Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Религия и культура как факторы доверия во внешней торговле

https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-1-13

Аннотация

Складывающаяся в мировой экономике обострившаяся ситуация вокруг России, необходимость переориентации внешнеторговых потоков на страны, отличающиеся от России в культурном и религиозном аспектах, а также рост числа публикаций, направленных на исследование экономических эффектов культуры, религии и доверия, делает необходимым проведение комплексного анализа научной литературы о влиянии культуры и религии на внешнеторговую деятельность. В статье на основе анализа религиозной литературы и научных эмпирических исследований с применением методов систематизации, обобщения, метаанализа, концептуальных подходов социальнокультурной антропологии и кросс-культурной психологии предлагается теоретическое обоснование механизма влияния религии и культуры на внешнюю торговлю. Теоретически обоснованы два подхода к влиянию культуры на внешнеторговую активность. В рамках первого подхода близость культурных ценностей способствует росту внешнеторговой активности. В рамках второго культурная открытость и толерантность к чужой культуре имеют ограниченный потенциал увеличения взаимной торговли. На основе анализа научной и религиозной литературы обоснованы три группы каналов механизма воздействия религии на внешнюю торговлю. К первой группе каналов, в основе которых лежит психологическое восприятие человеком Бога и Его деяний, включены: влияние посредством восприятия предпринимательского риска как Божьего провидения и  воздействие посредством страха торговых партнеров перед Божьей карой за невыполнение обязательств. Ко второй группе каналов, механизм влияния которых основан на сходстве и различии религиозных догм, были отнесены: влияние на основе разных религиозных догм, воздействие посредством доверия торговых партнеров благодаря сходству религиозных ценностей и влияние посредством религиозной открытости и толерантности к другим конфессиям. В третью группу каналов, в основе механизма которых лежат институциональные теории, были включены: влияние посредством развития религиозной конкуренции, воздействие религиозных институтов как альтернативы слабым государственным институтам и влияние религии как основы доверия между торговыми партнерами.

Об авторах

М. А. Казанцева
ФГАОУ ВО "УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"
Россия

Марина Анатольевна Казанцева м.н.с., лаборатория международной и региональной экономики

Екатеринбург



А. Н. Непп
ФГАОУ ВО "УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"
Россия

Александр Николаевич Непп к.э.н., доцент, лаборатория международной и региональной экономики

Екатеринбург



Список литературы

1. Али-заде, А. А. (2007). Ахль аль-Китаб. Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар.

2. Архиепископ Иоанн Шаховской (2007). Апокалипсис мелкого греха. М.: Изд-во Сретенского монастыря.

3. Аузан, А. А. и др. (2020). Социокультурные факторы в экономике: пройденные рубежи и актуальная повестка. Вопросы экономики, 7, 75–91. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-7-75-91

4. Баринова, В. А., Земцов, С. П., & Царева, Ю. В. (2018). Предпринимательство и институты: есть ли связь на региональном уровне в России? Вопросы экономики, 6, 92–116. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-6-92-116

5. Брагина, Л. М. (1999). История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: учеб. пособие. М.: Высшая школа.

6. Быстрова, A. Н. (2002). Мир культуры (Основы культурологии). М.: Изд. Федора Конюхова.

7. Бэнфилд, Э. (1958). Моральные основы отсталого общества: пер. с англ. М.: Новое издательство.

8. Веселов, Ю. В. (2013). Институциональное и сетевое доверие как экономические категории. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / отв. ред. А. Б. Купрейченко, И. В. Мерсияновой. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 263–289. Гордиенко, Н. С. (2005). Основы религиоведения. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина.

9. Грушевицкая, Т. Г., & Садохин, А. П. (2011). Культурология. М.: Юнити-Дана.

10. Гужавина, Т. А. (2012). Социальное доверие в гражданском обществе. Проблемы развития территории, 6(62), 115–122.

11. Даймонд, С. (2011). Переговоры, которые работают: пер. с англ. В. Хозинский. М.: Манн, Иванов и Фербер.

