Алгоритмический менеджмент: опыт эмпирического исследования
https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-6-7
Аннотация
В статье рассматривается проблема внедрения алгоритмического менеджмента в контексте противоречия между механистической и органической парадигмой организации, а также с позиций социотехнического подхода. Эмпирической базой исследования являются данные, полученные в ходе эксперимента по внедрению алгоритмического менеджмента при мониторинге и оценке работы торговых представителей компании-производителя повседневных товаров. Задачей исследования являлось получение ответа на два вопроса, сформулированных с позиции технической и социальной подсистем организации: во-первых, повлияет ли алгоритмический менеджмент на эффективность работы специалистов; во-вторых, как специалисты будут воспринимать работу алгоритма. Методами исследования являлись глубинное интервью и тематический анализ. В отношении первого вопроса исследования результаты демонстрируют, что эффективность работы специалистов при использовании алгоритмического менеджмента увеличилась по сравнению с прошлым периодом и с контрольной группой, в первую очередь по показателю следования стандартам. Ключевыми темами, которые были выявлены на основе анализа интервью, проведенных для ответа на второй вопрос исследования, стали доверие к алгоритму и восприятие взаимодействия между человеком и алгоритмом. Результаты позволяют заключить, что доверие к алгоритму формируется восприятием алгоритма как инструмента оценки, а не субъекта с собственной волей, а также возможностью апеллировать выставленные им оценки и воспринимаемой прозрачностью его работы. Основные выводы исследования состоят в том, что внедрение алгоритмического менеджмента, потенциально создающего дисбаланс между технической и социальной подсистемами организации, должно рассматриваться не только в плоскости инструментов и целей, которые предполагается достичь с помощью новой технологии, но и с позиций системного понимания предпосылок и убеждений, определяющих формулировку этих целей.
Об авторах
И. А. ПетровскаяРоссия
Москва
В. С. Демченко
Россия
Москва
Список литературы
1. Адизес, И. (2017). На пороге управленческой революции. Harvard Business Review Россия, 1, 11–15. https://big-i.ru/management/upravlenie-izmeneniyami/a18761/
2. Купрейченко, А. Б. (2008). Психология доверия и недоверия. Изд-во «Институт психологии РАН».
3. Петровская, И. А. (2018). Концепции лидерства в позитивной парадигме организационного поведения. Проблемы теории и практики управления, (8), 85–90.
4. Allen-Robertson, J. (2017). The Uber game: exploring algorithmic management and resistance. AoIR Selected Papers of Internet Research. https://spir.aoir.org/ojs/index.php/ spir/article/view/10033
5. Benlian, A., Wiener, M., Cram, W. A., Krasnova, H., Maedche, A., Möhlmann, M., Recker, J., & Remus, U. (2022). Algorithmic management: bright and dark sides, practical implications, and research opportunities. Business & Information Systems Engineering, 64(6), 825–839. https://doi.org/10.1007/s12599-022-00764-w
6. Bienefeld, N., Kolbe, M., Camen, G., Huser, D., & Buehler, P. K. (2023). Human-AI teaming: leveraging transactive memory and speaking up for enhanced team eff ectiveness. Frontiers in Psychology, 14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1208019
7. Braun, V., & Clarke, V. (2006). Using thematic analysis in psychology. Qualitative research in psychology, 3(2), 77–101. http://dx.doi.org/10.1191/1478088706qp063oa
