Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Экстернальные издержки от автомобильного транспорта в контексте перехода к низкоуглеродной экономике: российский опыт

https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-3-7

Аннотация

Для перехода к низкоуглеродной модели экономики и устойчивой транспортной системе, решения экологических, климатических проблем многие страны отказываются от традиционных автомобилей, работающих на нефтяном топливе, в пользу электромобилей. Российский рынок электромобилей только начинает развиваться, но на государственном уровне уже заявлены довольно амбициозные цели. В отличие от автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) выбросы при эксплуатации электромобиля практически нулевые, однако это совсем не так, если рассматривать полный жизненный цикл. В исследовании дана краткая характеристика рынку электромобилей, рассмотрены выбросы электромобилей и автомобилей с ДВС в течение жизненного цикла, предложен методический подход к экономической оценке негативного воздействия выбросов от автомобильного транспорта, проведена сравнительная стоимостная оценка экстернальных издержек автомобилей на традиционном и альтернативном топливе. Для достижения поставленных целей использовалась методика Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), позволяющая трансформировать стоимость жизни в страновом и временном контексте, учитывалась специфика энергобаланса и автомобильного рынка России. Полученные результаты демонстрируют, что в целом в российских условиях электромобили обладают большей экологичностью и вносят меньший вклад в изменение климата, чем автомобили с ДВС. Экстернальные издержки, обусловленные выбросами парниковых газов на протяжении жизненного цикла электромобиля, ниже аналогичных выбросов от традиционного автомобиля примерно на 70 руб. в расчете на 100 км пробега. Экстернальные издержки, обусловленные выбросами загрязняющих веществ при эксплуатации электромобиля, ниже экстернальных издержек, обусловленных выбросами от автомобиля с ДВС, приблизительно на 20 руб. в расчете на 100 км пробега.

Об авторах

А. В. Барабошкина
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Барабошкина Анастасия Валерьевна — научный сотрудник, Экономический факультет

Москва



О. В. Кудрявцева
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Кудрявцева Ольга Владимировна — д.э.н., профессор, Экономический факультет

Москва



Список литературы

1. Автостат. (2021, 22 сентября). Какие автомобили самые распространенные в различных сегментах парка? Дата обращения 04.02.2023, https://www.autostat.ru/infographics/49421/

2. Автостат. (2022, 18 мая). В России насчитывается 16,5 тысячи электромобилей. Дата обращения 24.01.2023, https:/www.autostat.ru/infographics/51535/

3. Всемирная организация здравоохранения. (2022, 19 декабря). Загрязнение атмосферного воздуха (воздуха вне помещений). Дата обращения 24.01.2023, https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/ambient-(outdoor)-air-quality-and-health

4. Дядик, В. В., Дядик, Н. В., & Ключникова Е. М. (2021). Экономическая оценка ущерба здоровью населения от негативных экологических воздействий: обзор основных методологических подходов. Экология человека, 28(2), 57–64. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2021-2-57-64

5. Московский кредитный банк. (2022, ноябрь). Электромобили VS. Автомобили с ДВС. Климатические эффекты в РФ. Дата обращения 30.01.2023, https://www.eprussia.ru/lib/341/5400911/

6. Распоряжение Правительства РФ от 23.08.2021 № 2290-р «Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года». http://static.government.ru/media/files/bW9wGZ2rDs3BkeZHf7ZsaxnlbJzQbJJt.pdf

7. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». https://mintrans.gov.ru/ministry/targets/187/191/documents

8. Синяк, Ю. В. (2019). Проблемы конкурентоспособности новых технологий в легковом автотранспорте (ДВС-Электромобиль-Водородный автомобиль с топливным элементом). ИНП РАН. https://ecfor.ru/publication/sravnenie-konkurentosposobnosti-novyh-tehnologij-v-legkovom-avtotransporte/

9. Трофименко, Ю. В., Комков, В. И., Шашина, Е. В., Деянов, Д., Гайда, И., Грушевенко, Е., & Пердеро, А. (2022). Научно обоснованный прогноз адаптации сектора автомобильного транспорта к вероятным последствиям изменения климата и возможные сценарии его декарбонизации в Российской Федерации. Центр энергетики МШУ Сколково. МАДИ. https://sk.skolkovo.ru/storage/file_storage/b013d3a4-d719-43e1-a27b-1732879abe9a/SKOLKOVO_EneC_RU_Transport.pdf

10. Федеральная служба государственной статистики (н.д.). Цены, инфляция. Дата обращения 01.02.2023, https://rosstat.gov.ru/statistics/price

11. Ховавко, И. Ю. (2016). Автомобили в городе: теория и практика регулирования. Стратегические решения и риск-менеджмент, 2, 72–76. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2016-2-72-76

12. Bieker, G. (2021). A Global Comparison of the Life-Cycle Greenhouse Gas Emissions of Combustion Engine and Electric Passenger Cars. ICCT. https://theicct.org/wp-content/uploads/2021/07/Global-Vehicle-LCA-White-Paper-A4-revised-v2.pdf

13. Climate Watch (n.d.). Historical GHG Emissions. Retrieved January 23, 2023, from https://www.climatewatchdata.org/ghg-emissions?end_year=2019&start_year=1990

14. Cui, H., Hall, D., & Lutsey, N. (2020). Update on the global transition to electric vehicles through 2019. ICCT. https://theicct.org/wp-content/uploads/2021/06/update-global-EV-stats-sept2020-EN.pdf