12. Драпкин, И. М., Чукавина, К. В., & Грозных, Р. И. (2021). Влияние институциональных факторов на межстрановые потоки прямых иностранных инвестиций. Экономика и математические методы, 57(1), 33–42. https://doi.org/10.31857/S042473880007982-9

13. Дробот, Е. В., Батарин, И. В., & Пекки, В. Д. (2017). Анализ условий внешней торговли России и стран Запада в условиях санкционных войн. Экономические отношения, 7(1), 19–32. https://doi.org/10.18334/eo.7.1.37392

14. Дюркгейм, Э. (1996). О разделении общественного труда: пер. с фр. М.: Канон.

15. Епископ Иларион (Алфеев) (2007). «Кто мой ближний?». О милосердном самарянине. Неделя 25-я по Пятидесятнице. Праздники. Дата обращения 01.03.2022, https://www.pravmir.ru/kto-moj-blizhnij-o-miloserdnom-samaryanine-nedelya-25-ya-popyatidesyatnice/

16. Журавлев, А. Л., & Сумарокова, В. А. (2013). Доверие предпринимателей к разным видам организаций: региональные и половые различия. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / отв. ред. А. Б. Купрейченко, И. В. Мерсияновой. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 290–304.

17. Земцов, С. П., & Царева, Ю. В. (2018). Предпринимательская активность в регионах России: насколько пространственные и временные эффекты детерминируют развитие малого бизнеса. Журнал Новой экономической ассоциации, 1(37), 145–165.

18. Иванов, А. В. (2015). Институциональные факторы функционирования региональной структуры поддержки предпринимательства в условиях диверсификации экономики. Экономика и предпринимательство, 3(56), 860–864.

19. Иеромонах Димитрий (Сафонов) (2017). Русская Православная Церковь в диалоге религии. Материалы круглого стола: «Диалог религий в современном мире: проблемы и перспективы» / отв. ред. И. В. Колосова. М.: ДА МИД России.

20. Кант, И. (1966). К вечному миру. Соч.: в 6 т. Т. 6. М., 257–311.

21. Кислюк, К. В., & Кучер, Щ. Н. (2003). Религиоведение. Ростов-на-Дону; Харьков: Феникс — Торсинг.

22. Коллинз, Р. (2004). Социологическая интуиция: Введение в неочевидную социологию. Личностно-ориентированная социология: пер. с англ. В. Ф. Анурина. М.: Академический проект, 397–603.

23. Кузина, О. Е., & Ибрагимова, Д. Х. (2010). Доверие финансовым институтам: опыт эмпирического исследования. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 4(98), 26–39.

24. Кученкова, А. В. (2016). Межличностное доверие в российском обществе. Социологические исследования, 1, 26–36.

25. Ле Гофф, Ж. (2000). Средневековье: время церкви и время купца. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада: пер. с франц. С. В. Чистяковой и Н. В. Шевченко; под ред. В. А. Бабинцева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та.

26. Левада-Центр (2022, Февраль). Одобрение институтов, положение дел в стране, доверие политикам. https://www.levada.ru/2022/02/04/odobrenie-institutov-polozhenie-delv-strane-doverie-politikam/

27. Левада-Центр (2021, Октябрь). Доверие общественным институтам. https://www.levada.ru/2021/10/06/doverie-obshhestvennym-institutam/

28. Левада-Центр (2020, Сентябрь). Доверие институтам. https://www.levada.ru/2020/09/21/doverie-institutam/

29. Левада-Центр (2019, Октябрь). Институциональное доверие. https://www.levada.ru/2019/10/24/institutsionalnoe-doverie-5/

30. Мендонса Жоау, Ж. К., & Хван, М. С. (2013). Представления русских и португальцев друг о друге: сходства и различия в культурах. Межкультурная коммуникация: современная теория и практика (Материалы VII Конвента РАМИ сентябрь 2012 г.): Научное издание. Отв. ред. А. В. Мальгин. М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс».

