Концепция «устойчивой мобильности»: теория и практика
https://doi.org/10.38050/013001052021510
Аннотация
В статье дан анализ теоретических основ концепции устойчивой мобильности в рамках трех ключевых ее составляющих. Показано, что проблематика устойчивости транспортных систем является холистической и междисциплинарной и рассматривается в эколого-ориентированных, урбанистических и транспортных подходах, которые дополняют друг друга и предлагают концептуально близкие решения для современного городского развития. В статье рассмотрены основные направления устойчивой мобильности, заложенные в зарубежных документах стратегического планирования. В работе также приводятся примеры внедрения принципов устойчивой мобильности в стратегии социально-экономического развития городов и регионов России, разработанные при участии авторов. Опросы населения, проведенные городскими администрациями совместно с авторами в рамках разработки документов стратегического планирования, показали, что около 95% населения предпочитает инструменты устойчивой транспортной политики, зарекомендовавшие себя во многих городах мира. На основе проведенного анализа сформулированы рекомендации для перехода России к парадигме «устойчивого транспорта».
Ключевые слова
Об авторах
В. М. КомаровРоссия
Комаров Владимир Михайлович — директор центра стратегий регионального развития ИПЭИ, руководитель стратегической группы Аналитического центра при Правительстве РФ
Москва
В. В. Акимова
Россия
Акимова Варвара Владимировна — н.с. Центра стратегий регионального развития ИПЭИ, научный сотрудник географического факультета
Москва
Список литературы
1. Администрация Тольятти (2019). Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Тольятти на период до 2030 года (утверждена решением № 131 от 25 января 2019 г. Думы городского округа Тольятти). Администрация городского округа Тольятти. https://tgl.ru/files/files/str-ser-2030.pdf
2. Блинкин, М. Я. (2008, 24 января). Этиология и патогенез московских пробок. Информационный портал «Полит.ру». http://polit.ru/article/2008/01/24/probki/
3. Волошинская, А. А, & Комаров, В. М. (2017). Концепции экогорода: рекомендации для России. ТЕRRА ECONOMICUS, 15(4), 92–108. https://doi.org/10.23683/2073-6606-2017-15-4-92-108
4. Евсеева, А. И. (2016). Новая городская мобильность: тенденции развития транспортных систем. Государственное управление. Электронный вестник, 8, 238–266.
5. Комаров, В. М., Коцюбинский В.А., & Акимова, В.В. (2020). Стратегии устойчивого развития vs традиционные подходы: предпочтения общества. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 6, 124–146. https://doi.org/10.38050/01300105202067.
6. Комаров, В. М., & Акимова, В.В. (2021) Стратегии устойчивой мобильности: лучшие мировые практики. Экономическая политика, 16(1), 82–103. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2021-1-82-103
7. Комаров, В. М., Акимова, В.В., Коцюбинский, В.А., & Земцов, С. П. (2021).
8. Сравнительный анализ подходов к разработке долгосрочных государственных стратегий в России и мире. Вопросы государственного и муниципального управления, 1, 56–74.
9. Степин, В. С. (2000). Теоретическое знание. Прогресс-Традиция.
10. Степин, В. С. (2012). Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция. Вопросы философии, 5, 18–25.
11. Ховавко, И.Ю. (2012). Интернализация внешних эффектов от загрязнения окружающей среды в РФ: вопросы теории и практики. ТЕИС.
12. Ховавко, И.Ю. (2014). Экономический анализ московских пробок. Государственное управление. Электронный вестник, 43, 121–134.
13. Bohl, C. C. (2002). Place making: developing town centers, main streets, and urban villages. Urban Land Institute.
14. Boston Transportation Department (2017). Go Boston 2030: Vision and Action Plan. Boston Transportation Department. https://www.boston.gov/departments/transportation/go-boston-2030
15. Boulding, K.E. (1966). The Economics of the Coming Spaceship Earth. Environmental Quality in a Growing Economy. Essays from the Sixth RFF Forum, 3–14.
16. Boulding, K. E. (1978). Ecodynamics: a new theory of societal evolution. Sage Publications.
17. Brunner, P. H., & Rechberger, H. (2004). Practical handbook of material flow analysis. Lewis Publishers.
18. Bunning, J., Beattie, C., Rauland, V., & Newman, P. (2013). Low-Carbon Sustainable Precincts: An Australian Perspective. Sustainability, 5, 2305–2326.
