О традиции преподавания базовой экономической теории в Московском университете: прошлое, настоящее, будущее
https://doi.org/10.38050/013001052021412
Аннотация
Посвящается 80-летию экономического факультета МГУ
В статье отражена традиция преподавания экономической теории в Московском университете с конца XIX по начало XXI в. через базовые учебники, в которых проявились специфика, насущные теоретические и практические проблемы, характерные для соответствующих исторических периодов. Предложенный нарратив показывает появление инновационных учебников, олицетворяющих прорывы в области как предмета и метода экономической теории, так и методики ее преподавания. Любовь студентов и признание коллег стали заслуженными атрибутами учебников А. И. Чупрова, Н. А. Цаголова, Ю. Н. Черемных и многих других авторов, которые впитывали, развивали и из поколения в поколение передавали опыт преподавания фундаментальных экономических дисциплин. Избранный авторами подход, основанный на широко использующемся в исследованиях различных интеллектуальных течений «принципе маятника», позволил увидеть запрос на учебники нового поколения, которые будут востребованы студентами и преподавателями в ближайшем будущем. Сохраняя системность в отражении экономической реальности, они должны соответствовать запросам эпохи цифровой экономики, когда на первый план со всей очевидностью выходит фундаментальная и одновременно практическая ориентация подготовки студентов. По мнению авторов, с точки зрения методики преподавания базовые курсы и учебники по экономической теории будет отличать повышение интерактивности, а их содержательное расширение будет происходить за счет поведенческих аспектов как на микро-, так и на макроуровне. Это даст возможность студентам получить запас современных знаний, включающий не только идеи мейнстрима, но и обогащенный альтернативными теоретическими подходами к решению актуальных практических задач.
Ключевые слова
Об авторах
О. Н. АнтипинаРоссия
Антипина Ольга Николаевна — доктор экономических наук, профессор, экономический факультет.
Москва.
Н. А. Миклашевская
Россия
Миклашевская Нина Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент, экономический факультет.
Москва.
Список литературы
1. Брейнингер, О. (2019). История русской литературы в 10 книгах. Часть 1. Дата обращения 02.02.2020, https://www.youtube.com/watch?v=0i6X4F1tM4A Часть 2. Дата обращения 02.02.2020, https://www.youtube.com/watch?v=ry1gYKcnyTw
2. Бузгалин, А. В. (1994). Переходная экономика: курс лекций по политической экономии. М.: Таурус, Просперус.
3. Маршалл, А. (1993). Принципы экономической науки. Т.1. М.: Изд. группа «Прогресс».
4. Миклашевская, Н. А., Антипина, О. Н., & Никифоров, А. А. (2018). Поведенческая макроэкономика до и после Великой Рецессии. Экономическая наука современной России, 1(80), 33-48.
5. Никифоров, А. А., Антипина, О. Н., & Миклашевская, Н. А. (2010). Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис.
6. Пороховский, А. А., Теняков, И. М. (ред.) (2019). Экономика для менеджеров. Учебник. В 2 книгах. М.: Книга-Мемуар.
7. Хубиев, К. А. (ред.) (2004). О творческом наследии Н. А. Цаголова: К 100-летию со дня рождения. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС.
8. Цаголов, Н. А. (ред.) (1970). Курс политической экономии. В 2 т. Изд. 2-е, доп. М.: Экономика.
9. Чеканский, А. Н., & Фролова, Н. Л. (2005). Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебник. М.: ИНФРА-М.
10. Черемных, Ю. Н. (2008). Микроэкономика. Продвинутый уровень. Учебник. М.: ИНФРА-М.
11. Чупров, А. И. (1913). Курс политической экономии. М.: М. и С. Сабашниковы.
12. Шагас, Н. Л., & Туманова, Е. А. (2004). Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. М.: ИНФРА-М.
13. Шагас, Н. Л., Туманова, Е. А. (2006). Макроэкономика-2. М.: Изд-во МГУ.
