Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Экономические основания изменений тарификации услуг связи: цифровой бизнес в «аналоговой» регуляторной среде?

https://doi.org/10.38050/01300105201967

Аннотация

Статья посвящена анализу экономических аспектов применения норм антимонопольного законодательства в части запрета на злоупотребление доминирующим положением (в первую очередь в форме установления монопольно высокой цены) в отраслях с комплексностью услуг как на стороне производства, так и на стороне спроса. На примере недавних антимонопольных дел против операторов мобильной связи в России показано, что анализ цен на отдельные услуги мобильной связи вне контекста комплексности ценообразования в условиях высоких совместных постоянных издержек является некорректным. Цель работы — объяснить экономические основания изменения тарификации услуг связи с точки зрения требований антимонопольного законодательства. В статье предложены направления оценки состояния конкуренции и связанной с ней оценки поведения участников рынка (на примере признаков установления монопольно высокой цены) с учетом специфики телекоммуникационной отрасли, а именно — сферы мобильной связи. Также показано, что в сфере мобильной связи наблюдаются эффекты, характерные для активной конкуренции: высокое качество связи, высокие темпы инновационной активности в отрасли в целом, а также низкие цены.

Об авторах

Н. С. Павлова
РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
Россия

Павлова Наталья Сергеевна, к.э.н., заместитель директора  Центра исследований конкуренции и экономического  регулирования РАНХиГС;

доцент кафедры конкурентной и промышленной политики  экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова;

замдиректора Института конкурентной политики и  регулирования рынков НИУ ВШЭ

Москва



А. Е. Шаститко
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Шаститко Андрей Евгеньевич, д.э.н., профессор, заведующий  кафедрой конкурентной и промышленной политики  экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова;

директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования

Москва



К. А. Ионкина
РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
Россия

Ионкина Карина Александровна, главный эксперт Института  конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ;

младший научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования

Москва



Список литературы

1. Ионкина К. А., Шаститко А. Е. Отмена роуминга в Евросоюзе: уроки для России // Современная конкуренция. — 2018. — Т. 12. — № 6 (72).

2. Крючкова П. Регулирование цен на услуги завершения вызова на сеть телефонного оператора: антитраст или тарифное регулирование? //Экономическая политика. — 2013. — № 6. — С. 126–142.

3. Крючкова П. Частный случай рынка с сетевыми эффектами: рынок услуг по завершению вызова на сеть оператора телефонной связи // Антимонопольная политика на связанных рынках: теория и практика. — М.: Изд. дом «Дело», 2018.

4. Павлова Н. С., Шаститко А. А., Мелешкина А. И. Внутрисетевой роуминг: а есть ли рынок? // Современная конкуренция. — 2018. — Т. 12. — № 6 (72).

5. Шаститко А. А. Ценовая дискриминация: экономическая теория и практика правоприменения // Современная конкуренция. — 2018. — Т. 12. — № 6 (72).

6. Armstrong M. Competition in telecommunications // Oxford Review of Economic Policy. — 1997. — Т. 13. — No. 1. — С. 64–82.

7. Armstrong M., Wright J. Mobile call termination // The Economic Journal. — 2009. — Т. 119. — No. 538. — P. 270–307.

8. Bambauer S., Gierl H. Should marketers use price partitioning or total prices? ACR North American Advances, 2008.

9. Baumol W., Bradford D. Optimal Departures from Marginal Cost Pricing // The American Economic Review. — 1970. — Vol. 60. — No. 3. — P. 265–283.

10. Baumol W., Panzar J., Willig R. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure. Chapter 9: Equilibrium in the Multiproduct Competitive Industry. Harcourt Brace Jovanovich, 1982.

11. Baumol W., Sidak J. Toward competition in local telephony. Institute for Public Policy Research, Washington, D. C., 1994.