19. Calthorpe, P. (1993). The next American metropolis: ecology, community, and the American Dream. Princeton Architectural Press.
20. Carson, R. (1962). Silent spring. Houghton Mifflin.
21. Сervero, R. (1998). The transit metropolis: a global inquiry. Island Press.
22. Cervero, R. et al. (2004). Transit Oriented Development in America: Experiences,
23. Challenges, and Prospects (Report No. 102). Transit Cooperative Research Program. https://www.valleymetro.org/images/uploads/general_publications/TCRP-Report-102_TOD-inthe-US-Experiences-Challenges-and-Prospects_10-04.pdf
24. Cervero, R. (2013). Bus Rapid Transit (BRT): An Efficient and Competitive Mode of Public
25. Transport (Working paper No. 2013-01). Institute of Urban and Regional Development, University of California. https://escholarship.org/uc/item/4sn2f5wc
26. City of Vancouver (2012). Transportation 2040. City of Vancouver. https://vancouver.ca/files/cov/transportation-2040-plan.pdf Colville-Andersen, M. (2018). Copenhagenize: the definitive guide to global bicycle urbanism. Island Press.
27. Costanza, R., Cumberland, J. C., Daly, H.E., Goodland, R., & Norgaard, R. (1997). An introduction to ecological economics. St. Lucie Press.
28. Crawford, J. H. (2000). Carfree Cities. International Books.
29. Daly H.E. (ed.) (1980). Economics, Ecology, Ethics. Essays Towards a Steady-State Economy. W. H. Freeman and Company.
30. Daly, H. E. (2007). Ecological Economics and Sustainable Development (Selected Essays of Herman Daly). Edward Elgar Publishing Limited.
31. Dantzig, G.B., & Saaty, T. L. (1973). Compact City: Plan for a Liveable Urban Environment. W. H. Freeman and Company.
32. Davies, A., & Clark, S. (2009). Identifying and prioritising walking investment through the PERS audit tool. 10th International Conference for Walking. Walk 21 Proceedings.
33. Dittmar, H., Ohland, G. (2004). The New Transit Town: Best Practices in Transit-Oriented Development. Island Press.
34. Downs, A. (1992). Stuck in Traffic: Coping with Peak-Hour Traffic Congestion. The Brookings Institution.
35. Faber, M. (2008). How to be an ecological economist. Ecological Economics, 66(1), 1–7.
36. Gehl, J., & Gemzoe, L. (1996). Public spaces and public life. Danish Architectural Press. Gehl, J. (2010). Cities for people. Island Press.
37. Georgescu-Roegen, N. (1971). The Entropy Law and the Economic Process. Harvard University Press.
38. Georgescu-Roegen, N. (1975). Energy and Economic Myths. Southern Economic Journal, 41(3), 347–381.
39. Greater London Authority (2018). Mayor’s Transport Strategy. Greater London Authority. https://www.london.gov.uk/sites/default/files/mayors-transport-strategy-2018.pdf
40. Hart, J. (2011). Driven to Excess: A Study of Motor Vehicle Impacts on Three Streets in Bristol UK. World Transport Policy & Practice, 17(2), 12–30.
41. Holcombe, R. G. (2004). The New Urbanism Versus the Market Process. The Review of Austrian Economics, 17(2/3), 285–300. https://doi.org/10.1023/B:RAEC.0000026836.66261.c1
42. Jacobs, J. (1961). The Death and Life of Great American Cities. Random House.
43. Jevons, W. S. (1866). The Coal Question. Macmillan and Company.
44. Kelbaugh, D. S. (2002). Repairing the American Metropolis: Common Place Revisited. University of Washington Press.
45. Kubiszewski, I., Costanza, R., Franco, C., Lawn, P., Talberth, J., Jackson, T., & Aylmer, C. (2013). Beyond GDP: Measuring and achieving global genuine progress. Ecological Economics, 93, 57–68. https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2013.04.019
46. Kuhn, T. S. (1962). The Structure of Scientific Revolutions. University of Chicago Press. Lehmann, S. (2010). Green urbanism: Formulating a series of holistic principles. S. A. P. I. E. N. S., 3(2). https://journals.openedition.org/sapiens/1057
47. Litman, Т. (2009) Transportation Cost and Benefit Analysis: Techniques, Estimates and Implications. Victoria Transport Policy Institute.