31. Михальски, Н. (2013). Связь между социальным доверием и человеческими ценностями в Европе. Дата обращения 01.02.2022, https://iq.hse.ru/news/177668617.html

32. Полтерович, В. М., Дмитриев, М. Э., Яковлев, А. А., Гурвич, Е. Т., & Аузан, А. А. (2017). Судьба экономических программ и реформ в России (Круглый стол в рамках XVIII Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ). Вопросы экономики, 6, 22–44. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-6-22-44

33. Полтерович, В. М. (2018). К общей теории социально-экономического развития. Часть 1. География, институты или культура? Вопросы экономики, 11, 5–26. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-11-5-26

34. Рикардо, Д. (1955). Начала политической экономии и налогового обложения: пер. с англ. М.

35. Сазанова, А. (2012). Влияние религии и культуры на формирование экономики, менталитета и домохозяйство. Инновации и инвестиции, 3, 104–106.

36. Сидоренков, А. В., & Сидоренкова, И. И. (2011). Доверие в малых группах. Вопросы психологии, 1, 94–106.

37. Смирнов, Б. Л. (ред.) (2007). Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма (основа освобождения). Книга 12, гл.174–367, блоки 6457–13943. М.: Редакция сайта Болесмир.

38. Смит, А. (1962). Исследование о природе и причинах богатства народов: пер. с англ. М.

39. Совет Федерации (2021). Доверие как критический фактор достижения стратегических целей социально-экономического и политического развития государства. Заседание Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 13 ноября 2020 года. Аналитический вестник, 1(761). М.

40. Сусоколов, А. А. (2006). Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М.: Русская панорама.

41. Сухарев, О. С. (2015). Институционально-структурные факторы экономического развития: монография. М.: Институт экономики РАН. Сер. Институты современной экономики и инновационного развития.

42. Татарко, А. Н., & Лебедева, Н. М. (2007). Ценности культуры и развитие общества. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ.

43. Урунова, Х. (2016). Роль религии в формировании менталитета. Международный научно-исследовательский журнал, 3(45), 26–28.

44. Фонд «Общественное мнение» (2007, Ноябрь). Мнение жителей России об атеизме и атеистах. https://gtmarket.ru/news/culture/2007/11/02/1427

45. Харрисон, Л., & Хантингтон, C. (ред.) (2002). Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу: пер. с англ. M.: Московская школа политических исследований.

46. Шавкунова, И. (2017). Культурные и личностные детерминанты стратегии принятия экономических решений. Психология в экономике и управлении, 9(2), 18–25. https://doi.org/10.17150/2225-7845.2017.9(2).18-25

47. Шаститко, А. (2008). Конкуренция и антимонопольная политика в неоавстрийской теории. Экономическая политика, (2), 107–126.

48. Шахназаров, О. Л. (2004). Отношение к собственности у старообрядцев (до 1917 года). Вопросы истории, 4, 53–70.

49. Швед, А. В. (2018). Категории внешней торговли: дефиниции и подходы к статистической оценке. Вопросы статистики, 25(8), 43–51.

50. Шевцова, А. А. (2016). Духовный кризис. Религия — как панацея для современного человека. NovaInfo, 40, 104–107. https://novainfo.ru/article/4130

51. Юнг, К. Г. (1998). Практика психотерапии. М.: АСТ.

52. Abdullah, N., Abdullah, H., & Abuhriba H. M. O. (2015). The determinants of trade and trade direction of Arab Maghreb Union.Journal of Economic Cooperation and Development, 36(3), 123–148.

53. Aggarwal, R., & Goodell, J. (2009). Markets and institutions in fi nancial intermediation: National characteristics as determinants. Journal of Banking and Finance, 33(10), 1770–1780. https://doi.org/10.1016/j.jbankfin.2009.03.004

54. Alesina, A., & Giuliano, P. (2009) Preferences for Redistribution. Working Paper 14825. https://www.nber.org/papers/w14825

55. Alesina, A., & Perotti, R. (1995). Fiscal expansions and adjustments in OECD countries. Economic Policy, 10(21), 205–248. https://doi.org/10.2307/1344590

56. Alesina, A., & Zhuravskaya, E. (2008). Segregation and the Quality of Government in a Cross-Section of Countries CEFI. Working paper 14316. https://www.nber.org/papers/ w14316

57. Alm, J., & Torgler, B. (2006). Culture diff erences and tax morale in the United States and in Europe. Journal of Economic Psychology, 27(2), 224–246. https://doi.org/10.2139/ssrn.562861