12. Belleflamme P., Peitz M. Industrial organization: markets and strategies. — Cambridge University Press, 2015.

13. Boiteux M. Sur la Gestion des Monopoles Publics Astrient á L’Equilibre Budgetaire // Econometrica 24. — 1956. — P. 22–40 (на англ. Boiteux M. On the Management of Public Monopolies Subject to Budgetary Constraints // Journal of Economic Theory. — 1971. — 3. — P. 219–240.

14. Bork R. H., Sidak J. G. The misuse of profit margins to infer market power // Journal of Competition Law and Economics. — 2013. — 9(3). — 511–530.

15. Delp A. B., Mayo J. W. The evolution of “competition”: Lessons for 21st century telecommunications policy // Review of Industrial Organization. — 2017. — Т. 50. — No. 4. — С. 393–416.

16. EC. Commission staff working document accompanying the document “Communication from the Commission. Guidelines on market analysis and the assessment of significant market power under the EU regulatory framework for electronic communications networks and services“ (Text with EEA relevance) {C(2018) 2374 final}. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/staff-working-document-guidelines-market-analysis-and-assessment-smp-undereu-regulatory

17. Economides N. Telecommunications regulation: an introduction. SSRN, 2004.

18. Ericson R., Pakes A. Markov-perfect industry dynamics: A framework for empirical work // The Review of economic studies. — 1995. — Т. 62. — No. 1. — С. 53–82.

19. Genakos C., Valletti T. Testing the «waterbed» effect in mobile telephony // Journal of the European Economic Asso- ciation. — 2011. — Т. 9. — No. 6. — P. 1114–1142.

20. Geradin D., Petit N. Price discrimination under EC competition law: The need for a case-by-case approach // College of Europe DP. — 2005. — Т. 7. — No. 05.

21. ITU. Telecommunications Regulation Handbook, ITU, 2011,Geneva. URL: http://handle.itu.int/11.1002/pub/807b5608-en

22. Krämer J., Wohlfarth M. Market power, regulatory convergence, and the role of data in digital markets // Telecommunications Policy. — 2018. — Т. 42. — No. 2. — С. 154–171.

23. Mitchell B., Vogelsang I. Telecommunications Pricing: Theory and Practice. — Cambridge University Press, 1991. — P. 48–55.

24. Peitz M., Valletti T. Reassessing competition concerns in electronic communications markets //Telecommunications Policy. — 2015. — Т. 39. — No. 10. — С. 896–912.

25. Ramsey F. P. A Contribution to the Theory of Taxation // Economic Journal. — 1927. — 37. — P. 47–6.

26. Shapiro C. Theories of oligopoly behavior //Handbook of industrial organization. — 1989. — Т. 1. — P. 329–414.

27. Spruytte J. et al. International roaming in the EU: Current overview, challenges, opportunities and solutions // Tele- communications Policy. — 2017. — Т. 41. — No. 9. — P. 717–730.

28. Telekomunikacja Polska, paragraph 580. URL: http://ec.europa.eu/competition/antitrust/cases/dec_docs/39525/39525_1916_7.pdf

29. Ulph A. Recent advances in oligopoly theory from a game theory perspective // Journal of Economic Surveys. — 1987. — Т. 1. — No. 1–2. — С. 149–172.

30. Varian H. R. Price discrimination // Handbook of industrial organization. — 1989. — Т. 1. — С. 597–654.

31. Voester J., Ivens B., Leischnig A. Partitioned pricing: review of the literature and directions for further research // Review of Managerial Science. — 2017. — 11(4). — 879–931.


Рецензия

Для цитирования:


Павлова Н.С., Шаститко А.Е., Ионкина К.А. Экономические основания изменений тарификации услуг связи: цифровой бизнес в «аналоговой» регуляторной среде? Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019;(6):79-98. https://doi.org/10.38050/01300105201967

For citation:


Pavlova N.S., Shastitko A.Ye., Ionkina K.A. Economic framework of tariffs’ determination in telecommunication services: a digital business in an “analogue” environment? Moscow University Economics Bulletin. 2019;(6):79-98. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105201967

Просмотров: 192


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)