Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика» – ведущее рецензируемое издание МГУ имени М.В. Ломоносова, публикующее статьи по теоретическим и прикладным вопросам экономики и управления. Журнал издается с ноября 1946 года, периодичность его издания составляет 6 номеров в год. Ежегодно в журнале публикуется порядка 50 статей, среди авторов журнала – преподаватели и научные сотрудники МГУ, а также других вузов и исследовательских центров России и зарубежных стран. Публикуемые в журнале материалы в обязательном порядке проходят процедуру двойного слепого рецензирования. Журнал входит в списки ведущих русскоязычных научных журналов, в том числе в перечень изданий, публикации в которых учитываются Высшей аттестационной комиссией России (Перечень ВАК) при защите диссертаций на соискание ученых степеней, в список Russian Science Citation Index (База лучших российских журналов на платформе Web of Science) и в список журналов для публикации результатов диссертационных исследований по экономическим специальностям МГУ.

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
№ 5 (2021)
Скачать выпуск PDF

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

3-28 43
Аннотация

Статья представляет современный междисциплинарный подход к выявлению циклических процессов в динамике реального ВВП Российской Федерации и его детерминант с целью идентификации стадий экономического цикла и поиска возможных индикаторов раннего предупреждения спадов и кризисов.
В динамике реального ВВП после применения алгоритмов фильтрации к трендовой составляющей методом спектрального анализа выявлены многокомпонентные нелинейные циклические колебания. Свойства этих колебаний исследованы путем преобразования временных рядов базового показателя цикла (реального ВВП) и его ключевых макроэкономических детерминант из временной развертки в частотную методом Фурье. Авторами выявлено наличие циклических гармоник со средней про должительностью 3,13 года и асинхронность циклических колебаний других макроэкономических показателей по отношению к базовому циклу, связанная с относительной автономностью представляемых этими показателями секторов экономики, обуславливающей разную силу и скорость реакции субъектов этих секторов на внешние и внутренние шоки. Взаимосвязь динамик реального ВВП и его детерминант, представляющих ключевые сектора экономики, оценена на основании сдвига фаз их гармоник и определения взаимного спектра (кросс-спектра) для каждой пары «ВВП — один из детерминантов», что обнаружило и позволило оценить количественно фазы смещения их временных рядов. Полученные результаты выявляют многокомпонентность циклической составляющей реального ВВП, а период смещения во временной области циклических колебаний динамики рассматриваемых макроэкономических показателей по отношению к динамике реального ВВП может быть использован для оценки глубины и скорости проникновения внешних и внутренних шоков в реальный сектор из других секторов экономики, а также для определения периода восстановления экономики после воздействия этих шоков

29-51 27
Аннотация

Существуют многочисленные свидетельства связи между культурой (или социокультурными характеристиками, под которыми в данной статье понимаются ценности и поведенческие установки, разделяемые определенным сообществом и медленно меняющиеся во времени) и экономическим и инновационным развитием. Большинство социокультурных исследований на настоящий момент проведено на уровне стран.
В то же время остается недоисследованным вопрос о существовании межрегиональных культурных различий, особенно внутри стран, обладающих большой территорией и значительным этническим и социально-экономическим разнообразием (в частности — в России). Цель данной статьи – определить наличие или отсутствие различий в социокультурных характеристиках по Г. Хофстеде между отдельными регионами России. В качестве эмпирической базы используются данные репрезентативных социологических опросов в 14 регионах России, собранные Институтом национальных проектов (ИНП) и Российской венчурной компанией (РВК) в 2018–2020 гг. Результаты эконометрического анализа («экологический подход») и однофакторного дисперсионного анализа показали существование социокультурных различий по методике Г. Хофстеде между российскими регионами по показателям индивидуализма и дистанции власти (относительно более выражены) и по избеганию неопределенности и долгосрочной ориентации (относительно менее выражены). По характеристике маскулинности статистически значимые различия между регионами исследования не обнаружены. Регионы группируются в кластеры по социокультурным признакам, при этом тяготение конкретных регионов друг к другу не объясняется по отдельности географическими, социально-экономическими или этническими факторами. Полученные результаты могут быть полезны при анализе социокультурных «драйверов» и барьеров развития регионов, а также при институциональном проектировании, повышении эффективности работы формальных институтов за счет учета социокультурных особенностей жителей разных регионов.