15. Delucchi, M. (2000). Environmental Externalities of Motor-Vehicle Use in the US.Journal of Transport Economics and Policy, 34(2), 135–168. https://www.jstor.org/stable/20053837

16. Hill, N., Amaral, S., Morgan-Price, S., Nokes, T., Bates, J., Helms, H., Fehrenbach, H., Biemann, N. A., Abdalla, N., Jöhrens, J., Cotton, E., German, L., Harris, A., Ziem-Milojevic, S., Haye, S., Sim, C., & Bauen, A. (2020). Determining the environmental impacts of conventional and alternatively fuelled vehicles through LCA. European Commission. https://climate.ec.europa.eu/system/files/2020-09/2020_study_main_report_en.pdf

17. International Energy Agency. (2022, Ma). Global EV Outlook 2022. Retrieved January 24, 2023, from https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2022

18. International Energy Agency. (2022, October 26). Global electric car stock, 2010–2021. Retrieved January 23, 2023, from https://www.iea.org/data-and-statistics/charts/global-electric-car-stock-2010-2021

19. International Energy Agency. (2022, September). Transport. Sectoral overview. Retrieved January 23, 2023, from https://www.iea.org/reports/transport

20. International Energy Agency (n.d.). Countries. Retrieved February 3, 2023, from https://www.iea.org/countries/russia

21. Kudryavtseva, O. V., Baraboshkina, A. V., & Nadenenko, A. K. (2021). Sustainable low-carbon development of urban public transport: International and Russia’s experience. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 14(12), 1795–1807. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0859

22. Kudryavtseva, O. V., Kurdin, A. A. (2023). Prospects for low-carbon industrial policy: The case of Russia. Global Challenges of Climate Change, 2, 251–263. https://www.springerprofessional.de/en/prospects-for-low-carbon-industrial-policy-the-case-of-russia/23719704

23. Litman, T. (2012). Climate Change Emission Valuation for Transportation Economic Analysis. Victoria Transport Policy Institute. https://www.vtpi.org/ghg_valuation.pdf

24. OECD. (2012). Mortality Risk Valuation in Environment, Health and Transport Policies. Retrieved February 1, 2023, from https://www.oecd.org/env/tools-evaluation/49446853.pdf

25. OECD. (2014). The Cost of Air Pollution: Health Impacts of Road Transport. Retrieved February 1, 2023, from https://read.oecd-ilibrary.org/environment/the-cost-of-air-pollution_9789264210448-en#page4

26. OECD (n.d.). Purchasing power parities. Retrieved February 1, 2023, from https://data.oecd.org/conversion/purchasing-power-parities-ppp.htm

27. Our World in Data. (2020, October 6). Cars, planes, trains: where do CO2 emissions from 2 transport come from? Retrieved January 23, 2023, from ? https://ourworldindata.org/co2-emissions-from-transport

28. Our World in Data. (2021, November 25). Data Review: How many people die from air pollution? Retrieved January 24, 2023, from https://ourworldindata.org/data-review-air-pollution-deaths

29. Tang, B., Xu, Y., & Wang, M. (2022). Life Cycle Assessment of Battery Electric and Internal Combustion Engine Vehicles Considering the Impact of Electricity Generation Mix: A Case Study in China. Atmosphere, 13(2), 1–23. https://doi.org/10.3390/atmos13020252

30. The World Bank (n.d.). Data. Retrieved February 1, 2023, from https://data.worldbank.org/

31. United Nations (n.d.). The 17 Goals. Retrieved January 23, 2023, from https://sdgs.un.org/goals

32. Van Essen, H., Schroten, A., Otten, M. Sutter, D., Schreyer, D., Zandonella, R., Maibach, M., & Doll, C. (2008). External Costs of Transport in Europe. CE Delft. Infras. Fraunhofer ISI. http://ecocalc-test.ecotransit.org/CE_Delft_4215_External_Costs_of_Transport_in_Europe_def.pdf

33. Van Essen, H., van Wij ngaarden, L., Schroten, A., Sutter, D., Bieler, C., Maffii, S., Brambilla, M., Fiorello, D., Fermi, F., Parolin, R., & El Beyrouty, K. (2019). Handbook on the external costs of transport: Version 2019 — 1.1. Delft: CE Delft. https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/9781f65f-8448-11ea-bf12-01aa75ed71a1

34. Woo, J., Choi, H., & Ahn, J. (2017). Well-to-wheel analysis of greenhouse gas emissions for electric vehicles based on electricity generation mix: A global perspective. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 51, 340–350. https://doi.org/10.1016/j.trd.2017.01.005

35. Xia, X., & Li, P. (2022). A review of the life cycle assessment of electric vehicles: Considering the infl uence of batteries. Science of The Total Environment, 814, 1–14. https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2021.152870

36. Yang, L., Yu, B., Yang, B., Chen, H., Malima, G., & Wei, Y.-M. (2021). Life cycle environmental assessment of electric and internal combustion engine vehicles in China. Journal of Cleaner Production, 285, 1–13. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2020.124899


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Барабошкина А.В., Кудрявцева О.В. Экстернальные издержки от автомобильного транспорта в контексте перехода к низкоуглеродной экономике: российский опыт. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2023;(3):137-156. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-3-7

For citation:


Baraboshkina A.V., Kudryavtseva O.V. External costs of road transport in the context of the transition to a low-carbon economy: Russian experience. Moscow University Economics Bulletin. 2023;(3):137-156. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-3-7

Просмотров: 290


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)