58. Ang, J. S., Cheng, Y., & Wu, C. (2015). Trust, investment, and business contracting. The Journal of Financial and Quantitative Analysis, 50(3), 569–595. https://doi.org/10.1017/S002210901500006X

59. Balogh, J. M., & Jámbor, A. (2017). Determinants of revealed comparative advantages: The case of cheese trade in the European Union. Acta Alimentaria, 46(3), 305–311. https://doi.org/10.1556/066.2016.0012

60. Barro, R. J. (1991). Economic Growth in a Cross Section of Countries. The Quarterly Journal of Economics, 106(2), 407–443. https://doi.org/10.2307/2937943

61. Barro, R. J., & McCleary, R. M. (2003). Religion And Economic Growth Across Countries. American Sociological Review, 68(5), 760–781. https://doi.org/10.2307/1519761

62. Benabou, R., Ticchi, D., & Vindigni, A. (2015). Religion and Innovation. American Economic Review, 105(5), 346–351. https://doi.org/10.1257/aer.p20151032

63. Beugelsdij k, S. (2006). A note on the theory and measurement of trust in explaining diff erences in economic growth. Cambridge Journal of Economics, 30(3), 371–387. https://doi.org/10.1093/cje/bei064

64. Beverelli, C., Neumueller, S., & Teh, R. (2015). Export Diversifi cation Eff ects of the WTO Trade Facilitation Agreement. World Development, 76, 293–310. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2015.07.009

65. Boisso, D., & Ferrantino, M. (1997). Economic Distance, Cultural Distance, and Openness in International Trade: Empirical Puzzles. Journal of Economic Integration, 12, 456–484.

66. Bokpin, G. A., Mensah, L., & Asamoah, M. E. (2015). Foreign direct investment and natural resources in Africa. Journal of Economic Studies, 42(4), 608–621. https://doi.org/10.1108/JES-01-2014-0023

67. Booker, J. A., & Johnson, K. E. (2022). Identity Development and Well-Being Among Nonreligious and Christian Emerging Adults in the Central United States. Emerging Adulthood, 10(2), 360–371. https://doi.org/10.1177/2167696820940507

68. Ciaian, P., Rajcaniova, M., & d’Artis Kancs (2016). The economics of BitCoin price formation. Applied Economics, 48(19), 1799–1815. https://doi.org/10.1080/00036846.2015.1109038

69. Cialdini, R. B. (2001). Influence: Science and Practice. Allyn & Bacon.

70. Ciziceno, M., & Pizzuto, P. (2022). Life satisfaction and tax morale: The role of trust in government and cultural orientation. Journal of Behavioral and Experimental Economics, 97: 101824. https://doi.org/10.1016/j.socec.2021.101824

71. Costigan, R., Instinga, R., Berman, J., Kranas, G., & Kureshov V. (2011). A crosscultural study of coworker trust. International Journal of Commerce and Management, 21(2), 103–121. https://doi.org/10.1108/10569211111144328

72. Cyrus, T. L. (2012). Cultural distance and bilateral trade. Global Economy Journal, 12(4), 1–25. https://doi.org/10.1515/1524-5861.1895

73. Daniels, J. P., & von der Ruhr, M. (2010). Trust in others: Does religion matter? Review of Social Economy, 68(2), 163–186. https://doi.org/10.1080/00346760902968447

74. Doanh, N. K., Truong, L. T., & Heo, Y. (2022). Impact of institutional and cultural distances on ASEAN’s trade effi ciency. Journal of Economic Studies, 49(1), 77–94. https://doi.org/10.1108/JES-07-2020-0343

75. Dollar, D., & Kraay, A. (2001). Trade, Growth and Poverty. The Economic Journal 114(493). https://doi.org/10.1111/j.0013-0133.2004.00186.x

76. Eswaran, M. (2011). Competition and Performance in the Marketplace for Religion: A Theoretical Perspective. The B. E. Journal of Economic Analysis & Policy, 11(1), 1–36. https://doi.org/10.2202/1935-1682.2723

77. Felbermayr, G., & Toubal, F. (2010). Cultural proximity and trade. European Economic Review, 54(2), 279–293. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2009.06.009

