Vision — Ziele — Strategie. 8. Aufl. — Berlin: Erich Schmidt, 2011.
66. Horvath&Partner. Внедрение сбалансированной системы показателей: пер. с нем. 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
67. Irmer K.-H., Schoen D. Integriertes Planungssystem bei der Grammer AG / 24. Deutscher Controlling Congress. Fuehrungsinformationssysteme und Planungssysteme / Technische Universitaet Dortmund / Institut fuer Controlling GfC e.V.; Dortmund, 2009. — S. 279–305.
68. Liedtka J. M. Strategic Thinking: Can it be Taught? // Long Range Planning. — 1998. — 31(1). — P. 120–129.
69. Mintzberg H., Waters J. A. Of Strategies, Deliberate and Emergent // Strategic Management Journal. — 1985. — 6(3). — P. 257–272.
70. Saifoulline R., Hemberger Ch. Kognitive Kernkompetenzen zum Aufbau fundierter mentaler Modelle fuer die Bearbeitung komplexer Planungsprobleme // Journal Psychologie des Alltagshandelns. — 2011. — 4(2). — S. 31–44.
Рецензия
Для цитирования:
Васенев К.П. Стимулирующий стратегическое мышление менеджеров интегрированный процесс созидания и операционализации стратегии промышленного предприятия. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019;(5):138-182. https://doi.org/10.38050/01300105201958
For citation:
Vasenyov K.P. Integrated creating process that stimulates strategic thinking of managers and operationalization of industrial enterprise strategy. Moscow University Economics Bulletin. 2019;(5):138-182. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105201958