Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Факторы рыночных провалов российских высокотехнологичных стартапов: анализ барьеров

https://doi.org/10.38050/0130010520216.6

Аннотация

В статье проанализированы современные барьеры для инновационного предпринимательства на российских рынках, создающие препятствия для рыночной эффективности. Целью исследования является авторская попытка переосмысления роли основных барьеров на пути создания конкурентоспособных российских стартапов, выявление ключевых факторов провала российских новых высокотехнологичных компаний в сферах информационных технологий, биотехнологий, медицины и фармацевтики, а также актуальный взгляд на сравнительную значимость и секторальные особенности этих факторов. Для выявления условий и обстоятельств, с которыми могут быть тесно связаны неуспешные запуски стартапов, с учетом существующих научных подходов разработана методология и проведено интервьюирование участников стартапов, дана сравнительная количественная оценки и составлен рейтинг существующих барьеров. Все это позволило сформулировать основные причины провалов российских стартапов. Результаты исследования показали, что неудачи российских высокотехнологичных стартапов тесно связаны прежде всего с проблемами продукта и рынка: трудностями формирования адекватного предложения востребованных товаров и услуг, неверным выбором стратегии продвижения, ограниченностью маркетинговых коммуникаций с потенциальной клиентской аудиторией, отсутствием каналов сбыта, узким целевым потребительским сегментом. Другие барьеры обусловлены нехваткой денежных ресурсов (неграмотное финансовое планирование, ошибки инвестиционного проектирования, недооценка издержек), а также вопросами управления и организации работы компании (формирование сплоченных профессиональных команд и отсутствие лидерских качеств у руководителей). Исследование показало, что основные факторы, которым руководители и сотрудники компаний — высокотехнологичных стартапов должны уделять особое внимание, чтобы свести к минимуму риски неблагоприятного исхода для своих бизнес-начинаний, лежат в сфере исследования целевых рынков, маркетинга и стратегического управления. Оригинальность и научная ценность проведенного исследования состоят наряду с выявлением и классификацией актуальных барьеров также и в том, что оно способствует пониманию отраслевой специфики высокотехнологичных стартапов для предотвращения их краха.

Об авторах

В. В. Герасименко
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Герасименко Валентина Васильевна — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга экономического факультета

Москва



Д. Н. Куркова
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Куркова Дина Николаевна — магистр, инженер кафедры маркетинга экономического факультета

Москва



К. В. Симонов
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Симонов Кирилл Вячеславович — кандидат экономических наук, доцент экономического факультета

Москва

 

 



А. Н. Троценко
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Троценко Анастасия Николаевна — кандидат экономических наук, доцент экономического факультета

Москва



Список литературы

1. Акинфеева, Е. В. (2016). Анализ стартап-компаний Сколково с позиций доминирования в них научной и (или) технологической компонент. Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы Семнадцатого всероссийского симпозиума, 13–16.

2. Алексеева, О. А. и др. (2019). Инновационная экономика и технологическое предпринимательство. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Санкт-Петербург: Университет ИТМО.

3. Баринова, В. П. и др. (2020). Национальный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России». РАНХиГС, АИРР.

4. Бланк, С., & Дорф, Б. (2019). Стартап: настольная книга основателя / Пер. с англ. Альпина Паблишер.

5. Богачек, Н. Л., & Богачек, А. Л. (2020). Практические инструменты холистического маркетинга технологических стартапов. Вестник Самарского муниципального института управления, 4, 49–55.

6. Быстров, О. Ф. (2019). Технологическое предпринимательство: риск провала стартапа. Экономические и социально-гуманитарные исследования, 1(21), 25–30. DOI: 10.24151/2409-1073-2019-1-25-30

7. Вавилова, Т. С. (2019). Модель компетенций топ-менеджера технологического стартапа. Социально-экономическое управление: теория и практика, 1(36), 8–10.

8. Васильева, Е. В., & Пестряков, П. П. (2018). Применение методов бизнес-аналитики в организации процесса подбора кадров в технологических стартапах. Управление, 6(3), 45–54.

9. Дудин, М. Н., & Иващенко, Н. П. (2016). Стратегическое управление инновационным развитием предпринимательских структур в контексте экономики знаний. Экономика и предпринимательство, 2-2(67), 907–914.

