Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Сетевой подход в социальном предпринимательстве: предварительные результаты эмпирического исследования

https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-4-7

Аннотация

Целью данной статьи является иллюстрация возможностей применения сетевого подхода в социальном предпринимательстве как одного из ключевых инструментов достижения устойчивости социальных предприятий. В первой части статьи рассмотрены подходы к определению природы социального предпринимательства в целом, а также предпосылки применения сетевого подхода в социальном предпринимательстве в частности. Такой предварительный теоретический обзор является важным, поскольку, несмотря на популярность понятия ≪социальное предпринимательство≫, в то же время мы наблюдаем большую неопределенность и разрозненность в теории социального предпринимательства, в вопросах законодательного регулирования и господдержки в этой сфере. Определение сущности социального предпринимательства через призму институционального анализа является наиболее оптимальным, поскольку именно такой подход позволяет соотнести выгоды и издержки той или иной формы организации на фундаментальном уровне, охватить явление в целом, а не только отдельные проявления его признаков. Эффективность применение сетевого подхода в различных формах организаций давно доказана как в рамках новой институциональной экономической теории, так и в различных концепциях менеджмента. Актуальным является применение сетевого подхода и в социальном предпринимательстве. В связи с этим в статье были рассмотрены некоторые предпосылки применения такой формы организации экономического взаимодействия в сфере социальногопредпринимательства. Далее были представлены результаты эмпирического исследования, проводимого феврале-апреле 2022 г. среди российских предпринимателей в рамках подготовки к межрегиональной экспертной сессии ≪Предпринимательские сети как фактор устойчивого развития территории≫. Опрос проходил методом анкетирования, включающего закрытые и открытые вопросы. В опросе приняли участие 115 человек из 30 регионов России — владельцы и основатели малого и среднего бизнеса. В заключении были сделаны выводы о возможных путях применения полученных результатов эмпирического исследования для развития сетевых форм организации в социальном предпринимательстве.

Об авторах

И. И. Савельев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Савельев Игорь Игоревич — к.э.н, доцент, старший научный сотрудник лаборатории институционального анализа, Экономический факультет

Москва



А. М. Турабаева
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Турабаева Айжана Маратовна — аспирант кафедры прикладной институциональной экономики, Экономический факультет

Москва



Список литературы

1. Арай , Ю. Н., & Бурмистрова, Т. А. (2014). Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве. Россий ский журнал менеджмента, 12 (4), 55–78.

2. Баринова, В. А. (2018). Зарубежный опыт развития социального предпринимательства и возможность его применения в России. М.: Институт Е. Гайдара.

3. Блауг, М. (1994). Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело.

4. Зверева, Н. И. (2019). Атлас практик развития социального предпринимательства субъектов Россий ской Федерации. М.: Фонд региональных социальных программ ≪Наше будущее≫.

5. Катуков, Д. Д., Малыгин, В. Е., & Смородинская, Н. В. (2012). Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодей ствий / под ред Н. В. Смородинской . М.: ИЭ РАН.

6. Коуз, Р. (1937). Природа фирмы. Economica, 4.

7. Коуз, Р. (1960). Проблема социальных издержек. В кн.: Фирма, рынок и право: пер. с англ.М.: Новое издательство.

8. Кулькова, В. Ю. (2016). Социальное предпринимательство, некоммерческие организации и корпоративная социальная ответственность в построении межсекторного партнерства: обзор теоретических разработок. Научное обозрение, 7, 183–187.

9. Московская, А. А. (2011). Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. М.: Издат. дом ГУ — ВШЭ.

10. Полищук, Л. И. (2009). Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ институционального выбора. Вопросы экономики, 10, 4–22.

11. Стиглиц, Дж. (1997). Экономика государственного сектора: пер. с англ. М.: ИНФРА-М.

12. Шерешева, М. Ю. (2008). Типы сетевого межфирменного взаимодей ствия. Развитие форм межфирменной кооперации: сети и взаимоотношения. М.: Издат. дом ГУ — ВШЭ.

13. Aldrich, H., & Zimmer, C. (1986). Entrepreneurship through Social Networks. The Art and Science of Entrepreneurship. Eds. D. L. Sexton, R. W. Smilor. N. Y.: Ballinger.

14. Amudha, R., & Banu, C. V. (2009). Micro Finance — A Tool for Elevation of Social Entrepreneurship through Women Empowerment. Asia-Pacific Business Review, V (1), 77–86.

15. Baierl, R. (2014). Antecedents of Social Entrepreneurial Intentions: The Role of an Individual's General Social Appraisal. Journal of Social Entrepreneurship, 5 (2), 123–145.

16. Birley, S. (1985). The Role of Networks in the Entrepreneurial Process. Journal of Business Venturing, 1 (1), 107–117.

17. Estrin, S., Mickiewicz, T., & Stephan, U. (2013). Entrepreneurship, social capital, and institutions: Social and commercial entrepreneurship across nations. Entrepreneurship Theory & Practice, 37, 479–504.

18. Gedajlovic, E., Honig, B., Moore, C. B., Payne, G. T., & Wright, M. (2013). Social Capital and Entrepreneurship: A Schema and Research Agenda. Entrepreneurship Theory & Practice, 37, 455–478.

19. Gerybadze, A. (1995). Strategic Alliance and Process eDesign. N. Y.: Walter de Gruyter Press.Giudici, А., Combs, J., Cannatelli, B., & Smith, B. (2018). Successful Scaling in Social Franchising: The Case of Impact Hub. Entrepreneurship Theory and Practice, 44 (2), 288–314.

20. Grimstad, S., & Burgess, J. (2014). Environmental sustainability and competitive advantage in a wine tourism micro-cluster. Management Research Review, 37 (6), 553–573.

21. Hermann, R. R., & Wigger, K. (2017). Eco-innovation drivers in value-creating networks: A case study of ship retrofi tting services. Sustainability, 9 (5), 1–27.

22. Newth, J., & Woods, C. (2014). Resistance to Social Entrepreneurship: How Context Shapes Innovation. Journal of Social Entrepreneurship, 5 (2), 192–213.

23. Nikolaou, I. E., Nikolaidou, M. K., & Tsagarakis, K. P. (2016). The response of small and medium-sized enterprises to potential water risks: an eco-cluster approach. Journal of Cleaner Production, 112, 4550–4557.

24. Powell, W., & Brantley, P. (1992). Competitive Cooperation in Biotechnology: Learning Through Networks? Networks and Organizations: Structure, Form and Action. Boston: Harvard Business School Press, 387–397.

25. Scillitoe, J., Poonamallee, L., & Joy, S. (2018). Balancing Market Versus Social Strategic Orientations in Socio-Tech Ventures as Part of the Technology Innovation Adoption Process–Examples from the Global Healthcare Sector. Journal of Social Entrepreneurship, 9 (6), 257–287.

26. Williamson, O. (1991). Comparative Economic Organization: The Analysis of Discrete Structural Alternatives. Administrative Science Quarterly.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Савельев И.И., Турабаева А.М. Сетевой подход в социальном предпринимательстве: предварительные результаты эмпирического исследования. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2023;(4):147-164. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-4-7

For citation:


Saveliev I.I., Turabaeva A.M. Network approach in social entrepreneurship: preliminary results of the empirical research. Moscow University Economics Bulletin. 2023;(4):147-164. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-4-7

Просмотров: 333


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)