Развитие бизнес-моделей управления нефтесервисными процессами в крупных нефтегазовых компаниях
https://doi.org/10.38050/01300105202155
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению особенностей бизнес-модели управления нефтесервисными процессами в крупных нефтегазовых компаниях на примере ПАО «НК «Роснефть». Цель статьи заключается в проведении исследования актуальных моделей ведения бизнеса в нефтегазовой промышленности, выявлении их достоинств и недостатков, а также разработке рекомендаций, касающихся усовершенствования процедур сорсинга в соответствии с динамикой и изменениями внешней среды функционирования компаний. В процессе исследования использовался комплекс методов научного познания, которые включают в себя анализ, синтез и систематизацию концептуальных и практических аспектов сорсинга в контексте российской нефтегазовой промышленности. В статье проведен критический анализ теоретических аспектов, связанных с понятиями «сорсинг», «аутсорсинг» и «инсорсинг», которые оказались в центре внимания российской экономической науки с середины первого десятилетия нулевых годов. Отдельное внимание уделено модели инсорсинга, которая доступна и используется крупными компаниями в таких капиталоемких отраслях производства с долгосрочными инвестиционными и производственными циклами, как нефтегазовая. Также формализованы признаки производственной и управленческой неэффективности инсорсинга. С точки зрения транзакционных издержек проведено сравнение эффективности и результативности аутсорсинга и вертикальной интеграции. Принимая во внимание особенности и отличительные черты современной бизнес-среды, ее неопределенность и новые вызовы для нефтегазодобывающих компаний, обоснован тезис, что наиболее востребованным является стратегический аутсорсинг. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практической деятельности нефтегазовых компаний, а также государственными органами в процессе выработки политики регулирования в соответствующей сфере.
Ключевые слова
Об авторах
А. С. ИсаковРоссия
Исаков Алексей Сергеевич — начальник управления производственного потенциала и эффективности
Москва
Э. М. Лирон
Россия
Лирон Эрик Морисович — вице-президент по нефтегазовому сервису
Москва
И. Е. Штопаков
Россия
Штопаков Игорь Евгеньевич — к.э.н., доцент
Москва
С. Р. Семушкина
Россия
Семушкина Светлана Рафаиловна — к.э.н., доцент экономического факультета
Москва
Список литературы
1. АСТРА (2021). Стратегия сорсинга: эффективный инструмент модели выбора использования ресурсов компании. Дата обращения 23.09.2021, https://www.osp.ru/data/854/936/1227/1-3.pdf Булискерия, Г. Н. (2017). Оценка и выбор организационно-управленческих приоритетов технологического обеспечения нефтегазовых проектов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.05.
2. Дорожкина, Е. Е. (2019). Управление рисками аутсорсинга в российских компаниях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.05.
3. Евдокимов, Н.А. Аутсорсинг и инсорсинг как инструменты управления затратами. Дата обращения 23.03.2021, http://systech.miem.edu.ru/2004/n2/Evdokimov2.htm
4. Исаков, А. С., & Лирон, Э. М. (2019). Управление эффективностью деятельности подрядчиков. Нефтяное хозяйство, 1145, 8–21.
5. Исаков, А. С., Лирон, Э. М., Лунин, Д.А., & Хорошев, А. Н. (2019). Развитие рынка нефтесервисных услуг. Успешный опыт ПАО «НК «Роснефть». Нефтяное хозяйство, 1153, 8–12.
6. Исаков, А. С., Лирон, Э. М., Лунин, Д.А., & Хорошев, А. Н. (2020). Интегральный рейтинг Обществ Группы ПАО «НК «Роснефть». Нефтяное хозяйство, 1165, 16–20.
7. Календжян, С. О., & Стапран, Д.А. (2017). Три постулата теории аутсорсинга и делегирования полномочий. Российское предпринимательство, 18, 2415–2432.
8. Котляров, И. (2015). Аутсорсинговая модель организации российской нефтегазовой отрасли: проблемы и пути решения. Вопросы экономики, 9, 45–64.
9. Луцкая, Н.В. (2016). Аутсорсинг и инсорсинг как взаимодополняющие инструменты менеджмента для формирования оптимальной организационной структуры предприятий. Организатор производства, 2, 41–57.
10. Македонский, С. Н., Ефросинин, Ю. Е., Шустерова, Л.Л., & Брусенцев, М. Е. (2019). Аутсорсинг в стратегии современного бизнеса. Лучшие практики успешной работы с поставщиками услуг. Москва. Ассоциация «Астра». Попов, И. С. (2012).
11. Стратегический аутсорсинг в развитии предпринимательского потенциала организации. Экономика и управление, 8, 92–95.
12. Разманова, С.В., & Андрухова, О.В. (2019). Проблемы российского рынка нефтегазового сервиса. Научно-технические ведомости СПб ГПУ. Экономические науки, 12, 111–119.
13. Самойленко, В. (2016). Бизнес-модели нефтесервисных услуг и эффективность нефтяных компаний. Экономика и управление, 4, 87–93.
14. Стапран, Д.А. (2019). Развитие методологии формирования стратегических преимуществ на основе сорсинга. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Специальность 08.00.05.
15. Стапран, Д.А. (2018). Эволюция аутсорсинговых отношений в российской нефтегазовой отрасли. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 3, 364–378.
16. Стратегический сорсинг. Модное слово или эффективная методология? BCG Academy. 03.10.2018. Дата обращения 14.03.2021, https://www.bcg-academy.com/strategicheskij-sorsing-modnoe-slovo-ili-jeffektivnaja-metodologija /
17. Стратегия сорсинга — эффективный инструмент выбора модели использования ресурсов компании. Дата обращения 10.03.2021, https://www.osp.ru/data/854/936/1227/1-3.pdf
18. Cohen, L., & Young, A. (2005). Multisourcing: moving beyond outsourcing to achieve growth and agility. Boston: Harvard Business School Publishing.
19. Vitasek, K. Ronald Coase: Business is a math problem. Retrieved February 28, 2021, from http://outsourcemag.com
Рецензия
Для цитирования:
Исаков А.С., Лирон Э.М., Штопаков И.Е., Семушкина С.Р. Развитие бизнес-моделей управления нефтесервисными процессами в крупных нефтегазовых компаниях. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(5):91-109. https://doi.org/10.38050/01300105202155
For citation:
Isakov A.S., Liron E.M., Shtopakov I.E., Semushkina S.R. Development of business models of managing oil service processes in big oil and gas companies. Moscow University Economics Bulletin. 2021;(5):91-109. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202155