Статистические взаимосвязи нормотворческой активности российских государственных институтов
https://doi.org/10.38050/01300105202141
Аннотация
Статья посвящена анализу взаимосвязей нормотворческой активности российских органов государственной власти: парламента, президента, правительства и федеральных органов исполнительной власти. Анализ причинности по Грейнджеру, проведенный для статистических рядов нормотворческой активности органов власти федерального уровня, указывает на то, что уровень детализации законов в значительной мере определяет уровень детализации подзаконных актов (постановлений правительства и приказов федеральных органов исполнительной власти), тем самым оказывая значительное влияние на совокупный объем всей российской нормативно-правовой базы. Эконометрический анализ, выполненный на базе корпуса федеральных законов и агрегированного корпуса нормативных актов федерального уровня, показывает, что нормотворческая активность российского парламента и федеральных органов власти, взятых в совокупности, объясняется пересекающимися наборами факторов. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что для закрепления эффекта регуляторной гильотины может быть полезна разработка механизмов (процедурных правил), корректирующих баланс между скоростью и качеством выработки законотворческих инициатив.
Ключевые слова
Об авторе
П. Н. ПавловРоссия
Павлов Павел Николаевич — старший научный сотрудник лаборатории системного анализа отраслевых рынков РАНХиГС.
Москва.
Список литературы
1. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации (2021). Реформа контрольной и надзорной деятельности (web-портал), Дата обращения: 10.05.2021, https://knd.ac.gov.ru
2. Голодникова, А., Ефремов, А., Соболь, Д., Цыганков, Д., Шклярук, М., & Комин, М. (ред.). (2018). Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего. ЦСР, НИУ-ВШЭ.
3. Институт государственного и муниципального управления НИУ-ВШЭ (2020). Оценка сложности языка законов. Анализ существующих юридико-технических и лингвистических подходов к разработке проектов законодательных актов, выработка предложений по их корректировке. ИГМУ НИУ-ВШЭ.
4. Коммерсант (2018, 19 февраля). Законодательство устало от перемен. Президентские юристы недовольны качеством законопроектной работы. Дата обращения: 10.05.2021, https://www.kommersant.ru/doc/3553833
5. Конституция Российской Федерации (1993, 12 декабря), принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.
6. Кучаков, Р., & Савельев, Д. (2018). Сложность правовых актов в России: Лексическое и синтаксическое качество текстов. Под ред. Д. Скугаревского (Серия «Аналитические записки по проблемам правоприменения»). СПб: ИПП ЕУСПб. Дата обращения: 10.05.2021, https://enforce.spb.ru/images/analit_zapiski/memo_readability_2018_web.pdf
7. Лукацкий, А. (2021). Математическая оценка читабельности нормативных актов регуляторов. Дата обращения: 10.05.2020, https://lukatsky.blogspot.com/2021/03/blog-post_29.html
8. Министерство экономического развития Российской Федерации (2018). Основные результаты работы Департамента оценки регулирующего воздействия за 2017 год. Дата обращения: 10.05.2021, http://orv.gov.ru/Files/GetFile?fileid=e768c7e2-cb4a-48b2-bf50-fb9fd24b6f29
9. Олейник, А. (1999). Норма как базовый элемент институтов. Вопросы экономики, 2, 138-143.
10. Павлов П. Н. (2019а). Экономические и политико-экономические факторы регуляторной активности в России: анализ в разрезе субъектов нормотворческой инициативы. Общественные науки и современность, 6, 74-90.
11. Павлов, П. Н. (2019b). Экономические факторы нормотворческой активности в России. Вопросы государственного и муниципального управления, 2, 39-70.
12. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Федеральному Собранию (2019, 20 февраля) от 20.02.2019. Дата обращения: 10.05.2021, http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/59898
13. План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины» (2019, 29 мая), утв. Правительством РФ 29.05.2019 № 4714п-П36.
14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (2020, 22 мая) от 22.05.2020 № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (СОУТО-19)».
15. Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ (2013, 30 июля) от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов».
16. Постановление Правительства РФ (2015, 4 августа) от 04.08.2015 № 785 (ред. от 17.10.2019) «О Правительственной комиссии по импортозамещению» (вместе с «Положением о Правительственной комиссии по импортозамещению»).
17. Постановление Правительства РФ (2020, 31 декабря) от 31.12.2020 № 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
18. Приказ Минпромторга России (2015, 31 марта) от 31.03.2015 № 645 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения Российской Федерации».
19. Приказ Минпромторга России (2019, 16 апреля) от 16.04.2019 № 1329 «Об утверждении Плана мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения Российской Федерации».
20. Приказ Минтруда России, Минздрава России от 31.12.2020 № 988н/420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».
21. Радыгин, А., Абрамов, А., Аксенов, И., Ильясова, Г., Мальгинов, Г., Чернова, М., & Энтов, Р. (2018, январь). Эффективное управление государственной собственностью в 2018—2024 гг. и до 2035 г. Аналитический доклад. Центр стратегических разработок.
22. Радыгин, А., & Энтов, Р. (2012). «Провалы государства»: теория и политика. Вопросы экономики, 12, 4—30.
23. Распоряжение Правительства РФ (2015, 27 января) от 27.01.2015 № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».