10. Елина, Н. С., Ковалева, М. В., Силакова, Л. В., & Широкова, В. В. (2018). Исследование управленческих особенностей технологического стартапа. Российское предпринимательство, 1(19), 217–232.

11. Земцов, С. П., & Бабурин, В. Л. (2019). Предпринимательские экосистемы в регионах России. Региональные исследования, 2, 4–14.

12. Казаков, А. И., & Алекперова, С. Т. (2017). Создание финансово-технологической платформы для реализации полного жизненного цикла стартап-проектов (от идеи до стабильного функционирования). В сборнике: Цифровые технологии в образовании, науке, обществе. Материалы XI (1) всероссийской научно-практической конференции, 69–71.

13. Ксенофонтова, Т. Ю. и др. (2018). В поисках технологических прорывов: почему в России мало успешных стартапов? Умные технологии в современном мире. Материалы юбилейной всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Южно-Уральского государственного университета, 132–138.

14. Кузнецова, А. С., & Прасолов, В. И. (2018). Специфика управления рисками в стартап-проектах. Евразийский юридический журнал, 2(117), 335–337.

15. Рынок технологического предпринимательства в России-2020. (2021). БИТ. Бизнес & Информационные технологии, 1(104), 32–35.

16. Солодихина, А. А., & Солодихина, М. В. (2021). Курс «Техно-стартап» школы предпринимательства как введение в инновационную деятельность. Современная конкуренция, Т. 15, 2(82), 132–143.

17. Сударушкина, И. В., & Стефанова, Н. А. (2017). Влияние акселерационной программы на эффективность развития стартапов и научный потенциал молодежи. Карельский научный журнал, Т. 6, 1(18), 94–96.

18. Труфанов, С. А. (2020). Сравнительный анализ подходов к определению стартапа в России и в США. Журнал «У». Экономика. Управление. Финансы, 2, 137–143.

19. Федосеева, А. И., & Тимофеева, О. В. (2020). Прогнозирование финансового состояния стартапа на ранней стадии развития. Синергия наук, 52, 349–356.

20. Яковлева, Е. В., & Маркин, В. С. (2019). Организация технологического стартапа в промышленности. Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты. Труды II Международной научно-практической конференции, 800–803.

21. Adler, P., Florida, R., King, K., & Mellander, C. (2018). The city and high-tech startups: the spatial organization of Schumpeterian entrepreneurship. Cities, 87, 121–130. https://doi.org/10.1016/j.cities.2018.12.013

22. Arshakyan, K. R. (2020). Strartups: contemporary forms and challenges. Известия высоких т ехнологий, 3(14), 95–102.

23. Bednár, R., & Tarišková, N. (2017). Indicators of startup failure. Industry 4.0., 5, 238– 240.

24. Busch, C., & Barkema, H. (2020). Planned luck: how incubators can facilitate serendipity for nascent entrepreneurs through fostering network embeddedness. Entrepreneurship Theory and Practice. https://doi.org/10.1177/1042258720915798

25. Cavallo, A., Ghezzi, A., & Balocco, R. (2019). Entrepreneurial ecosystem research: Present debates and future directions. International Entrepreneurship and Management Journal, 15, 1291–1321. https://doi.org/10.1007/s11365-018-0526-3

26. Chan, C. S. R., Patel, P. C., & Phan, P. H. (2020). Do diff erences among accelerators explain diff erences in the performance of member ventures? Evidence from 117 accelerators in 22 countries. Strategic Entrepreneurship Journal, 14, 224–239. https://doi.org/10.1002/sej.1351

27. Chatterji, A., Delecourt, S., Hasan, S., & Koning, R. M. (2018). When does advice impact startup performance? National bureau of economic research. Cambridge, July, 39 p.