78. Filistrucchi, L., & Prufer, J. (2013). Faithful Strategies: How Religion Shapes Nonprofi t Management. SSRN Electronic Journal. https://doi.org/10.2139/ssrn.2327087

79. Frankel, J., & Romer, D. (1999). Does Trade Cause Growth? American Economic Review, 89 (June), 379–399. https://doi.org/10.1257/aer.89.3.379

80. Fritsch, M., & Falck, O. (2007). New business formation by industry over space and time: A multidimensional analysis. Regional Studies, 41(2), 157–172. https://doi.org/10.1080/00343400600928301

81. Fukuyama, F. (1995). Trust: the social virtues and the creation of prosperity. N. Y. : Free Press.

82. Gervais, W. M., Xygalatas, D., McKay, R. T., van Elk, M., Buchtel, E. E., Aveyard, M., Schiavone, S. R., Dar-Nimrod, I., Svedholm-Häkkinen, A. M., Riekki, T., Kundtová Klocová, E., Ramsay, J. E., & Bulbulia, J. (2017). Global evidence of extreme moral distrust of atheists. Nature Human Behaviour, 1(8), 41562–017. https://doi.org/10.31234/osf.io/csnp2

83. Glass, G. (1976). Primary, secondary, and meta-analysis of research. Educational Researcher, 5(10), 3–8. https://doi.org/10.3102/0013189X005010003

84. Gokmen, G., Nikishina, E., & Vezina, P.-L. (2018). Ethnic minorities and trade: The Soviet Union as a natural experiment. The World Economy, 41(7), 1888–1902. https://doi.org/10.1111/twec.12650

85. Gratianus. (1905). Decretum. P. I. Dist. LXXXVIII. C XI. Col. 419.

86. Greif, A. (2006). Family Structure, Institutions, and Growth: The Origins and Implications of Western Corporations. American Economic Review, 96(2), 308–312. https://doi.org/10.1257/000282806777212602

87. Guiso, L., Sapienza, P. & Zingales, L. (2009). Cultural biases in economic exchange? The Quarterly Journal of Economics, 124(3), 1095–1129. https://doi.org/10.2139/ssrn.634210

88. Guiso, L., Sapienza, P., & Zingales, L. (2006). Does Culture Aff ect Economic Outcomes? Journal of Economic Perspectives, 20(2), 23–48. https://doi.org/10.2139/ssrn.876601

89. Guiso, L., Sapienza, P., & Zingales, L. (2003). People’s opium? Religion and economic attitudes. Journal of Monetary Economics, 50(1), 225–282. https://doi.org/10.2139/ssrn.331280

90. Guiso, L., Sapienza, P., & Zingales, L. (2008). Trusting the stock market. The Journal of Finance, 63(6), 2557–2600. https://doi.org/10.2139/ssrn.811545

91. Halaszovich, T., & Nel, J. (2017). Customer-brand engagement and Facebook fan-page “Like”-intention. Journal of Product & Brand Management, 26(2), 120–134. https://doi.org/10.1108/JPBM-02-2016-1102

92. Harding, T., & Venables, A. J. (2016). The implications of natural resource exports for nonresource trade. IMF Economic Review, 64(2), 268–302. https://doi.org/10.1057/imfer.2015.43

93. Heid, B., & Lu, W. (2022). Genetic distance, cultural diferences, and the formation of regional trade agreements. Review of World Economics, 158, 1–23. https://doi.org/10.1007/s10290-021-00410-9

94. Helble, M. (2007). Is God Good for Trade? Kyklos, (60)3, 385–413. https://doi.org/10.1111/j.1467-6435.2007.00377.x

95. Helble, M. (2006). On the infl uence of world religions on international trade. Journal of Public and International Affairs, 17(11), 279–288.

96. Hergueux, J. (2011). How does religion bias the allocation of Foreign Direct Investment? The role of institutions. International Economics, 128, 53–76.

97. Helpman, E., Coe D. T., & Hoff maister A. W. (2009). International R&D spillovers and institutions. European Economic Review, 53(7), 23–741. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2009.02.005

98. Hilary, G., & Hui, K. W. (2009). Does religion matter in corporate decision making in America? Journal of Financial Economics, 93(3), 455–473.