14. Эра альфа: что будет после поколения Z? РБКстиль. Дата обращения 08.05.2021, http://genz.style.rbc.ru/article-18.html.
15. Akerlof, G. (2002). Behavioral Macroeconomics and Macroeconomic Behavior. American Economic Review, 92(3), 411-433. https://doi.org/10.1257/00028280260136192
16. Alvares-Cuadrado, F., & Van Long, N. (2011). The Relative Income Hypothesis. Journal of Economic Dynamics & Control, 35(9), 1489-1501. https://doi.org/10.1016/j.jedc.2011.03.012
17. De Grauwe, P., & Ji, Y. (2020). Structural Reforms, Animal Spirits, and Monetary Policies. European Economic Review, 124, May, 1-29. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2020.103395
18. De Grauwe, P., & Ji, Y. (2017). The International Synchronisation of Business Cycles: The Role of Animal Spirits. Open Economic Review, 28, 383-412. https://doi.org/10.1007/s11079-017-9434-3
19. Di Bartolomeo, G., Di Pietro, M., & Giannini, B. (2016) Optimal monetary policy in a New Keynesian model with heterogeneous expectations. Journal of Economic Dynamics & Control, 73(C), 373-387. https://doi.org/10.1016/j.jedc.2016.10.003
20. Dosi, G., Napoletano, M., Roventini, A., Stiglitz, J., & Treibich, T. (2020). Rational Heuristics? Expectations and Behaviors in Evolving Economies with Heterogeneous Interacting. NBER Working Paper 26922, 1-45. http://www.nber.org/papers/w26922
21. Fuhrer, J. (2000). Habit Formation in Consumption and its Implications for Monetary-Policy Models. American Economic Review, 90(3), 367-390. https://doi.org/10.1257/aer.90.3.367
22. Gali, J., Lopez-Salido, D., & Valles, J. (2004). Rule-of-Thumb Consumers and the Design of Interest Rate Rules. Journal of Money, Credit, and Banking, 36(4), 739-763.
23. Holden, S. (2012). Implications of Insights from Behavioral Economics for Macroeconomic Models. Norges Bank's Working Paper 12, 1-33.
24. Kozlowski, J., Veldkamp, L., & Venkateswaran, V. (2015). The Tail that Wags the Economy: Belief-Driven Business Cycles and Persistent Stagnation. NBER Working Paper 21719. http://www.nber.org/papers/w21719
25. Laibson, D. (1997). Golden Eggs and Hyperbolic Discounting. The Quarterly Journal of Economics, 112(2), 443-478. https://doi.org/10.1162/003355397555253
26. McKay, A., Nakamura, E., & Steinsson, J. (2016). The Power of Forward Guidance Revisited. American Economic Review, 106(10), 3133-3158. https://doi.org/10.1257/aer.20150063
27. Milani, F. (2011). Expectation Shocks and Learning as Drivers of the Business Cycle. The Economic Journal, 121(552), 379-401. https://doi.org/10.1111/j.1468-0297.2011.02422.x
28. Orland, A., & Roos, M. (2013). The New Keynesian Phillips Curve with Myopic Agents. Journal of Economic Dynamics & Control, 37(11), 2270-2286. https://doi.org/10.1016/j.jedc.2013.05.015
29. Thaler, R. H., & Benartzi, S. (2004). Save Tomorrow™: Using Behavioral Economics to Increase Employee Saving. Journal of Political Economy, 112 (S1), 164-187. https://doi.org/10.1086/380085
30. The Economy. The CORE Team. Дата обращения 08.05.2021, https://www.core-econ.org/the-economy/
Рецензия
Для цитирования:
Антипина О.Н., Миклашевская Н.А. О традиции преподавания базовой экономической теории в Московском университете: прошлое, настоящее, будущее. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(4):237-254. https://doi.org/10.38050/013001052021412
For citation:
Antipina O.N., Miklashevskaya N.A. On the tradition of teaching basic economic theory at Moscow university: past, present, future. Moscow University Economics Bulletin. 2021;(4):237-254. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/013001052021412