ДЕМОГРАФИЯ 

52-71 15
Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного анализа последствий табачной эпидемии в регионах России, в том числе оценка влияния экономической доступности сигарет на смертность от табакокурения. В качестве характеристики последствий курения были рассмотрены стандартизованные коэффициенты смертности от рака легких.
Регрессионный анализ факторов региональных значений смертности от рака легких выявил высокий уровень потерь в регионах севера и востока страны и существенные гендерные различия. Это косвенно может свидетельствовать о незавершенности эпидемии женского курения в России — мужчины активнее отказываются от курения, причем чаще это делают представители высокодоходных и высокообразованных групп городского населения.
Декомпозиция региональных различий показала определяющую роль территориального фактора: 72% различий среди мужчин и 55% различий среди женщин объясняются принадлежностью региона к одному из восьми федеральных округов.
Важным фактором региональных различий для мужчин также является эгалитарность в распределении зарплат. Мы объясняем это большей социальной приемлемостью мужского курения в регионах с высоким уровнем гендерного неравенства. Для женщин значимыми оказались другие факторы: порядка 25% региональных различий объясняются риском пассивного курения и еще 13% — плохой экологической ситуацией в регионе.
Несмотря на высокую цену, которую Россия платит за последствия массового курения, экономическая доступность сигарет по международным меркам по-прежнему остается высокой. При этом эконометрическое моделирование показывает отсутствие значимого влияния цен на смертность вследствие курения: скорее всего в России пока не достигнуто пороговое значение, после которого рост цены пачки сигарет значимо снижает последствия курения в будущем.
Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по гранту № 19-29-07546 мк «Влияние человеческого капитала на настоящий и будущий экономический рост в России». Авторы выражают благодарность анонимным рецензентам, чьи замечания позволили улучшить статью.

ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА 

72-90 12
Аннотация

Современные бизнес-группы оказывают мощнейшее влияние на экономическое развитие как развитых, так и развивающихся стран, актуализируя изучение экономических основ успеха этих институциональных структур. В статье проводится систематизация зарубежного и отечественного опыта в области функционирования внутренних рынков капитала бизнес-групп, которые могут стать важнейшим стратегическим преимуществом бизнес-групп, предоставляя компаниям-участникам «эксклюзивные» возможности для более эффективного перераспределения внутригрупповых финансовых средств. Методологическую основу исследования составили методы систематизации, а также статистического и сравнительного анализа. В ходе исследования было показано, что бизнес-группы вносят существенный вклад в промышленное производство и, представляя собой большую часть корпоративного сектора (с точки зрения числа участников, отраслевого охвата, величины активов, прибыли и рыночной капитализации), играют значимую роль в экономическом развитии различных стран, а внутренние рынки капитала бизнес-групп используются для смягчения финансовых ограничений и спасения слабых компанийучастников и тем самым способствуют сохранению и дальнейшему усилению позиций интегрированных структур. На основе анализа широкого круга эмпирических исследований в статье выделены ключевые эффекты перераспределения групповых финансовых ресурсов в разрезе трех основополагающих мотивов контролирующих собственников. Продемонстрировано, что в современных экономических условиях у российских компаний, аффилированных с бизнес-группами, возникает все больше предпосылок к использованию внутренних рынков капитала для преодоления дефицита внешнего финансирования. Оценки объемов средств, вовлеченных в финансовые операции со связанными сторонами, подтвердили тезис о возрастании роли внутренних рынков капитала российских бизнес-групп в финансовой деятельности компаний. Результаты и выводы работы могут быть применены в практической деятельности консультантов и финансовых менеджеров, стремящихся повысить финансовую обеспеченность компаний, аффилированных как с российскими, так и зарубежными бизнес-группами

ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 

91-109 21
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению особенностей бизнес-модели управления нефтесервисными процессами в крупных нефтегазовых компаниях на примере ПАО «НК «Роснефть». Цель статьи заключается в проведении исследования актуальных моделей ведения бизнеса в нефтегазовой промышленности, выявлении их достоинств и недостатков, а также разработке рекомендаций, касающихся усовершенствования процедур сорсинга в соответствии с динамикой и изменениями внешней среды функционирования компаний. В процессе исследования использовался комплекс методов научного познания, которые включают в себя анализ, синтез и систематизацию концептуальных и практических аспектов сорсинга в контексте российской нефтегазовой промышленности. В статье проведен критический анализ теоретических аспектов, связанных с понятиями «сорсинг», «аутсорсинг» и «инсорсинг», которые оказались в центре внимания российской экономической науки с середины первого десятилетия нулевых годов. Отдельное внимание уделено модели инсорсинга, которая доступна и используется крупными компаниями в таких капиталоемких отраслях производства с долгосрочными инвестиционными и производственными циклами, как нефтегазовая. Также формализованы признаки производственной и управленческой неэффективности инсорсинга. С точки зрения транзакционных издержек проведено сравнение эффективности и результативности аутсорсинга и вертикальной интеграции. Принимая во внимание особенности и отличительные черты современной бизнес-среды, ее неопределенность и новые вызовы для нефтегазодобывающих компаний, обоснован тезис, что наиболее востребованным является стратегический аутсорсинг. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практической деятельности нефтегазовых компаний, а также государственными органами в процессе выработки политики регулирования в соответствующей сфере.

110-135 7
Аннотация

В данной статье рассматриваются структурные альтернативы распространения защищаемых авторским правом результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в свете политики правообладателей по назначению оптимальной цены и выбору уровня технической защиты. Предполагается, что цифровое пиратство не всегда является негативным фактором для автора или владельца авторских прав, а может быть сигналом, который свидетельствует о неэффективно выбранном способе распространения РИД. В разработанной модели демонстрируется выбор стратегии по распространению РИД в зависимости от различных факторов: популярности автора, разницы в качестве между оригинальным РИД и его пиратской копией, правового уровня защиты. Полученные выводы относительно возможностей сочетания правовой и технической защиты РИД, поведения потребителей, положительных эффектов цифрового пиратства помогут регулятору применять более результативные меры. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

136-154 7
Аннотация

Целью данного исследования является определение и оценка факторов, влияющих на налоговые поступления в бюджеты регионов России. В ходе исследования были выделены следующие факторы: валовый региональный продукт, средний уровень заработной платы, уровень инфляции, доля убыточных организаций в регионе, доля сельскохозяйственного сектора, инвестиции в основной капитал и доля экспорта. В модель включена информация о наличии в регионе территорий опережающего социально-экономического развития. Исследование проводилось с использованием открытых данных по 83 регионам Российской Федерации за период с 2010 по 2017 г., всего 664 наблюдения. Посредством оценки методом наименьших квадратов модели с фиксированными эффектами было установлено значимое влияние исследуемых показателей, кроме показателя инвестиций. Таким образом, в данной работе устанавливаются общие для всех регионов черты в разрезе влияния анализируемых показателей. Полученные результаты исследования могут быть использованы при прогнозировании доходной части региональных бюджетов.

