Новая магистерская программа по направлению «Менеджмент» в МГУ: от создания к реализации
https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-4-12
Аннотация
В данной статье отражен процесс создания и представлены результаты почти двухгодичной работы новой магистерской программы ≪Управление развитием бизнеса≫ на направлении ≪Менеджмент≫. Все авторы принимали активное участие в формировании идеологии программы и разработке учебного плана, соответствующего требованиям современного управленческого образования. В статье представлены подходы к проектированию магистерских программ, обоснован выбор концепции жизненного цикла компании как основа учебного плана программы ≪Управление развитием бизнеса≫, предполагающий сочетание дисциплин, формирующих у студентов профессиональные (professional skills), ≪мягкие≫ (soft skills) и цифровые навыки (digital skills). В результате анкетирования магистрантов первого и второго курсов, проведенного в январе 2023 г., были выявлены факторы, определяющие интерес к программе, проведена оценка качества реализации обязательных и вариативных дисциплин. Наконец, анализ деятельности программы позволил выявить проблемные области в подготовке современных управленцев, дать более четкую характеристику выпускнику магистерской программы ≪Управление развитием бизнеса≫ и наметить направления ее совершенствования. Было предложено заменить дисциплины, получившие низкие оценки от студентов и расширить список курсов по выбору, в том числе на иностранном языке; усилить прикладную составляющую процесса обучения; внедрить в обучение сетевые модули и современные практики бизнес-геймификации, чтобы применение полученных знаний и выработанных мягких и цифровых навыков происходило без временных разрывов между образованием и карьерой. Результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований процессов трансформации управленческого образования, а также для разработки новых и обновлении существующих магистерских программ по направлению ≪Менеджмент≫.
Об авторах
Е. В. ГруздеваМосковский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия
Груздева Елена Владимировна — к.э.н., доцент, кафедра экономики инноваций, Экономический факультет
Москва
А. Г. Миракян
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия
Миракян Аракся Григоревна — к.э.н., доцент, кафедра управления организацией, Экономический факультет
Москва
М. С. Шахова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия
Шахова Маргарита Сергеевна — д.э.н., доцент, кафедра экономики инноваций, Экономический факультет
Москва
А. В. Говорова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия
Говорова Ангелина Валерьевна — ведущий инженер, кафедра экономики инноваций, Экономический факультет
Москва
И. П. Суслова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия
Суслова Ирина Павловна — инженер, кафедра экономики инноваций, Экономический факультет
Москва
Список литературы
1. АСИ. (2020). Атлас новых профессий 3.0. М.: Альпина ПРО.
2. Аузан, А. А. (2013). Миссия университета: взгляд экономиста. Вопросы образования, (3), 266–286. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-3-266-286
3. Буркова, И. Н. (2022). Магистрант 3++: портрет и новые запросы. Высшее образование в России, 31 (1), 102–117. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-102-117
4. Виханский, О. С. (2011). Анахронизмы современной педагогической системы. Вестник Московского университета. Серия 24. Менеджмент, (1), 3–19.
5. Виханский, О. С. (2014). Концептуальное изменение бизнес-образования. Проблемы теории и практики управления, (10), 33–40.
6. Виханский, О. С. (2022). От планового управления народным хозяйством к менеджменту в турбулентной среде. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, (3), 232–249. https://doi.org/10.38050/013001052022311
7. Виханский, О. С., & Миракян, А. Г. (2018). Новое тысячелетие: управленческие аномалии и современные концепции лидерства. Российский журнал менеджмента, 16 (1), 131–154. https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2018.106
8. Воеводина, Е. В. (2019). Становление российской магистратуры: как реализуются запросы цифровой экономики в образовательном процессе. Цифровая социология, 2 (3), 16–24. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-3-16-24
9. Говорова, А. В., Суслова, И. П., & Щелокова, С. В. (2021). Анализ рынка онлайн-образования в России в контексте теории экономического доминирования. Мир новой экономики, 15 (3), 77–84. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2021-15-3-77-84
10. Груздева, Е. В., Тимохов, А. В., & Тимохов, Д. А. (2015). Применение игровых моделей обучения в МГУ им. М. В. Ломоносова. Альманах мировой науки, 2-3 (2), 81–92.
11. Иващенко, Н. П. (2016). Становление и развитие новых научных направлений в условиях трансформации университетов. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал, 8 (2), 24–42.
12. Информация о подготовительных курсах магистратуры. (2023). Сайт экономического факультета МГУ. Дата обращения 20.01.2023, https://www.econ.msu.ru/entrance/pkmag/
13. Каспржак, А. Г., & Калашников, С. П. (2016). Конструирование образовательных программ прикладной магистратуры. Университетское управление: практика и анализ, 102 (2), 14–25. https://doi.org/10.15826/umj.2016.102.001
14. Квачадзе, Т. (2023). Не только цифра: чему учиться в 2023 году. РБК Тренды. Дата обращения 03.02.2023, https://trends.rbc.ru/trends/education/63cfb8d49a7947dd8bf88195
15. Константинова, Л. В. (2013). Проблемы развития магистратуры в условиях реформирования высшего образования. Высшее образование в России, 7, 30–36.
