Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Эмоциональное состояние потребителя как фактор совершения импульсных покупок

https://doi.org/10.55959/MSU0130-01056-58-1-9

Аннотация

В статье рассмотрена взаимосвязь эмоционального состояния потребителя и склонности к совершению импульсных покупок, авторы проводят анализ эффектов, связанных с импульсивным покупательским поведением, проведенный на примере продуктов питания. Согласно исследованиям поведения потребителей, проведенным в России, доля покупок, определяемых как импульсные, стабильно увеличивается. Недостаточное понимания специфики и природы импульсных покупок может оказывать негативное влияние как на благополучие потребителя, включая психологическое состояние и материальное положение, так и на финансовую устойчивость самих компаний в долгосрочной перспективе. Целями статьи являются улучшение понимания поведения потребителей в России и выявление взаимосвязи эмоционального состояния потребителя и импульсных покупок продуктов питания. На основе анализа научных источников сформулирован подход к пониманию «импульсных покупок», систематизированы факторы, влияющие на их совершение, а также охарактеризованы эмоциональные состояния потребителя, ассоциированные с совершением импульсных покупок продуктов питания. Основу работы составляет эмпирическое исследование, включающее серию глубинных интервью и количественный опрос. Для выявления взаимосвязи эмоционального состояния потребителя и склонности к совершению импульсных покупок продуктов питания в России использован метод моделирования структурными уравнениями. В результате тестирования ряда альтернативных моделей определены различия в паттернах импульсивного покупательского поведения респондентов женского и мужского пола. Было подтверждено, что отрицательные эмоции значимо влияют на чувствительность к визуальным характеристикам товаров, импульсивность и запланированность покупок представителей обоих полов. Воздействие положительных эмоциональных состояний на перечисленные поведенческие аспекты статистически значимо только в отношении мужчин. Выявленные взаимосвязи могут объясняться стремлением к снижению эмоционального напряжения и улучшению эмоционального состояния. Исследование создает основы для дальнейшего изучения эмоционально обусловленного поведения потребителей и улучшения прогнозирования покупательского поведения.

Об авторах

С. М. Березка
НИУ «Высшая школа экономики»
Россия

Березка Светлана Михайловна к.э.н., заместитель руководителя департамента маркетинга, Высшая школа бизнеса

Москва



А. В. Фартунина
НИУ «Высшая школа экономики»
Россия

Фартунина Александра Валерьевна ассистент, Высшая школа бизнеса

Москва



Список литературы

1. Aoun, C., Nassar, L., Soumi, S., El Osta, N., Papazian, T., & Rabbaa Khabbaz, L. (2019). The cognitive, behavioral, and emotional aspects of eating habits and association with impulsivity, chronotype, anxiety, and depression: a cross-sectional study. Frontiers in Behavioral Neuroscience, 13, 204. https://doi.org/10.3389/fnbeh.2019.00204

2. Ayub, R., & Zafar, M. (2018). External stimuli and impulsive buying behavior. Market Forces, 13(1).

3. Bilici, S., Ayhan, B., Karabudak, E., & Koksal, E. (2020). Factors affecting emotional eating and eating palatable food in adults. Nutrition Research and Practice, 14(1), 70-75. https://doi.org/10.4162/nrp.2020.14.1.70

4. Conner, M., Johnson, C., & Grogan, S. (2004). Gender, sexuality, body image and eating behaviours. Journal of health psychology, 9(4), 505-515.

5. Darrat, A. A., Darrat, M. A., & Amyx, D. (2016). How impulse buying influences compulsive buying: The central role of consumer anxiety and escapism. Journal of Retailing and Consumer Services, 31, 103-108. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2016.03.009

6. Dhandra T. K. Does self-esteem matter? (2020). A framework depicting role of self-esteem between dispositional mindfulness and impulsive buying. Journal of Retailing and Consumer Services, 55, 102-135. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2020.102135

7. de Mattos, C. N., Kim, H. S., Lacroix, E., Requião, M., Filomensky, T. Z., Hodgins, D. C., & Tavares, H. (2018). The need to consume: Hoarding as a shared psychological feature of compulsive buying and binge eating. Comprehensive psychiatry, 85, 67-71. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2018.06.010.

8. Deloitte. Consumption in Russia. (2020). URL: https://www2.deloitte.com/ru/en/pages/consumer-business/articles/2021/consumer-sector-in-Russia-2021.html (дата обращения: 15.10.2022).

9. Eysenck, H. J. (1993). The nature of impulsivity. https://doi.org/10.1037/10500-004

10. Flight, R. L., Rountree, M. M., & Beatty, S. E. (2012). Feeling the urge: Affect in impulsive and compulsive buying. Journal of Marketing Theory and Practice, 20(4), 453-466.