8. Burns, T., & Stalker, G. M. (1961). The management of innovation.
9. Tavistock Clegg, C., & Shepherd, C. (2007). The biggest computer programme in the world… ever!’: time for a change in mindset? Journal of Information Technology, 22(3), 212–221. https://doi.org/10.1057/palgrave.jit.2000103
10. Davis, M. C., Challenger, R., Jayewardene, D. N., & Clegg, C. W. (2014). Advancing socio-technical systems thinking: A call for bravery. Applied ergonomics, 45(2), 171–180. https://doi.org/10.1016/j.apergo.2013.02.009
11. Dolata, M., Feuerriegel, S., & Schwabe, G. (2022). A sociotechnical view of algorithmic fairness. Information Systems Journal, 32(4), 754–818. https://doi.org/10.1111/isj.12370
12. Duggan, J., Sherman, U., Carbery, R., & McDonnell, A. (2020). Algorithmic management and app-work in the gig economy: A research agenda for employment relations and HRM. Human Resource Management Journal, 30(1), 114–132. https://doi.org/10.1111/1748- 8583.12258
13. Gagné, M., Parent-Rocheleau, X., Bujold, A., Gaudet, MC, & Lirio, P. (2022). How algorithmic management infl uences worker motivation: A self-determination theory perspective. Canadian Psychology/Psychologie canadienne, 63 (2), 247–260. https://psycnet. apa.org/doi/10.1037/cap0000324
14. Galiere, S. (2020). When food-delivery platform workers consent to algorithmic management: a Foucauldian perspective. New Technology, Work and Employment, 35(3), 357–370. https://doi.org/10.1111/ntwe.12177
15. Hart, D. K., & Scott, W. G. (1975). The organizational imperative. Administration & Society, 7(3), 259–285. https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/009539977500700301
16. Howard, J. (2022). Algorithms and the future of work. American Journal of Industrial Medicine, 65(12), 943-952. https://doi.org/10.1002/ajim.23429
17. Jabagi, N., Croteau, A. M., & Audebrand, L. (2020, January). Perceived organizational support in the face of algorithmic management: a conceptual model. In Proceedings of the 53rd Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS 2020), Maui, USA, 4001–4010. https://scholarspace.manoa.hawaii.edu/bitstream/10125/64231/1/0395.pdf
18. Jarrahi, M. H. (2018). Artifi cial intelligence and the future of work: Human-AI symbiosis in organizational decision making. Business horizons, 61(4), 577–586. https://doi. org/10.1016/j.bushor.2018.03.007
19. Jarrahi, M. H., Newlands, G., Lee, M. K., Wolf, C. T., Kinder, E., & Sutherland, W. (2021). Algorithmic management in a work context. Big Data & Society, 8(2), 1–14. https://doi.org/10.1177/20539517211020332
20. Joita, B. (2019, April 29). Management by Algorithm: Amazon’s Tracking System Can Allegedly Fire Workers Automatically. Techlead. https://techthelead.com/managementby-algorithm-amazons-warehouse-worker-tracking-system-can-allegedly-fire-themautomatically/
21. Kellogg, K. C., Valentine, M. A., & Christin, A. (2020). Algorithms at work: The new contested terrain of control. Academy of Management Annals, 14(1), 366-410. https://doi. org/10.5465/annals.2018.0174
22. Klein, U., Depping, J., Wohlfahrt, L., & Fassbender, P. (2023). Application of artifi cial intelligence: risk perception and trust in the work context with diff erent impact levels and task types. AI & SOCIETY, 1–12. https://doi.org/10.1007/s00146-023-01699-w
23. Lee, M. K. (2018). Understanding perception of algorithmic decisions: Fairness, trust, and emotion in response to algorithmic management. Big Data & Society, 5(1), 1–16. https://doi.org/10.1177/2053951718756684
24. Lepri, B., Oliver, N., Letouzé, E., Pentland, A., & Vinck, P. (2018). Fair, transparent, and accountable algorithmic decision-making processes: The premise, the proposed solutions, and the open challenges. Philosophy & Technology, 31, 611–627. https://doi.org/10.1007/ s13347-017-0279-x
25. Leyer, M., & Schneider, S. (2021). Decision augmentation and automation with artifi cial intelligence: Threat or opportunity for managers? Business Horizons, 64(5), 711–724. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2021.02.026
26. Lyons, H., Wij enayake, S., Miller, T., & Velloso, E. (2022, April). What’s the appeal? Perceptions of review processes for algorithmic decisions.Proceedings of the 2022 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems, 1–15. https://doi.org/10.1145/3491102.3517606
27. Makarius, E. E., Mukherjee, D., Fox, J. D., & Fox, A. K. (2020). Rising with the machines: A sociotechnical framework for bringing artifi cial intelligence into the organization. Journal of Business Research, 120, 262–273. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.07.045
28. McAfee, A., Brynjolfsson, E., Davenport, T. H., Patil, D. J., & Barton, D. (2012). Big data: the management revolution. Harvard business review, 90(10), 60–68. https://hbr. org/2012/10/big-data-the-management-revolution