16. Корчемкина, Ю. В., Белоусова, Н. А., & Фортыгина, С. Н. (2021). Индивидуальная образовательная траектория как условие повышения эффективности обучения в магистратуре. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 3 (193), 207–210. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p207-210
17. Кузьминов, Я., Сорокин, П., & Фрумин, И. (2019). Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования. Форсайт, 13 (2), 19–41. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.19.41
18. Лугачев, М. И. (2017). Информационные революции, экономика и экономическое образование. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, (4), 142–160. https://doi.org/10.38050/01300105201747
19. Мальцева, В. А. (2021). Что не так с концепцией готовности выпускников вуза к работе? Экономическая социология, 22 (2), 109–137. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2021-2-109-138
20. Миракян, А. Г. (2018). Лидерство в XXI веке: Корреспонденция теории и практики. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, (6), 133–151. https://doi.org/10.38050/01300105201868
21. Новости программы Управление развитием бизнеса. Магистратура ЭФ МГУ. (2023). Сайт экономического факультета МГУ. Дата обращения 15.01.2023, https://www.econ.msu.ru/students/mag/curricula/mgm/bdm/
22. Озерникова, Т. Г., & Пензина, О. Н. (2018). О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе. Baikal Research Journal, 9 (1), 105–122. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2018.9(1).11
23. Опфер, Е. А. (2021). Трансформации российской магистратуры. Высшее образование в России, 30 (1), 36–48. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-36-48
24. Петрова О. В., Чепьюк О. Р., Макарова С. Д., Марико В. В., & Горылев А. И. (2021). Российская магистратура будущего: четыре траектории развития. Высшее образование в России, 30 (8-9), 20–33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-20-33
25. Пименова, А. Л., Морозова Н. В., & Агафонова А. О. (2018). Актуальные аспекты организации высшего профессионального образования (уровень магистратуры). Проблемы современной экономики, 13, 188–191.
26. Платова, Е. Д. (2021). Возможности иностранного языка в развитии soft skills будущих специалистов. Вестник Томского государственного университета, (468), 219–225. https://doi.org/10.17223/15617793/468/25
27. Подсыпанина, Т. Д. (2007). X Международная конференция Российской ассоциации бизнес-образования ≪Трансформация образования в современном мире: причины, проблемы и новые возможности≫. Российский журнал менеджмента, 5 (1), 173–178.
28. Поздравляем победителей кейс-чемпионата Changellenge >> Cup Moscow. (2021) Сайт экономического факультета МГУ. Дата обращения 08.02.2023, https://www.econ.msu.ru/students/mag/curricula/mgm/bdm/entrance/changellenge/News.20220224172640_1816/
29. Поколение Z и рынок труда в России. (2019). М.: Hays, 28 с.
30. Сайтбагина, Л. А. (2019). Реализация интегративно-развивающего подхода в процессе развития исследовательской деятельности студентов магистратуры. Вестник Томского государственного университета, (442), 180–188. https://doi.org/10.17223/15617793/442/22
31. Сенашенко, В. С., & Пыхтина, Н. А. (2017). Преемственность бакалавриата и магистратуры: Некоторые ключевые проблемы. Высшее образование в России, 12, 13–25.
32. Стукалова, И. Б. (2018). Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы. Современное образование, 3, 1–8. https://doi.org/10.25136/2409-8736.2018.3.26892
33. Терников, А. А. (2022). Профессиональные стандарты и спрос на рынке труда в сфере высшего менеджмента в России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент, 21 (1), 131–148. http://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2022.106
34. Форсайт-исследование ≪Будущее управленческих профессий≫. (2021). Межрегиональная общественная организация менеджеров. Дата обращения 31.07.2023, https://top1000forum.amr.ru/
35. Чикризова, К. В., & Семенова, А. В. (2019). Сравнение моделей интеграции clil в академической среде в России и за рубежом: проблематика и перспективы исследования. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурнакоммуникация, 1 (1), 142–147.
36. Члены совета УРБ в жюри полуфинала кейс-чемпионата Changellenge >>Cup Moscow. (2021). Экономический факультет МГУ. Дата обращения 07.02.2023, https://www.econ.msu.ru/students/mag/curricula/mgm/bdm/entrance/changellenge/News.20220224145719_7864/
37. BCG (2017). Россия 2025: от кадров к талантам. Дата обращения 19.01.2023, https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf
38. Dudin, M., Shakhov, O., Ivashchenko, N., & Shakhova, M. (2021). Development of entrepreneurial competencies in the economy (evidence from digital entrepreneurship). Revista Inclusiones, 7 (1), 54–68.
39. Gerasimenko, V., & Razumova, T. (2020). Digital competencies in management: a way to superior competitiveness and resistance to changes. Serbian Journal of Management, 10 (1), 462–478. https://doi.org/10.5937/sjm15-23865
40. World Economic Forum. (2020a). Jobs of Tomorrow. Mapping Opportunity in the New Economy. Retrieved January 20, 2023, from https://www3.weforum.org/docs/WEF_Jobs_of_Tomorrow_2020.pdf
41. World Economic Forum. (2020b). The Future of Jobs Report 2020. Retrieved January 17,2023, from http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Груздева Е.В., Миракян А.Г., Шахова М.С., Говорова А.В., Суслова И.П. Новая магистерская программа по направлению «Менеджмент» в МГУ: от создания к реализации. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2023;(4):262-286. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-4-12
For citation:
Gruzdeva E.V., Mirakyan A.G., Shakhova M.S., Govorova A.V., Suslova I.P. New master’s program in management at MSU: from development to implementation. Moscow University Economics Bulletin. 2023;(4):262-286. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-4-12