11. Gallagher, C. E., Watt, M. C., Weaver, A. D., & Murphy, K. A. (2017). “I fear, therefore, I shop!” exploring anxiety sensitivity in relation to compulsive buying. Personality and Individual Differences, 104, 37-42. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.07.023

12. Harnish, R. J., Gump, J. T., Bridges, K. R., Slack, F. J., & Rottschaefer, K. M. (2019). Compulsive buying: The impact of attitudes toward body image, eating disorders, and physical appearance investment. Psychological reports, 122(5), 1632-1650. https://doi.org/10.1177/0033294118789042

13. Harnish, R. J., Roche, M. J., & Bridges, K. R. (2021). Predicting compulsive buying from pathological personality traits, stressors, and purchasing behavior. Personality and Individual Differences, 177, 110821. https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.110821

14. Horváth, C., & Adıgüzel, F. (2018). Shopping enjoyment to the extreme: Hedonic shopping motivations and compulsive buying in developed and emerging markets. Journal of Business Research, 86, 300-310. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2017.07.013

15. Iyer, G. R., Blut, M., Xiao, S. H., & Grewal, D. (2020). Impulse buying: a meta-analytic review. Journal of the academy of marketing science, 48(3), 384-404. https://doi.org/10.1007/s11747-019-00670-w

16. Japutra, A., Ekinci, Y., & Simkin, L. (2019). Self-congruence, brand attachment and compulsive buying. Journal of Business Research, 99, 456-463. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2012.07.003

17. Kacen, J. J., Hess, J. D., & Walker, D. (2012). Spontaneous selection: The influence of product and retailing factors on consumer impulse purchases. Journal of Retailing and Consumer Services, 19(6), 578-588. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2012.07.003

18. Kimiagari, S., & Malafe, N. S. A. (2021). The role of cognitive and affective responses in the relationship between internal and external stimuli on online impulse buying behavior. Journal of Retailing and Consumer Services, 61, 102567. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2021.102567

19. Kline, R. B. (2005). Principles and practice of structural equation modeling 2nd ed. New York: Guilford, 3. https://doi.org/10.1177/1049731509336986

20. Kukar-Kinney, M., Scheinbaum, A. C., & Schaefers, T. (2016). Compulsive buying in online daily deal settings: An investigation of motivations and contextual elements. Journal of Business Research, 69(2), 691-699.

21. Lee, S. H., Lennon, S. J., & Rudd, N. A. (2000). Compulsive consumption tendencies among television shoppers. Family and Consumer Sciences Research Journal, 28(4), 463-488. https://doi.org/10.1177/1077727X00284003

22. Lins, S., Koch, R., Aquino, S., de Freitas Melo, C., & Costa, I. M. (2021). Anxiety, depression, and stress: Can mental health variables predict panic buying? Journal of Psychiatric Research, 144, 434-440. https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2021.11.008

23. Parsad, C., Prashar, S., Vijay, T. S., & Kumar, M. (2021). Do promotion and prevention focus influence impulse buying: The role of mood regulation, shopping values, and impulse buying tendency. Journal of Retailing and Consumer Services, 61, 102554. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2021.102554

24. Punj, G. (2011). Impulse buying and variety seeking: Similarities and differences. Journal of Business Research, 64(7), 745-748.

25. Rick, S. I., Pereira, B., & Burson, K. A. (2014). The benefits of retail therapy: Making purchase decisions reduces residual sadness. Journal of Consumer Psychology, 24(3), 373-380. https://doi.org/10.1016/j.jcps.2013.12.004

26. Roehm Jr, H. A., & Roehm, M. L. (2005). Revisiting the effect of positive mood on variety seeking. Journal of Consumer Research, 32(2), 330-336.

27. Rook, D. W. (1987). The buying impulse. Journal of consumer research, 14(2), 189-199. https://doi.org/10.1086/209105

28. Sharma, P., Sivakumaran, B., & Marshall, R. (2010). Impulse buying and variety seeking: A trait-correlates perspective. Journal of Business research, 63(3), 276-283.

29. Spinelli, S., Masi, C., Dinnella, C., Zoboli, G. P., & Monteleone, E. (2014). How does it make you feel? A new approach to measuring emotions in food product experience. Food Quality and Preference, 37, 109-122.

30. Tett, R. P., Simonet, D. V., Walser, B., & Brown, C. (2013). Trait activation theory. Handbook of personality at work, 71-100.

31. van Strien, T., Gibson, E. L., Banos, R., Cebolla, A., & Wilkens, L. H. (2019). Is comfort food actually comforting for emotional eaters? A (moderated) mediation analysis. PHYSIOLOGY & BEHAVIOR, 211, 112671. https://doi.org/10.1016/j.physbeh.2019.112671

32. Wallis, D. J., & Hetherington, M. M. (2009). Emotions and eating. Self-reported and experimentally induced changes in food intake under stress. Appetite, 52(2), 355-362.

33. West, C. J. (1951). Results of two years' of study into impulse buying. Journal of Marketing (pre-1986), 15, 362.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Березка С.М., Фартунина А.В. Эмоциональное состояние потребителя как фактор совершения импульсных покупок. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2023;(1):191-211. https://doi.org/10.55959/MSU0130-01056-58-1-9

For citation:


Berezka S.M., Fartunina A.V. Emotional State as Factor Affecting Consumer’s Impulse Purchasing Behavior. Moscow University Economics Bulletin. 2023;(1):191-211. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-01056-58-1-9

Просмотров: 234


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)