Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Матрица SV: инструмент стратегического конкурентного анализа c учетом уровня доминирования

https://doi.org/10.38050/0130010520216.7

Аннотация

В данной статье рассматриваются актуальные инструменты для оценки уровня доминирования в отраслях (индекс концентрации (CR), коэффициент Линда (L), коэффициент Холла—Тайдмана (HT), индекс Херфиндаля—Хиршмана (HHI), выявляются ограничения существующего инструментария, и предлагается его модификация на основе разработанной матрицы SV, позволяющей дать дополнительные характеристики конкурентной ситуации на разных рынках. На основе данных ренкинга РАЕХ за 2020 г. по четырем отраслям (консалтинг, аудит, аутсорсинг, информационные технологии) авторы предложили модификацию алгоритмов применения классических индексов с целью проведения сравнительного анализа уровня доминирования на разных отраслевых рынках. Для проведения комплексного стратегического конкурентного анализа на основе модифицированных индексов в статье было предложено использовать матрицу SV, позволяющую наглядно отразить для разных рынков сравнительной уровень доминирования, а также доли рынка, контролируемые ведущими компаниями. Данная методика была апробирована на основе данных по 90 отраслям российской промышленности (по данным официальной отчетности за 2020 г.) и позволила выявить наличие доминирующих групп в 31 отрасли, оценить их размеры и внутреннюю дифференциацию, что позволило сравнить отрасли их между собой. Матрица SV расширяет инструментарий стратегического анализа, позволяя оценить не только уровень конкуренции на рынке и наличие доминирующих игроков в отрасли, но и уровень дифференциации компаний внутри доминирующей группы. В результате применения данной матрицы можно проанализировать особенности рынка (как для компаний, которые уже присутствуют на рынке, так и для компаний, которые только планируют выйти на данный рынок), а также сделать выводы относительно успешного стратегического поведения компаний на данном рынке.

Об авторах

С. В. Щелокова
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Щелокова Светлана Викторовна — кандидат экономических наук, доцент экономического факультета

Москва



В. А. Вертоградов
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Вертоградов Владимир Александрович — руководитель учебно-научной лаборатории «Проект МАХ» экономического факультета

Москва



Список литературы

1. Блохин, А. А., Ломакин-Румянцев, И. В., & Наумов, С. А. (2019). Альфа-бизнес на российском продовольственном рынке. Экономические стратегии, 6, 68-77.

2. Блохин, А. А., Лихачев, А. А. (2021). Институциональные барьеры для быстрорастущих компаний. Проблемы прогнозирования, 4, 39-47.

3. Вертоградов, В. А. (2020). Рыночные стратегии альфы, беты и гаммы в контексте теории экономического доминирования. Экономические стратегии, 2, 50-53.

4. Ким, Ч. В., Моборн, Р. (2017). Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков. Москва: МИФ.

5. Князева И.В. (2007). Антимонопольная политика в России. 2-е изд., перераб. Москва: Омега-Л.

6. Коцофана, Т. В., Стажкова, П. С. (2011). Сравнительный анализ применения показателей концентрации на примере банковского сектора РФ. Вестник СПбГУ, 4, 30-40.

7. Манченко, М. И. (2020). Рынок экспресс-доставки сквозь призму экономического доминирования. Логистика, 5, 9-15.

8. Студников, С. С. (2021). Высшее образование в россии: расцвет экономического доминирования. Мир новой экономики, 1, 112-120.

9. Светуньков, С. (2016). Методологические проблемы многоуровневой теории конкуренции. Санкт-Петербург: Левша.

10. Суслова, И. П., Говорова, А. В., & Щелокова, С. В. (2021). Анализ рынка онлайн-образования в России в контексте теории экономического доминирования. Мир новой экономики, 15(3), 77-84.

11. Тропынина, H.Е. (2020). Особенности применения индикаторов интенсивности конкуренции для оценки степени монополизации рыночной власти. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 4 (46), 91-97.

12. Фатхлисламова, Г. Ф. (2019). Конкуренция на сегменте коллективного инвестирования средств пенсионных накоплений. ЭКО, 8, 31-50. https://doi.org/10.30680/ЕСО0131-7652-2019-8-31-50.

13. Часовиков, М. (2021). Аутсорсинг печати: локальный рынок с глобальным доминированием. Экономические стратегии, 4, 136-141.

14. Hall, M., and Tideman, N., (1967). “Measures of concentration”. Journal of the American Statistical Association, Vol. 62, pp. 162-168.

15. Hirschman A.O., (1964). The Paternity of an Index. The American Economic Review. Vol. 54. No. 5. Р. 761.

16. Linda, R. (1976), Méthodologie de l'analyse de la concentration appliquée à l'étude des secteurs et des marchés, Commission des Communautés européennes, Septembre 1976.

17. Официальный сайт компании ООО «Рейтинговое агентство Эксперт», рэнкинг «Российский аудит, 2020». Дата обращения 10.08.2021, https://raex-a.ru/researches/auditors/2020

18. Официальный сайт компании ООО «Рейтинговое агентство Эксперт», рэнкинг «Российский консалтинг, 2020». Дата обращения 10.08.2021, https://raex-a.ru/researches/consulting/2020

19. Официальный сайт компании ООО «Рейтинговое агентство Эксперт», рэнкинг «Российские ИКТ, 2020». Дата обращения 10.08.2021, https://raex-a.ru/researches/it_companies/2020

20. Официальный сайт компании ООО «Рейтинговое агентство Эксперт», рэнкинг «Аутсорсинг учетных функций, 2020». Дата обращения 10.08.2021, https://raex-a.ru/ratings/outsourcing/2020

21. Официальный сайт проекта ТестФирм, Рейтинг российских компаний по выручке за 2020 год. Дата обращения 11.08.2021, https://www.testfirm.ru

22. Официальный сайт аналитического агентства TadAdviser, Добыча газа в России. Дата обращения 11.08.2021, https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Добыча_газа_в_России


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Щелокова С.В., Вертоградов В.А. Матрица SV: инструмент стратегического конкурентного анализа c учетом уровня доминирования. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(6):137-162. https://doi.org/10.38050/0130010520216.7

For citation:


Shchelokova S.V., Vertogradov V.A. SV matrix: strategic competitive analysis tool based on the dominance level. Moscow University Economics Bulletin. 2021;(6):137-162. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/0130010520216.7

Просмотров: 552


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)