Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Прогнозирование потребления на основе индекса потребительской уверенности в России

https://doi.org/10.38050/01300105202223

Аннотация

Статья посвящена краткосрочному прогнозированию расходов на конечное потребление домашних хозяйств с помощью индекса потребительской уверенности в России. Поскольку Федеральная служба государственной статистики публикует данные по экономическим показателям с большими лагами, представляется возможным использовать опережающие показатели для прогнозирования макроэкономических переменных ещё до их официальной публикации. В настоящей работе для наукастинга потребления используются квартальные сезонно-дифференцированные временные ряды за период со 2 квартала 2000 года по 2 квартал 2021 года. Для определения предсказательной силы индекса строится несколько моделей, в которые по очереди включаются индекс потребительской уверенности, лаги индекса, а также лаги потребления. Сравнение качества различных спецификаций происходит с помощью среднеквадратической ошибки прогноза. Полученные результаты свидетельствуют о том, что индекс потребительской уверенности увеличивает точность как вневыборочных, так и внутривыборочных прогнозов. Проведённые статистические тесты подтверждают, что включение в модель опережающего индикатора улучшает качество прогнозов.

Об авторе

Д. Р. Сугаипов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Сугаипов Дени Ризванович — младший научный сотрудник, Лаборатория математического моделирования экономических процессов, Институт прикладных экономических исследований

Москва



Список литературы

1. Демешев, Б. Б., & Малаховская, О. А. (2016). Макроэкономическое прогнозирование с помощью BVAR Литтермана. Экономический журнал Высшей школы экономики, 20(4).

2. Пестова, А., & Мамонов, М. (2016). Оценка влияния различных шоков на динамику макроэкономических показателей в России и разработка условных прогнозов на основе BVAR-модели российской экономики. Экономическая политика, 11(4), 56-92.

3. Acuña, G., Echeverría, C., & Pinto-Gutiérrez, C. (2020). Consumer confidence and consumption: Empirical evidence from Chile. International Review of Applied Economics, 34(1), 75-93. https://doi.org/10.1080/02692171.2019.1645816

4. Bańbura, M., Giannone, D., & Reichlin, L. (2010). Nowcasting (No. 1275). ECB Working Paper.

5. Carroll, C. D., Fuhrer, J. C., & Wilcox, D. W. (1994). Does consumer sentiment forecast household spending? If so, why?. The American Economic Review, 84(5), 1397-1408.

6. Croushore, D. (2005). Do consumer-confidence indexes help forecast consumer spending in real time?. The North American Journal of Economics and Finance, 16(3), 435-450. https://doi.org/10.1016/j.najef.2005.05.002

7. Dees, S., & Brinca, P. S. (2013). Consumer confidence as a predictor of consumption spending: Evidence for the United States and the Euro area. International Economics, 134, 1-14. https://doi.org/10.1016/j.inteco.2013.05.001

8. Diebold, F. X., & Mariano, R. S. (1995). Comparing predictive accuracy. Journal of Business and Economic Statistics, 13(3), 253-263.

9. Eggers, A. C., Ellison, M., & Lee, S. S. (2021). The economic impact of recession announcements. Journal of Monetary Economics. https://doi.org/10.1016/j.jmoneco.2021.03.002

10. Fokin, N., & Polbin, A. (2019). Forecasting Russia's Key Macroeconomic Indicators with the VAR-LASSO Model. Russian Journal of Money and Finance, 78(2), 67-93. https://doi.org/10.31477/rjmf.201902.67

11. Friedman, M. (2018). Theory of the consumption function. Princeton university press.

12. Fuhrer, J. C. (1993). What role does consumer sentiment play in the US macroeconomy?. New England Economic Review, (Jan), 32-44.

13. Gareev, M. (2020). Use of Machine Learning Methods to Forecast Investment in Russia. Russian Journal of Money and Finance, 79(1), 35-56. https://doi.org/10.31477/rjmf.202001.35

14. Gausden, R., & Hasan, M. S. (2020). Comparative performances of measures of consumer and economic sentiment in forecasting consumption: a multi-country analysis. Applied Economics, 52(10), 1088-1104. https://doi.org/10.1080/00036846.2019.1659489

15. Harvey, D., Leybourne, S., & Newbold, P. (1997). Testing the equality of prediction mean squared errors. International Journal of forecasting, 13(2), 281-291. https://doi.org/10.1016/S0169-2070(96)00719-4

16. Juhro, S. M., & Iyke, B. N. (2020). Consumer confidence and consumption expenditure in Indonesia. Economic Modelling, 89, 367-377. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2019.11.001

17. Lahiri, K., Monokroussos, G., & Zhao, Y. (2016). Forecasting consumption: The role of consumer confidence in real time with many predictors. Journal of Applied Econometrics, 31(7), 1254-1275. https://doi.org/10.1002/jae.2494

18. Lenza, M., & Primiceri, G. E. (2020). How to Estimate a VAR after March 2020 (No. w27771). National Bureau of Economic Research. https://doi.org/10.3386/w27771

19. Ludvigson, S. C. (2004). Consumer confidence and consumer spending. Journal of Economic perspectives, 18(2), 29-50. https://doi.org/10.1257/0895330041371222

20. Modigliani, F., & Brumberg, R. (1954). Utility analysis and the consumption function: An interpretation of cross-section data. Franco Modigliani, 1(1), 388-436.

21. Schorfheide, F., & Song, D. (2020). Real-Time Forecasting with a (Standard) Mixed-Frequency VAR During a Pandemic. Federal Reserve Bank of Philadelphia, 20-26. https://doi.org/10.21799/frbp.wp.2020.26

22. Song, M., & Shin, K. S. (2019). Forecasting economic indicators using a consumer sentiment index: Survey‐based versus text‐based data. Journal of Forecasting, 38(6), 504-518. https://doi.org/10.1002/for.2584

23. Ulyankin, F. (2020). Forecasting Russian Macroeconomic Indicators Based on Information from News and Search Queries. Russian Journal of Money and Finance, 79(4), pp. 75-97. https://doi.org/10.31477/rjmf.202004.75


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Сугаипов Д.Р. Прогнозирование потребления на основе индекса потребительской уверенности в России. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2022;(2):45-70. https://doi.org/10.38050/01300105202223

For citation:


Sugaipov D.R. Forecasting consumption using the consumer confidence index in Russia. Moscow University Economics Bulletin. 2022;(2):45-70. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202223

Просмотров: 463


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)