Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Ресурсы и барьеры развития внутреннего туризма в российских регионах: опыт Дагестана

https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-1-10

Аннотация

С 2020 г. внутренний туризм рассматривается некоторыми российскими регионами как один из возможных драйверов экономического роста. При этом не до конца понятно, за счет чего туристический сектор растет в регионах, считающимися неблагоприятными для ведения в них бизнеса. Цель данной статьи — описать факторы, которые способствуют становлению туристических фирм в новых туристических регионах, и те препятствия, что стоят перед развитием индустрии гостеприимства. В статье представлены результаты полевого исследования, проведенного среди представителей туристической отрасли Дагестана. Были проведены глубинные полуструктурированные интервью с 24 предпринимателями, представляющими разные рыночные сегменты и этапы создания туристического продукта: организаторами экскурсионных туров, владельцами гостиниц, гостевых домов и ресторанов, а также с представителями органов власти. Результаты полевого исследования показали, что основными ресурсами, используемыми для выстраивания туристического бизнеса в Дагестане, оказались человеческий и социальный капитал, а также наличие клиентской базы; роль физического капитала оказалась важна лишь для открытия мест размещения туристов. При этом по мере развития отрасли для входа на рынок необходимо все больше ресурсов. Основными барьерами для развития туризма являются недостаток кадров и инфраструктуры, а также потеря в 2022 г. части каналов продаж. Текущая политика по стимулированию развития туризма на Северном Кавказе не достигает своих целей, представители отрасли воспринимают оказываемую поддержку как недостаточную. Результаты исследования показали, что новые туристические регионы, в которых массовый туристический поток появился лишь с началом пандемии, могут столкнуться с недостаточной транспортной и санитарной инфраструктурой, а также системы подготовки персонала, и меры государственной политики, направленные на устранение этих проблем, могли бы быть особенно эффективны.

Об авторе

Д. А. Ситкевич
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Ситкевич Даниил Андреевич — к.э.н., научный сотрудник, Центр региональных исследований и урбанизма Института прикладных экономических исследований; научный сотрудник Лаборатории институционального анализа, Экономический факультет; директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования



Список литературы

1. Зубаревич Н.В. (2012). "Лукавые цифры" на карте Родины. ЭКО. 2012, 4, 74-85.

2. Леонидова, E. (2021). Туризм в России в условиях COVID-19: оценка экономического эффекта от стимулирования спроса для страны и регионов. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2(74), 59-74. https://doi.org/10.15838/esc.2021.2.74.4

3. Стародубровская, И., Казенин, К., Ситкевич, Д. (2021). Северный Кавказ: Выбор стратегических ориентиров. Экономическая политика, 3, 112–137. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2021-3-112-137

4. Adeola, O., & Evans, O. (2020). ICT, infrastructure, and tourism development in Africa. Tourism Economics, 26(1), 97–114. https://doi.org/10.1177/1354816619827712

5. Andrades, L., & Dimanche, F. (2019). Destination competitiveness in Russia: Tourism professionals’ skills and competences. International Journal of Contemporary Hospitality Management. 31(2), 910–930. https://doi.org/10.1108/IJCHM-11-2017-0769

6. Blackman, A., Foster, F., Hyvonen, T., Kuilboer, A., & Moscardo, G. (2004). Factors Contributing to Successful Tourism Development in Peripheral Regions. Journal of Tourism Studies, 15(1), 59–70.

7. Ghalia, T., Fidrmuc, J., Samargandi, N., & Sohag, K. (2019). Institutional quality, political risk and tourism. Tourism Management Perspectives, 32, 100576. https://doi.org/10.1016/j.tmp.2019.100576

8. Hohl, A. E., & Tisdell, C. A. (1995). Peripheral tourism: Development and management. Annals of Tourism Research, 22(3), 517–534. https://doi.org/10.1016/0160-7383(95)00005-Q

9. Khadaroo, J., & Seetanah, B. (2007). Transport infrastructure and tourism development. Annals of Tourism Research, 34(4), 1021–1032. https://doi.org/10.1016/J.ANNALS.2007.05.010

10. Moscardo, G. (2005). Peripheral tourism development: Challenges, issues and success factors. Tourism Recreation Research, 30(1), 27–43. https://doi.org/10.1080/02508281.2005.11081231

11. Moyle, C., Moyle, B., & Burgers, H. (2020). Entrepreneurial strategies and tourism industry growth. Tourism Management Perspectives, (35), 100708. https://doi.org/10.1016/j.tmp.2020.100708

12. Navickas, V., & Malakauskaite, A. (2009). The possibilities for the identification and evaluation of tourism sector competitiveness factors. Engineering Economics, 1(61), 37–44.

13. Nguyen, L. P., & Nguyen, H. T. (2021). Factors Impacting Tourism Demand: An Analysis of 10 ASEAN Countries. Journal of Asian Finance, Economics and Business, 8(1), 385–393. https://doi.org/10.13106/jafeb.2021.vol8.no1.385

14. Omarov, M. M., Omarova, N. Y., & Minin, D. L. (2020). Territory branding development as a regional economy activation factor. In Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality (pp. 270-277). Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-030-29586-8_32

15. Paramati, S. R., Alam, Md. S., & Lau, C. K. M. (2018). The effect of tourism investment on tourism development and CO2 emissions: Empirical evidence from the EU nations. Journal of Sustainable Tourism, 26(9), 1587–1607. https://doi.org/10.1080/09669582.2018.1489398

16. Sheresheva, M., Efremova, M., Valitova, L., Polukhina, A., & Laptev, G. (2021). Russian Tourism Enterprises’ Marketing Innovations to Meet the COVID-19 Challenges. Sustainability, 13(7), 3756. https://doi.org/10.3390/su13073756

17. Solnet, D. J., Ford, R. C., Robinson, R. N. S., Ritchie, B. W., & Olsen, M. (2014). Modeling locational factors for tourism employment. Annals of Tourism Research, 45, 30–45. https://doi.org/10.1016/J.ANNALS.2013.11.005

18. Szivas, E., Riley, M., & Airey, D. (2003). Labor mobility into tourism attraction and satisfaction. Annals of Tourism Research, 30(1), 64–76. https://doi.org/10.1016/S0160-7383(02)00036-1

19. Tosun, C. (2006). Expected nature of community participation in tourism development. Tourism Management, 27(3), 493–504. https://doi.org/10.1016/J.TOURMAN.2004.12.004

20. Voinova, N., Arcibashev, D., Aliushin, R., & Malina, V. (2019). Interaction of agricultural and ethnographic tourism for the development of Russian regions. Journal of Cultural Heritage Management and Sustainable Development, 9(2), 247–262. https://doi.org/10.1108/JCHMSD-08-2018-0060

21. Wang, S., Yamada, N., & Brothers, L. (2011). A case study: Discussion of factors and challenges for urban cultural tourism development. International Journal of Tourism Research, 13(6), 553–569. https://doi.org/10.1002/jtr.826

22. Wilson, S., Fesenmaier, D. R., Fesenmaier, J., & Van Es, J. C. (2001). Factors for success in rural tourism development. Journal of Travel Research, 40(2), 132–138. https://doi.org/10.1177/004728750104000203


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Ситкевич Д.А. Ресурсы и барьеры развития внутреннего туризма в российских регионах: опыт Дагестана. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2024;(1):203-220. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-1-10

For citation:


Sitkevich D.A. Resources and barriers to the development of internal tourism in Russian regions: evidence from Dagestan. Moscow University Economics Bulletin. 2024;(1):203-220. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-1-10

Просмотров: 237


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)