Структурные продукты с полной защитой капитала на российском рынке и их маржинальность для эмитентов
https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-3-3
Аннотация
В исследовании впервые предпринимается попытка оценить величину скрытых комиссий эмитентов структурных продуктов на российском рынке. Под скрытой комиссией подразумевается разница между ценой, по которой продукт был продан инвестору, и суммой стоимостей простых активов, из которых состоит продукт, приведенной к моменту выпуска. Исследования, проведенные на рынках структурных продуктов стран Европы, доказывают существование положительной скрытой комиссии, которая уменьшается по мере развития рынка и появления на нем новых игроков, но увеличивается по мере усложнения продукта.
Мы сформировали выборку из ныне существующих на российском рынке 174 структурных продуктов с полной защитой инвестированных средств и участием в росте котировок какого-либо актива рынка капиталов: биржевого индекса, акции, депозитарной расписки, пая инвестиционного фонда или ETF. Далее мы оценили скрытую комиссию в каждом продукте, используя методологию, в соответствии с которой объем инвестированных средств делится на три части: депозит, обеспечивающий полную защиту капитала, колл-опцион, позволяющий получить неограниченный доход, и скрытую комиссию. Медианное значение скрытой комиссии по выборке оказалось выше, чем на рынках стран Европы. Этот результат объясняется малым периодом существования российского рынка структурных продуктов и олигополистической конкуренцией, препятствующей конкурентному ценообразованию. В статье также приводятся краткая история развития российского рынка структурных продуктов, его динамика и анализ в разбивке по основным эмитентам.
Исследование имеет практическую значимость для регулятора российского рынка, эмитентов, определяющих оптимальную величину скрытой комиссии, инвесторов, которые желают разобраться в принципах ценообразования структурных продуктов с полной защитой капитала, и всех читателей, которым интересны структурные продукты.
Об авторе
М. В. ТкаченкоРоссия
Ткаченко Мария Владимировна — старший преподаватель Базовой кафедры инфраструктуры финансовых рынков; начальник отдела структурных продуктов
Москва
Список литературы
1. Верещагина, Е. Ю., & Панова, Т. А. (2014). Структурные продукты банков. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление, (4-2), 57–67.
2. Волегова, А. С. (2017). Оценка структурированных продуктов: зарубежная практика и российская реальность. Пермский финансовый журнал, (2), 63–73.
3. Матвеев, Е. О., Положишникова, Ю. В., & Черничин, А. К. (2018). Биржевые структурные облигации: обзор рынка, модели оценки. Управление финансовыми рисками, (4), 276–294.
4. Матвеев, Е. О., Положишникова, Ю. В., & Черничин, А. К. (2019). Биржевые структурные облигации без защиты капитала: обзор рынка, модели оценки. Управление финансовыми рисками, (3), 184–199.
5. Матюхин, А. А. (2012). Структурные продукты как альтернатива депозитам. Банковский бизнес, (3), 29.
6. Московская Биржа. Дата обращения 22.07.2022, https://www.moex.com/ru/marketdata/indices/state/g-curve/
7. Некрасова, И. В. (2012). Структурные продукты как разновидность банковских продуктовых инноваций. Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 3(3), 117–125.
8. Нигметзянов, Ш. А. (2020). В чем плюсы и минусы структурных облигаций?. In Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития (p. 180–183).
9. Паршин, М. А., & Джораев, Х. Х. (2020). Перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации: корпоративные облигации и структурные облигации. Russian Economic Bulletin, 3(2), 194–199.
10. Ракитина, И. С., Гуськов, А. А., & Горшкова, Н. С. (2014). Структурный продукт как альтернатива банковскому депозиту. Современные проблемы науки и образования, (3), 347–347.
11. Рогозин, С. С. (2020). Структурные продукты с защитой капитала как альтернатива инвестиций в классические финансовые инструменты. Экономика и управление: проблемы, решения, 4(12), 68–72.