99. Hillman, A. L., & Potrafke, N. (2018). Economic Freedom and Religion: An Empirical Investigation. Public Finance Review, 46(2), 249–275. https://doi.org/10.1177/1091142116665901

100. Holbrook, С., Izuma, K., Deblieck, С., Fessler, D., & Lacoboni M. (2016). Neuromodulation of group prejudice and religious belief. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 11(3), 387–394. https://doi.org/10.1093/scan/nsv107

101. Inglehart, R. (1999). Trust, Well-Being and Democracy. In: M. E. Warren (Ed.), Democracy and Trust. Cambridge: Cambridge University Press, 88–120.

102. Iannaccone, L. R. (1998). Introduction to the economics of religion. Journal of Economic Literature, 36(3), 1465–1496.

103. Kang, H., & Fratianni, M. (2006). International trade, OECD membership, and religion. Open Economies Review, 17(4-5), 493–508. https://doi.org/10.1007/s11079-006-0361-y

104. Knack, S., & Keefer, P. (1997). Does Social Capital Have an Economic Payoff ? A CrossCountry Investigation. Quarterly Journal of Economics, 112(4), 1251–1288. https://doi.org/10.1162/003355300555475

105. Koenig, H. G. (2012). Religion, spirituality, and health: the research and clinical implications. ISRN psychiatry, 8:278730. https://doi.org/10.5402/2012/278730

106. Kogut, B., & Singh, H. (1988). The Eff ect of National Culture on the Choice of Entry Mode. J Int Bus Stud, 19, 411–432. https://doi.org/10.1057/palgrave.jibs.8490394

107. Krot, K., & Lewicka, D. (2012). The importance of trust in manager-employee relationships. International Journal of Electronic Business Management, 10(3), 224–233.

108. Kumar, A., Page, J. K., & Spalt, O. G. (2011). Religious beliefs, gambling attitudes, and fi nancial market outcomes. Journal of Financial Economics, 102, 671–708.

109. La Porta, R., Lopez-de-Silanes, F., Shleifer, A., & Vishny, R. W. (1997). Trust in Large Organizations. American Economic Review Papers and Proceedings, 87(2), 333–338.

110. Lankhuizen, M., & de Groot, H. L. F. (2014). Cultural distance and international trade: a non-linear relationship. Lett Spat Resour Sci, 9, 19–25. https://doi.org/10.1007/s12076014-0129-8

111. Lankhuizen, M., de Groot, H. L. F., & Linders, G.-J. M. (2011). The trade-off between foreign direct investments and exports: The role of multiple dimensions of distance. World Economy, 34(8), 1395–1416. https://doi.org/10.2139/ssrn.1414226

112. Lee, C. (2013). Does religion aff ect international trade in services more than trade in goods? Applied Economics Letters, 20(10), 998–1002. https://doi.org/10.1080/13504851.2013.770120

113. Lee, C. W., & Park, S. (2016). Does Religious Similarity Matter in International Trade in Services? World Economy, 39(3), 409–425. https://doi.org/10.1111/twec.12276

114. Leondari, A., & Gialamas, V. (2009). Religiosity and psychological well-being.International Journal of Psychology, 44(4), 241–248. https://doi.org/10.1080/00207590701700529

115. Lewer, J., & den Berg, H. V. (2007). Estimating the Institutional and Network Eff ects of Religious Cultures on International Trade. Kyklos, 60(2), 255–277. https://doi.org/10.1111/j.1467-6435.2007.00371.x

116. Linders, G.-J., & de Groot, H. L. F. (2006). Estimation of the Gravity Equation in the Presence of Zero Flows. SSRN Electronic Journal, 82(2). https://doi.org/10.2139/ssrn.924160

117. Linders, G-J. M., Slangen, A., de Groot, H. L. F., & Beugelsdij k S. (2005). Cultural and Institutional Determinants of Bilateral Trade Flows. SSRN Electronic Journal. https://doi.org/10.2139/ssrn.775504

118. Luhmann, N. (1998). Familiarity, confi dence, trust: Problems and alternatives. Trust: Making and Braking Relations / ed. by D. Gambetta. Oxford: Basil Blackwell.