24. Распоряжение Правительства РФ (2016, 21 марта) от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 03.06.2019) «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».
25. Распоряжение Правительства РФ (2020, 15 декабря) от 15.12.2020 № 3340-р «Об утверждении перечня видов государственного контроля (надзора), в рамках которых обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмена нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора)».
26. Российская газета (2019, 15 февраля). Под регуляторную «гильотину» могут попасть свыше девяти тысяч актов. Дата обращения: 10.05.2021, https://rg.ru/2019/02/15/reg-ufo/pod-reguliatornuiu-gilotinu-mogut-popast-svyshe-deviati-tysiach-aktov.html
27. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан (2010, 18 июня) от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
28. Стандарт СТО.ФСБ.КК 1-2018 (2018, 12 ноября) «Компьютерная экспертиза. Термины и определения», утв. директором ФСБ 12.11.2018 за № 33.
29. Указание Банка России (2021, 13 января) от 13.01.2021 № 5713-У «Об объеме, формах, сроках и порядке составления и представления отчетности специализированного депозитария».
30. Федеральный закон (2020, 31 июля) от 31.07.2020 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (№ 247-ФЗ).
31. Al-Ubaydli, O., & McLaughlin, P. (2017). RegData: A numerical database on industry specific regulations for all United States industries and federal regulations, 1997-2012. Regulation and Governance, 11(1), 109-123.
32. Coffey, B., McLaughlin, P., & Peretto, P. (2016, April). The Cumulative Cost of Regulations. Mercatus Research Paper 2016, Duke I&E Research Paper No. 2016-45. Дата обращения: 01.05.2021, https://ssrn.com/abstract=2869145.
33. Crossley, S. A., Skalicky, S., Dascalu, M., McNamara, D. S., & Kyle, K. (2017). Predicting text comprehension, processing, and familiarity in adult readers: New approaches to readability formulas. Discourse Processes, 54(5-6), 340-359.
34. Dawson J., & Seater J. (2013). Federal regulation and aggregate economic growth. Journal of Economic Growth, 18 (2), 137-177.
35. Dolfsma W. (2013). Government failure: Society, markets and rules. Edward Elgar Publishing.
36. Ellickson R. C. (1994). Order without law. Harvard University Press.
37. Feng, L., Jansche, M., Huenerfauth, M., & Elhadad, N. (2010). A comparison of features for automatic readability assessment. In: Proceedings of the 23rd International Conference on Computational Linguistics: Posters (COLING '10, pp. 276-284). Association for Computational Linguistics. Stroudsburg, PA, USA.
38. Flesch, R. (1948). A new readability yardstick. Journal of Applied Psychology, 32(3), 221 - 233.
39. Gordon, S., Garen, J., & Clark, J. (2019). The growth of government, trust in government, and evidence on their coevolution. Journal of Economics and Finance, 43(3), 456-480.
40. Granger, C. W. J. (1969). Investigating Causal Relations by Econometric Models and Cross-spectral Methods. Econometrica, 37(3), 424-438.
41. Homans, G. C. (1974). Social behavior: Its elementary forms. (Revised ed.). Harcourt Brace Jovanovich.
42. Jacobs, S., & Astrakhan, I. (2006, January). Effective and Sustainable Regulatory Reform: The Regulatory Guillotine in Three Transition and Developing Countries. Jacobs and Associates. Washington DC.
43. Krueger, A. O. (1990). Government failures in development. Journal of Economic perspectives, 4(3), 9-23.
44. McLaughlin, P., & Sherouse, O. (2019). RegData 2.2: A panel dataset on US federal regulations. Public Choice, 180(1-2), 43-55.
45. Mulligan, C., & Shleifer, A. (2005). The Extent of the Market and the Supply of Regulation. Quarterly Journal of Economics, 120(4), 1445-1473.
46. Niskanen, W. (2008). Reflections of a political economist: selected articles on government policies and political processes. Cato Institute.
47. North, D. C. (1990). Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge University Press.
48. Ostrom, E., Gardner, R., & Walker, J. (1994). Rules, games, and common-pool resources. University of Michigan Press.
49. Pitler, E., & Nenkova, A. (2008). Revisiting Readability: A Unified Framework for Predicting Text Quality. Proceedings of the 2008 Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing (pp. 186-195). Honolulu.
50. Reynolds, R. (2016, June 16). Insights from Russian second language readability classification: complexity-dependent training requirements, and feature evaluation of multiple categories. In: Proceedings of the 11th Workshop on the Innovative Use of NLP for Building Educational Applications (pp. 289-300). San Diego, CA.
51. Richards, B. (1987). Type/token ratios: What do they really tell us? Journal of child language, 14(2), 201-209.
52. Schelling, T. C. (2006). Micromotives and macrobehavior. WW Norton & Company.
53. Tullock, G., Brady, G., & Seldon, A. (2002). Government failure: a primer in public choice. Cato Institute.
Рецензия
Для цитирования:
Павлов П.Н. Статистические взаимосвязи нормотворческой активности российских государственных институтов. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(4):3-28. https://doi.org/10.38050/01300105202141
For citation:
Pavlov P.N. Statistical relationships in the rule-making activity of Russia’s state bodies. Moscow University Economics Bulletin. 2021;(4):3-28. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202141