155–182 11
Аннотация

В статье исследуются интересы различных групп стейкхолдеров на рынке градостроительного проектирования, влияющие на принятие решения о выборе подрядчика. Выбранный для исследования рынок характеризуется высокой значимостью принимаемых решений, которые затрагивают большое количество стейкхолдеров и зачастую определяют развитие регионов в долгосрочной перспективе. Цель статьи — выявить интересы основных стейкхолдеров на рынке градостроительного проектирования; выявить факторы, которые являются значимыми для выявленных групп стейкхолдеров при выборе компании-подрядчика; а также разработать рекомендации по выстраиванию стратегии продвижения для рассмотренных групп заказчиков. В результате теоретического обзора выявлено более 150 факторов, которые влияют на выбор организации — исполнителя на b2b-рынке, далее они были классифицированы по принципу их влияния на выбор партнеров с точки зрения лица, принимающего решения. На основе проведенных интервью в работе выявлены основные группы стейкхолдеров, которые оказывают влияние или находятся под влиянием принятых решений на рынке градостроительного проектирования. Полевое исследование позволило выявить значимые различия в предпочтениях среди различных групп клиентов проектных организаций: девелоперов, органов власти, других проектных организаций, собственников недвижимости, управляющих компаний, а также различия в предпочтениях организаций — заказчиков услуг. В результате разработаны рекомендации по работе с разными группами стейкхолдеров на основе выявленных предпочтений, а также возможных точек дифференциации, значимых для разных организаций-заказчиков. Структура статьи состоит из теоретического обзора предыдущих исследований по выявлению факторов, влияющих на выбор подрядчика на промышленных рынках, и поиска способов согласования интересов различных стейкхолдеров, а также полевого исследования экспертов отрасли и лиц, принимающих решение при выборе партнеров на рынке градостроительного проектирования. В конце статьи разработаны рекомендации, которые помогут сфокусировать маркетинговую стратегию компаний-проектировщиков градостроительной отрасли. Статья полезна не только для компаний, занимающихся градостроительным проектированием, но и для всех компаний на b2b-рынке, сталкивающихся с разнонаправленными интересами различных групп стейкхолдеров.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 

183–206 10
Аннотация

Трансформация общества и развитие цифровых технологий значительно повлияли на поведение потребителей: идентичность потребителей теперь распространяется на цифровую среду, формируется новый сегмент потребителей — цифровые потребители. Также в результате цифровизации развиваются новые бизнес-модели, например, модель совместного потребления, полноценное функционирование которой невозможно без существования цифровых платформ и интернета. Несмотря на популярность тематики совместного потребления в исследовательской среде и широкий инструментарий, используемый в исследованиях, на данный момент не предприняты попытки формирования цифрового профиля пользователей сервисов совместного потребления на основе анализа профилей пользователей социальных сетей и выявления их психографических характеристик. Данные социальных сетей являются одним из наиболее обширных источников информации о потребителях: умение анализировать поведение потребителей в социальных сетях может стать существенным конкурентным преимуществом компаний, так как позволяет оперативно извлекать объективную информацию о пользователях.
Цель исследования заключается в разработке цифровых профилей пользователей наиболее популярных сервисов совместного потребления на основе данных цифровых следов. Эмпирической основной исследования выступили публикации (посты) профилей подписчиков сообществ наиболее популярных в России сервисов совместного потребления в социальной сети «ВКонтакте». Размещенная пользователями в социальных сетях информация собрана с помощью программной среды Python (использован интерфейс API, Application Programming Interface), размер выборки составил 24 000 профилей. Собранные данные обработаны и проанализированы с применением метода тематического моделирования, в результате анализа выявлены 12 основных тематик, характеризующих интересы пользователей, сформированы тематические профили сообществ, выявлены отличия в цифровом поведении пользователей различных сервисов совместного потребления в социальных сетях. Использование данных о поведении пользователей в цифровой среде открывает новые возможности для компаний сферы совместного потребления и может стать основой улучшения работы сервисов персонализации, своевременной адаптации продуктовых предложений и подходов к взаимодействию с клиентами, а также основой для формирования экосистем.

ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 

207-231 8
Аннотация

В статье дан анализ теоретических основ концепции устойчивой мобильности в рамках трех ключевых ее составляющих. Показано, что проблематика устойчивости транспортных систем является холистической и междисциплинарной и рассматривается в эколого-ориентированных, урбанистических и транспортных подходах, которые дополняют друг друга и предлагают концептуально близкие решения для современного городского развития. В статье рассмотрены основные направления устойчивой мобильности, заложенные в зарубежных документах стратегического планирования. В работе также приводятся примеры внедрения принципов устойчивой мобильности в стратегии социально-экономического развития городов и регионов России, разработанные при участии авторов. Опросы населения, проведенные городскими администрациями совместно с авторами в рамках разработки документов стратегического планирования, показали, что около 95% населения предпочитает инструменты устойчивой транспортной политики, зарекомендовавшие себя во многих городах мира. На основе проведенного анализа сформулированы рекомендации для перехода России к парадигме «устойчивого транспорта».

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 

232–248 5
Аннотация

Предпринята попытка выявить связь между доверием, которое рассматривается через частное благо, клубное благо, частные внешние эффекты и общественное благо, и пенсионными системами, представленными в виде социальных контрактов вертикального и горизонтального типов. Руководствуясь типологией благ при анализе доверия, выявлено: доверие в пенсионном контракте горизонтального вида развивается в сети трансакций по поводу производства пенсионного блага и представляет собой совокупность различных его видов; в вертикальном контракте возможности пенсионного планирования индивидов и положение частных структур на рынке пенсионных благ ограничены, это уменьшает роль доверия как частного и клубного благ и усиливает значение доверия в виде общественного блага. Установлено, что в горизонтальном пенсионном контракте доверие является базовой предпосылкой для всех пенсионных взаимодействий. Эффективность горизонтального пенсионного контракта зависит от уровня доверия: низкое доверие увеличивает трансакционные издержки и делает нежизнеспособным пенсионное планирование. Показано, что в условиях низкого доверия удовлетворение пенсионных потребностей проще организовать через контракт вертикального типа, в котором пенсионные потребности удовлетворяются централизованно. Одновременно приведено суждение, что низкое доверие россиян по отношению к пенсионным институтам является результатом вертикального пенсионного контракта.

ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 

249-270 8
Аннотация

Статья посвящена исследованию макроэкономической стабильности как концепции, восходящей к теории общего экономического равновесия (ОЭР) Л. Вальраса. В современных макроэкономических моделях, не противоречащих ОЭР, реализуются принцип согласованности микро- и макроанализа, взаимосвязь рынков, положение об эффективности рыночного механизма. Экономические колебания, генерируемые шоками, находятся в диалектическом единстве с состоянием равновесия. Цель макроэкономической политики заключается в поддержании равновесия (макроэкономической стабильности), что обеспечивается при помощи инфляционного таргетирования и эффективного управления государственным долгом. К успехам, полученным в рамках этой политики, можно отнести контроль над инфляционными ожиданиями, укрепление доверия к центральному банку, преодоление инфляции. Вместе с тем, в современных условиях низкие темпы инфляции создают угрозу ликвидных ловушек и необходимость корректировки монетарной политики, поиск ее новых инструментов. В то же время глобальные кризисы XXI в. — Великая рецессия 2008 г. и пандемия COVID-19 заставляют задуматься о противоречиях между теоретической концепцией равновесия и реальным состоянием экономики, а также о мерах по ее стабилизации, осуществляемых в условиях спада. Политика преодоления кризиса 2020 г. включает в себя масштабное дискреционное бюджетно-налоговое и денежно-кредитное стимулирование по кейнсианским рецептам, в отсутствие которого неизбежны потеря рабочих мест, ликвидация предприятий, утрата финансовой устойчивости. Разрыв между теорией и реальностью, как и почти сто лет назад, во времена Великой депрессии, вновь поднимает вопросы о направлениях развития макроэкономики. Статья может представлять интерес для преподавателей и студентов, интересующихся перспективами развития научного знания в этой области.