119. Mariev, O. S., Drapkin, I. M., Chukavina, K. V., & Rachinger, H. (2016). Determinants of FDI infl ows: The case of Russian regions. Economy of Region, 12(4), 1244–1252. https://doi.org/0.17059/2016-4-24

120. Mehanna, R.-A. (2003). International Trade, Religion, and Political Freedom: An Empirical Investigation. Global Business and Economics Review, 5(2), 284–296. https://doi.org/10.1504/GBER.2003.006213

121. Melitz, J., & Toubal, F. (2012). Native language, spoken language, translation and trade. Journal of International Economics, 93(2), 351–363. https://doi.org/10.1016/j.jinteco.2014.04.004

122. Mill, J. S. (1848). Principles of political economy. London: John W. Parker. Millan, J. M., Congregado, E., & Roman, C. (2014). Persistence in Entrepreneurship and Its Implications for the European Entrepreneurial Promotion Policy. Journal of Policy Modeling, 36(1), 83–106. https://doi.org/10.1016/j.jpolmod.2013.10.001

123. Mokyr, J. (2010). The Enlightened Economy: An Economic History of Britain 1700–1850. New Haven: Yale University Press.

124. Nam, S.-W., Lee, H.-B., Cho, S.-J., & Jung, H.-J. (2015). Eff ect of foreign trade credit insurance on foreign trade. Journal of Korea Trade, 19(2), 1–22.

125. Nisbett, R. E. (2003). The geography of thought: how Asians and Westerners think differently and why. New York: The Free Press.

126. Niu, G., & Zhao, G. (2018). Religion and trust in strangers among China’s rural-urban migrants. China Economic Review, 50, 265–272. https://doi.org/10.1016/j.chieco.2018.05.005

127. North, D. (2005). Understanding the Process of Economic Change. Princeton: Princeton University Press. https://doi.org/10.1515/9781400829484

128. North, D., & Denzau, A. (1993). Shared mental models: ideologies and institutions. Kyklos, 47(1), 3–31. https://doi.org/10.1111/j.1467-6435.1994.tb02246.x

129. Noussair, C. N., Trautmann, S. T., & van de Kuilen, G. (2014). Higher order risk attitudes, demographics, and fi nancial decisions. Review of Economic Studies, 81(1), 325–355.

130. https://doi.org/10.2139/ssrn.1843094

131. Oberg, K. (1960). Culture shock and the problem of adjustment to new cultural environments. Practical Anthropology, 7(4), 177–182. https://doi.org/10.1177/009182966000700405

132. Phua, J., & Ahn, S. J. (2014). Explicating the ‘like’ on Facebook brand pages: The eff ect of intensity of Facebook use, number of overall ‘likes’, and number of friends’ ‘likes’ on consumers’ brand outcomes. Journal of Marketing Communications, 22(5), 544–559. https://doi.org/10.1080/13527266.2014.941000

133. Pietrzak, M. B., & Lapinska, J. (2015). Determinants of the european union’s trade — Evidence from a panel estimation. E a M: Ekonomie a Management, 18(1), 18–27. https://doi.org/10.15240/tul/001/2015-1-002

134. Popova, O. (2014) Can religion insure against aggregate shocks to happiness? The case of transition countries. Journal of Comparative Economics, 42(3), 804–818. https://doi.org/10.1016/j.jce.2014.05.003

135. Portugal-Perez, A., & Wilson, J. S. (2012). Export Performance and Trade Facilitation Reform: Hard and Soft Infrastructure. World Development, 40(7), 1295–1307. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2011.12.002

136. Purzycki, B. G., Apicella, C., Atkinson, Q. D., Cohen, E., McNamara, R. A., Willard, A. K., Xygalatas, D., Norenzayan, A., & Henrich, J. (2016). Moralistic gods, supernatural punishment and the expansion of human sociality. Nature, 530(7590), 327–330. https://doi.org/10.1038/nature16980

137. Putnam, R. (1993). Making democracy work: Civic traditions in modem Italy. Princeton, NJ: Princeton University Press. https://doi.org/10.2307/2075319