28. Cohen, S., Fehder, D. C., Hochberg, Y. V., & Murray, F. (2019). The design of startup accelerators. Research Policy, 48(7), 1781–1797. https://doi.org/10.1016/j.respol.2019.04.003

29. De Oliveira, F. B., & Zotes, L. P. (2018). Valuation methodologies for business startups: A bibliographical study and survey. Brazilian Journal of Operations & Production Management, 15(1), 96–111. doi:10.14488/BJOPM.2018.v15.n1.a9

30. Del Bosco, B., Mazzucchelli, A., Chierici, R., & Di Gregorio, A. (2021). Innovative startup creation: The eff ect of local factors and demographic characteristics of entrepreneurs. International Entrepreneurship and Management Journal, 17, 145–164. https://doi.org/10.1007/s11365-019-00618-0

31. Díaz-Santamaría, C., & Bulchand-Gidumal, J. (2021). Econometric estimation of the factors that infl uence startup success. Sustainability, 13, 2242. https://doi.org/10.3390/su13042242

32. Grimpe, C., Murmann, M., & Sofka, W. (2019). Organizational design choices of high-tech startups: How middle management drives innovation performance. Strategic Entrepreneurship Journal, 13(3), 359–378. https://doi.org/10.1002/sej.1330

33. Islam, M., Fremeth, A., & Marcus, A. (2018). Signaling by early stage startups: US government research grants and venture capital funding. Journal of Business Venturing, 33, 33–51. https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2017.10.001

34. Kim, D. J. (2018). Is there a startup wage premium? Evidence from MIT graduates. Research Policy, 47(3), 637–649. https://doi.org/10.1016/j.respol.2018.01.010

35. Mongrut, S., Juárez, N. (2018). Valuation of start-ups: a behavioral and strategic perspective. Revista Mexicana de Economia y Finanzas Nueva Epoca REMEF, 13(3), 419–439. https://doi.org/10.21919/remef.v13i3.314

36. Okrah, J., Nepp, A., & Agbozo, E. (2018). Exploring the factors of startup success and growth. The Business and Management Review. 7th International Conference on Business and Economic Development (ICBED), USA, 9(3), 229–237.

37. Passaro, R., Quinto, I., Rippa, P., & Thomas, A. (2016). The start-up lifecycle: an interpretative framework proposal. Conference Paper presented at RSA AiIG, Bergamo, Italy, October 14th, 25.

38. Rompho, N. (2018). Operational performance measures for startups. Measuring Business Excellence, 22(1), 31–41. https://doi.org/10.1108/MBE-06-2017-0028

39. Santisteban, J., & Mauricio, D. (20170. Systematic literature review of critical success factors of information technology startups. Academy of Entrepreneurship Journal, 23(2), 1–23.

40. Saura, J. R., & Palos-Sánchez, P. (2019). Detecting indicators for startup business success: sentiment analysis using text data mining. Sustainability, 11(3), 917. https://doi.org/10.3390/su11030917

41. Sekliuckiene, J., Vaitkiene, R., & Vainauskiene, V. (2018). Organizational learning in startup development and international growth. Entrepreneurial Business and Economics Review, 6(4), 125–144. https://doi.org/10.15678/EBER.2018.060407

42. Startup Barometer. Исследование рынка стартапов в России. Отчет 2021. 53 с. https://vc-barometer.ru/startup (дата обращения: 25.07.2021).

43. Szarek, J., & Piecuch, J. (2018). The importance of startups for construction of innovative economies. Proceedings of the 9th ENTRE Conference. Cracow University of Economics, 4(3), 391–398.

44. Van Winden, W., & Carvalho, L. (2019). Intermediation in public procurement of innovation: How Amsterdam’s startup-in-residence program connects startups to urban challenges. Research Policy, 48(9). https://doi.org/10.1016/j.respol.2019.04.013

45. Wheadon, M.; Duval-Couetil, N. (2019). Token entrepreneurs: A review of gender, capital, and context in technology entrepreneurship. Entrepreneurship and Regional Development, 31(3-4), 308–336. https://doi.org/10.1080/08985626.2018.1551795


Рецензия

Для цитирования:


Герасименко В.В., Куркова Д.Н., Симонов К.В., Троценко А.Н. Факторы рыночных провалов российских высокотехнологичных стартапов: анализ барьеров. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(6):120-136. https://doi.org/10.38050/0130010520216.6

For citation:


Gerasimenko V.V., Kurkova D.N., Simonov K.V., Trotsenko A.N. Factors of Russian high-tech startups market failures: analysis of barriers. Moscow University Economics Bulletin. 2021;(6):120-136. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/0130010520216.6

Просмотров: 443


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)