12. Тропина, Ж. Н. (2019). Структурные облигации, новый вид облигаций российского фондового рынка. Инновационное развитие экономики, (3), 125–129.
13. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” в части регулирования структурных облигаций». (2018, 18 апреля) от 18.04.2018. Принят ГД ФС РФ 29.03.2018, действующая редакция (№ 75-ФЗ).
14. Azarmi, T. F. (2017). Social Costs and Benefits of Structured Products: How Should the German Regulators React to Transparency, Wealth Appropriation, Pricing and Risk in the Local Structured Products Market?Journal of Applied Management and Investments, 6(1), 1–4.
15. Bertrand, P., & Prigent, J. L. (2014). French retail financial structured products: A typology and assessment of their fair pricing. Available at SSRN 2513231.
16. Burth, S., Kraus, T., & Wohlwend, H. (2001). The pricing of structured products in the Swiss market. The Journal of Derivatives, 9(2), 30–40.
17. CBonds. Retrived July 22, 2022, from https://cbonds.ru
18. da Silva, P. P., & Silva, F. (2013). The Hidden Costs of Structured Retail Products Evidence for the Portuguese market. Working Paper, Portuguese Security Exchange Commission.
19. Deng, G., Dulaney, T., & McCann, C. (2013). Valuation of reverse convertibles in the variance gamma economy. Journal of Derivatives & Hedge Funds, 19(4), 244–258.
20. Deng, G., Dulaney, T., Husson, T., McCann, C., & Yan, M. (2015). Ex post structured-product returns: Index methodology and analysis. The Journal of Investing, 24(2), 45–58.
21. Deng, G., Guedj, I., Mallett, J., & McCann, C. (2011). The Anatomy of Principal-Protected AbsoluteReturn Barrier Notes. The Journal of Derivatives, 19(2), 61–70.
22. Deng, G., Husson, T., & McCann, C. (2014). Valuation of structured products. The Journal of Alternative Investments, 16(4), 71–87.
23. Deng, G., Mallett, J., & McCann, C. (2016). Modeling autocallable structured products. In Derivatives and Hedge Funds (p. 323–344). Palgrave Macmillan, London.
24. EUSIPA. Retrived July 22, 2022, from https://eusipa.org/wp-content/uploads/European_map_20200213_web.pdf
25. Jørgensen, P. L., Nørholm, H., & Skovmand, D. (2011). Overpricing and hidden costs of structured products for retail investors: Evidence from the Danish market for principal protected notes. Available at SSRN 1863854.
26. Rathgeber, A. W., & Wang, Y. (2011). Market pricing of credit-linked notes: the case of retail structured products in Germany.
27. Ruf, T. (2011). The dynamics of overpricing in structured products. Available at SSRN 1787216.
28. Stoimenov, P. A., & Wilkens, S. (2005). Are structured products ‘fairly’priced? An analysis of the German market for equity-linked instruments. Journal of Banking & Finance, 29(12), 2971–2993.
29. Szymanowska, M., Horst, J. T., & Veld, C. (2009). Reverse convertible bonds analyzed. Journal of Futures Markets: Futures, Options, and Other Derivative Products, 29(10), 895–919.
30. Wallmeier, M., & Diethelm, M. (2009). Market pricing of exotic structured products: The case of multi-asset barrier reverse convertibles in Switzerland. The Journal of Derivatives, 1(2), 59–72.
31. Wilkens, S., Erner, C., & Röder, K. (2003). The pricing of structured products in Germany. The Journal of Derivatives, 11(1), 55–69.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Ткаченко М.В. Структурные продукты с полной защитой капитала на российском рынке и их маржинальность для эмитентов. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2023;(3):44-67. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-3-3
For citation:
Tkachenko M.V. Capital protected structured products on Russian market and their hidden costs. Moscow University Economics Bulletin. 2023;(3):44-67. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-3-3