48. Melia, S., Parkhurst, G., & Barton, H. (2011). The paradox of intensification. Transport Policy, 18(1), 46—52. https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2010.05.007
49. Mindali, O., Raven, A., & Salomon, I. (2004). Urban density and energy consumption: a new look at old statistics. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 38(2), 143–162.
50. Minx, J., Creutzig, F., Medinger, V., Ziegler, T., Owen, A., & Baiocchi, G. (2011).
51. Developing a pragmatic approach to assess urban metabolism in Europe (Working paper No. 1-2011). Department of Climate Change Economics, University of Berlin. https://ideas.climatecon.tu-berlin.de/documents/wpaper/CLIMATECON-2011-01.pdfMogridge, M. (1990). Travel in Towns: Jam yesterday, jam today and jam tomorrow? Macmillan Press.
52. Newman, P., & Kenworthy, J. (1989). Cities and Automobile Dependence: An International Sourcebook. Gower Publishing.
53. OECD (1997). Proceedings, Towards Sustainable Transportation. Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). https://www.oecd.org/greengrowth/greening-transport/2396815.pdf
54. Register, R. (1987). Ecocity Berkeley. Building Cities for the Healthy Future. North Atlantic Books.
55. Register, R. (2001). Ecocities: Building cities in balance with nature. Berkeley Hills Books.
56. Schumacher, E. F. (1973). Small Is Beautiful: A Study of Economics As If People Mattered. Blond & Briggs.
57. Sen, A. (1999). Development as Freedom. Oxford University Press.
58. Speck, J. (2013). Walkable City: How Downtown Can Save America, One Step at a Time. North Point Press.
59. Tom Tom (2021). Traffic Index 2020. Full ranking 2020. https://www.tomtom.com/en_gb/traffic-index/ranking/
60. Turner, R. K. (1993). Sustainability: Principles and Practice. In R. K. Turner (ed.), Sustainable Environmental Economics and Management: Principles and Practice (pp. 3–36). Belhaven Press.
61. Van Audenhove, F.-J., Korniichuk, O., Dauby, L., & Pourbaix, J. (2014). The Future of Urban Mobility 2.0. Imperatives to shape extended mobility ecosystems of tomorrow. Arthur D. Little future lab and UITP. https://www.adlittle.com/sites/default/files/viewpoints/2014_ADL_UITP_Future_of_Urban_Mobility_2_0_Full_study.pdf
62. Vuchic, V. R. (1981). Urban Public Transportation Systems and Technology. Prentice-Hall.
63. Vuchic, V. R. (1999). Transportation for livable cities. Center for Urban Policy Research (CUPR Press).
64. Westerink, J., Haase, D., Bauer, A., Ravetz, J., Jarrige, F., & Aalbers, C.B. E. M. (2013).
65. Dealing with Sustainability Trade-Offs of the Compact City in Peri-Urban Planning Across European City Regions. European Planning Studies, 21(4), 473–497. https://doi:10.1080/09654313.2012.722927
66. Wiederkehr, P., Gilbert, R., Crist, P., & Caïd, N. (2004). Environmentally Sustainable Transport (EST): Concept, Goal, and Strategy — The OECD’s EST Project. European Journal of Transport and Infrastructure Research, 4(1), 11–25.
67. Wolman, A. (1965). The Metabolism of Cities. Scientific American, 213, 179–190. https://10.1038/scientificamerican0965-178
68. World Health Organization (2018). Global status report on road safety 2018. World Health Organization. https://nonews.co/wp-content/uploads/2019/02/GSRRS2018.pdf
Рецензия
Для цитирования:
Комаров В.М., Акимова В.В. Концепция «устойчивой мобильности»: теория и практика. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(5):207-231. https://doi.org/10.38050/013001052021510
For citation:
Komarov V.M., Akimova V.V. The concept of sustainable mobility: theory and practice. Moscow University Economics Bulletin. 2021;(5):207-231. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/013001052021510