29. Medwell, J. (2022, January 30). When the algorithm is your boss. Tribune. https://tribunemag.co.uk/2022/01/amazon-algorithm-human-resource-management-tech-workersurveillance
30. Möhlmann, M., & Henfridsson, O. (2019). What people hate about being managed by algorithms, according to a study of Uber drivers. Harvard Business Review, 30(August), 1–7. https://hbr.org/2019/08/what-people-hate-about-being-managed-by-algorithmsaccording-to-a-study-of-uber-drivers
31. Möhlmann, M., & Zalmanson, L. (2017). Hands on the wheel: Navigating algorithmic management and Uber drivers’ autonomy. Proceedings of the International Conference on Information Systems (ICIS 2017), December 10–13, Seoul, South Korea, 5375–5391. https://www.proceedings.com/37640.html
32. Morse, L., Teodorescu, M. H. M., Awwad, Y., & Kane, G. C. (2021). Do the ends justify the means? Variation in the distributive and procedural fairness of machine learning algorithms. Journal of Business Ethics, 1–13. https://doi.org/10.1007/s10551-021-04939-5
33. Noponen, N., Feshchenko, P., Auvinen, T., Luoma-aho, V., & Abrahamsson, P. (2023). Taylorism on steroids or enabling autonomy? A systematic review of algorithmic management. Management Review Quarterly, 1–27. https://doi.org/10.1007/s11301-023-00345-5
34. Parent-Rocheleau, X., & Parker, S. K. (2021). Algorithms as work designers: How algorithmic management infl uences the design of jobs. Human Resource Management Review, 32(3), 100838. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2021.100838
35. Parker, S. K., & Grote, G. (2020). Automation, algorithms, and beyond: Why work design matters more than ever in a digital world. Applied Psychology, 71(4), 1171–1204. https://doi. org/10.1111/apps.12241
36. Persson, J. (2017). A review of the design and development processes of simulation for training in healthcare–A technology-centered versus a human-centered perspective. Applied ergonomics, 58, 314–326. https://doi.org/10.1016/j.apergo.2016.07.007
37. Piller, F. T., & Nitsch, V. (2022). How Digital Shadows, New Forms of Human-Machine Collaboration, and Data-Driven Business Models Are Driving the Future of Industry 4.0: A Delphi Study. In: Piller, F. T., Nitsch, V., Lüttgens, D., Mertens, A., Pütz, S., Van Dyck, M. (Еds). Forecasting Next Generation Manufacturing. Contributions to Management Science, 1–31. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-07734-0_1
38. PWC (2022). Artificial Intelligence in HR: a No-brainer. https://www.pwc.at/de/publikationen/verschiedenes/artificial-intelligence-in-hr-a-no-brainer.pdf
39. Sarker, S., Chatterjee, S., Xiao, X., & Elbanna, A. (2019). The sociotechnical axis of cohesion for the IS discipline: Its historical legacy and its continued relevance. MIS quarterly, 43(3), 695–720. https://doi.org/10.25300/MISQ/2019/13747
40. Schildt, H. (2017). Big data and organizational design–the brave new world of algorithmic management and computer augmented transparency. Innovation, 19(1), 23–30. https://doi.org/10.1080/14479338.2016.1252043
41. Shin, D., & Park, Y. J. (2019). Role of fairness, accountability, and transparency in algorithmic aff ordance. Computers in Human Behavior, 98, 277–284. https://doi. org/10.1016/j.chb.2019.04.019
42. Soper, S. (2021, June 28). Fired by bot at Amazon:‘It’s you against the machine’. Bloomberg. https://www.bloomberg.com/news/features/2021-06-28/fi red-by-bot-amazonturns-to-machine-managers-and-workers-are-losing-out
43. Trist, E. L. (1981).The evolution of socio-technical systems(Vol. 2). Toronto: Ontario Quality of Working Life Centre. https://www.lmmiller.com/blog/wp-content/uploads/2013/06/TheEvolution-of-Socio-Technical-Systems-Trist.pdf
44. Wood, A. J. (2021). Algorithmic management consequences for work organisation and working conditions (No. 2021/07). JRC Working Papers Series on Labour, Education and Technology. https://www.econstor.eu/handle/10419/233886
45. Yu, H., Miao, C., Chen, Y., Fauvel, S., Li, X., & Lesser, V. R. (2017). Algorithmic management for improving collective productivity in crowdsourcing. Scientific reports, 7(1), 1–11. https://doi.org/10.1038/s41598-017-12757-x
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Петровская И.А., Демченко В.С. Алгоритмический менеджмент: опыт эмпирического исследования. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2023;(6):109-132. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-6-7
For citation:
Petrovskaya I.A., Demchenko V.S. Algorithmic management: an empirical study. Moscow University Economics Bulletin. 2023;(6):109-132. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-6-7