138. Qin, W., Liang, Q., Jiao, Y., Lu, M., & Shan, Y. (2022). Social trust and dividend payouts: Evidence from China. Pacific Basin Finance Journal, 72:101726. https://doi.org/10.1016/j.pacfi n.2022.101726

139. Rauch, J. E., & Trindade, V. (2002) Ethnic Chinese networks in international trade.Review of Economics and Statistics, 84(1), 116–130. https://doi.org/10.1162/003465302317331955

140. Seror, A. (2018). A theory on the evolution of religious norms and economic prohibition. Journal of Development Economics, 134(C), 416–427. https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2018.06.011

141. Schaub F. Der Kampf gegen der Zinswucher, ungerechten Preis und unlautern Handell im Mittelalter. Von Karl dem Groben bis Papst Alexander III. Freiburg-im-Breisgau, 108–119.

142. Smith, A. (1997 [1766]). Lecture on the infl uence of commerce on manners, reprinted. In: D. B. Klein (еd.). Reputation: Studies in the voluntary elicitation of good conduct. Ann Arbor: University of Michigan Press.

143. Tabellini, G. (2010). Culture and institutions: Economic development in the regions of Europe. Journal of the European Economic Association, 8(4), 677–716. https://doi.org/10.1111/j.1542-4774.2010.tb00537.x

144. Tabellini, G. (2008). Institutions and Culture. Journal of the European Economic Association, 6(2-3), 255–294. https://doi.org/10.1162/JEEA.2008.6.2-3.255

145. Tan, J. (2006). Religion and social preferences: An experimental study. Economics Letters, 90(1), 60–67. https://doi.org/10.1016/j.econlet.2005.07.0061

146. Thiel, J. (2008). Time, Judgment, and Competitive Spirituality: A Reading of the Development of the Doctrine of Purgatory. Theological Studies, 69(4). https://doi.org/10.1177/004056390806900401

147. Tian, X., Geng, Y., Viglia, S., Bleischwitz, R., Buonocore, E., & Ulgiati, S. (2017). Regional disparities in the Chinese economy. An emergy evaluation of provincial international trade. Resources, Conservation and Recycling, 126, 1–11.

148. Torgler, B. (2005). Tax morale and direct democracy. European Journal of Political Economy, 21(2), 525–531.

149. Thornton, P. H., Ribeiro-Soriano, D., & Urbano, D. (2011). Socio-cultural factors and entrepreneurial activity: An overview. International Small Business Journal, 29(2), 105–118. https://doi.org/10.1177/0266242610391930

150. Weber, M. (1958). The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. N. Y. : Scribners.

151. Wu, W., Firth, M., & Rui, O. M. (2014). Trust and the provision of trade credit. Journal of Banking and Finance, 39, 146–159.

152. Yakovlev, E., & Zhuravskaya, E. (2013). The unequal enforcement of liberalization: Evidence from Russia’s reform of business regulation. Journal of the European Economic Association, 11(4), 808–838. https://doi.org/10.1111/jeea.12026

153. Zaleski, P., & Zech, C. (1995). The Optimal Size of a Religious Congregation: An Economic Theory of Clubs Analysis. The American Journal of Economics and Sociology, 54(4). https://doi.org/10.1111/j.1536-7150.1995.tb03249.x

154. Zemtsov, S. P., & Baburin, V. L. (2016). Assessing the potential of economic-geographical position for Russian regions. Economy of Region, 1, 117–138. https://doi.org/10.17059/20161-9

155. Zolfaghari, B., & Madjdi, F. (2022). Building Trusting Multicultural Organizations: Rethinking the Influence of Culture on Interpersonal Trust Development in the Workplace. Journal of International Management, 28(4):100944. https://doi.org/10.1016/j.intman.2022.100944


Рецензия

Для цитирования:


Казанцева М.А., Непп А.Н. Религия и культура как факторы доверия во внешней торговле. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2023;(1):274-303. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-1-13

For citation:


Kazantseva M.A., Nepp A.N. Religion and culture as factors of trust in foreign trade. Moscow University Economics Bulletin. 2023;(1):274-303. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-1-13

Просмотров: 352


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)