Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Моделирование ценовой политики экономических агентов в рамках межотраслевой конкуренции

https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-3-2

Аннотация

Данная статья посвящена моделированию ценового баланса в контексте конкуренции между отраслями. Несмотря на проработанность тематики ценовой конкуренции в экономической теории, вопрос влияния производственной зависимости производителей на динамику ключевых показателей экономических агентов остается открытым. Авторы предлагают методику моделирования конкуренции в рамках межотраслевого баланса и оценивают влияние производственной взаимозависимости на экономическую динамику отраслей. Гипотеза данного исследования заключается в том, что динамика показателей при наличии производственной зависимости между отраслями, задаваемой производственной матрицей, будет отличаться от динамики показателей независимых отраслей. Результаты исследования показывают, что определенный уровень конкуренции приносит больше прибыли для всех конкурирующих отраслей, чем при ее полной отсутствии, что противоречит современным положениям экономической теории. Также было показано, что с дальнейшим увеличением уровня конкуренции маржинальность конкурирующих отраслей снижается, особенно в случае их малой взаимозависимости. Остальные отрасли, производящие продукцию для отраслей-конкурентов, получают все большую выгоду при повышении уровня конкуренции за счет снижения издержек. Общий выпуск увеличивается медленнее в ситуации независимых отраслей, поскольку в случае зависимости требуется больше выпуска для функционирования отраслей. Увеличение числа конкурентов изменяет скорость реакции отраслей на изменения рыночной ситуации. Оптимальный уровень конкуренции с целью максимизации прибыли отраслей-конкурентов сохраняется только в случае взаимозависимости отраслей. Результаты исследования могут быть полезными для формирования стратегий развития отраслей и принятия решений на уровне отраслевой и государственной политики.

Об авторах

Н. А. Моисеев
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Моисеев Никита Александрович — д.э.н., профессор кафедры математических методов в экономике, РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Москва



И. А. Внуков
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Внуков Иван Андреевич — аспирант кафедры математических методов в экономике, РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Москва



Е. Е. Ребека
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Ребека Евгений Евгеньевич — студент, РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Москва



Список литературы

1. Горбунов, В. К. (2009). Модель потребительского спроса, основанная на векторном поле предпочтений. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 1, 67–79.

2. Ершов, Э. Б. (2008). Развитие и реализация идей модели межотраслевых взаимодействий для российской экономики. Экономический журнал ВШЭ 12(1), 3–28.

3. Иванов, Д. Ю., & Колычев, С. А. (2021). Экономико-математическая имитационная модель ценовой конкуренции на рынке легких самолетов в условиях дуополии. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление (3), 16–24.

4. Леонтьев, В. В. (1990). Спад и подъем советской экономической науки. В. В. Леонтьев, Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика

5. Моисеев, Н. А., & Ахмадеев, Б. А. (2021). Алгоритм оценки импортозамещения на основе таблиц затрат — выпуска. Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова, (3(117)), 117–129.

6. Сорокин, С. А., Варпаева, И. А., & Гришина, О. В. (2019). Имитационное моделирование конкурентной стратегии ценообразования. Историко-экономические исследования 2, 294–321.

7. Яременко, Ю. В. (1981). Структурные изменения в социалистической экономике. Мысль.

8. Aroche Reyes, F., & Marquez Mendoza, M. A. (2013). The Demand driven and the supply-sided input-output models. Notes for the debate. Munich Personal RePEc Archive, MPRA Paper, 1––25.

9. Bergemann, D., & Välimäki, J. (2006). Dynamic price competition. Journal of Economic Theory, 127(1), 232–263.

10. Bodenstein, M., Corsetti, G., & Guerrieri, L. (2020). Social distancing and supply disruptions in a pandemic. Quantitative Economics 13, 681–721.

11. Branco, F., & Villas-Boas, J. (2011). Competitive Vices. Marketing Science eJournal, 52 https://doi.org/10.2139/ssrn.1921617

12. Engelhardt, L. M. (2015). Simulating Price-Taking. The Journal of Economic Education 46, 430–439.

13. Farahat, A., & Perakis, G. (2011). On the efficiency of price competition. Oper. Res. Lett 39, 414–418.

14. Kaufman, B. (2013). The Optimal Level of Market Competition: Neoclassical and New Institutional Conclusions Critiqued and Reformulated. Journal of Economic Issues 47, 639–672. https://doi.org/10.2753/JEI0021-3624470303

15. Kratena, K. (2005). Prices and factor demand in an endogenized input-output model. Economic Systems Research 17, 47–56.

16. Martínez-de-Albéniz, V., & Talluri, K. (2011). Dynamic Price Competition with Fixed Capacities. Management Science, 57(6), 1078–1093.

17. Miller, R. E., & Blair, P. D. (2009). Input-output analysis: Foundations and extensions. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 10–68.

18. Sharify, N., & Sancho, F. (2011). A new approach for the input–output price model. Economic Modelling 28(1–2), 188–195.

19. Timmer, M. P., Dietzenbacher, E., Los, B., Stehrer, R., & de Vries, G. J. (2015). An Illustrated User Guide to the World Input – Output Database: the Case of Global Automotive Production. Review of International Economics 23, 575–605.


Рецензия

Для цитирования:


Моисеев Н.А., Внуков И.А., Ребека Е.Е. Моделирование ценовой политики экономических агентов в рамках межотраслевой конкуренции. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2024;(3):21-39. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-3-2

For citation:


Moiseev N.A., Vnukov I.A., Rebeka E.E. Modeling pricing policy of economic agents in the framework of intersectoral competition. Moscow University Economics Bulletin. 2024;(3):21-39. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-3-2

Просмотров: 138


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)