К вопросу о динамике цен пассажирских авиаперевозок
https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-60-3-7
Аннотация
Резкое удорожание в 2024 году средней стоимости услуг пассажирских авиаперевозок в России привело к активизации обсуждения проблемы доступности перелетов для российских потребителей. По мнению отраслевых экспертов, в ближайшие годы тенденции значительного роста цен на авиаперелеты сохранятся.
Ключевой исследовательской задачей настоящего исследования выступает определение динамики ценовой доступности пассажирских авиаперевозок в России, выявление ключевых факторов (объективных экономических, рыночных, потребительских) и характера их влияния на стоимость данной услуги. В основе методологической базы исследования лежит статистический и эконометрический анализ данных ФСГС и крупнейших авиакомпаний о средней стоимости перелетов в 2004-2022 гг. и ценах на билеты в 2023 г. Значительное внимание уделено обзору результатов более ранних исследований проблемы
Установлено, что, несмотря на ежегодный устойчивый рост авиаперевозок в последнее десятилетие, динамика производственных показателей российских авиакомпаний с 2020 г. определялась различными шоками экзогенного характера (пандемическим кризисом и обострением геополитической напряженности). Установлен отложенный во времени характер влияния макроэкономических и геополитических факторов на стоимость перелетов, сглаженный мерами государственного регулирования и поддержки авиаотрасли. Доказывается, что, несмотря на тенденцию ежегодного роста номинальной стоимости, услуги пассажирских авиаперевозок в реальном выражении становятся доступнее российскому потребителю.
Делается вывод, что объективные экономические условия способны в долгосрочной перспективе оказывать воздействие на стоимость услуг пассажирских авиаперевозок, однако текущая краткосрочная значительная волатильность цен на авиабилеты определяется, преимущественно, рыночной конъюнктурой и потребительским выбором. В ближайшей перспективе на ценовую динамику в секторе пассажирских авиаперевозок будут влиять, в первую очередь, темпы развития туристических направлений внутри страны и роста издержек компаний, а также меры государственного регулирования и поддержки отрасли
Ключевые слова
Об авторах
А. В. ЗаздравныхРоссия
Заздравных Алексей Витальевич — к.э.н., доцент, экономический факультет
Москва
А. С. Мыльцева
Россия
Мыльцева Анастасия Сергеевна — магистрант, экономический факультет
Москва
Список литературы
1. Васильева, Н. (2024). Цены на авиабилеты должны быть доступными для россиян. Парламентская газета. Дата обращения 17.12.2024, https://www.pnp.ru/economics/mishustin-ceny-na-aviabilety-dolzhny-byt-dostupnymi-dlya-rossiyan.html
2. Годовой отчет. (2023). Группа Аэрофлот. Дата обращения 02.09.2024, https://ir.aerofl ot.ru/ru/reporting/annual-reports/
3. Доклад министра транспорта РФ. (2022). Аналитическое агентство «Авиастат». Дата обращения 25.02.2025, https://www.aviastat.ru/analytics/131
4. Карпова. М. В., & Котелкова, Е. Э., Боркова Е. А. (2022). Текущее положение и перспективы развития авиационной промышленности в условиях санкций. Экономика и бизнес: теория и практика, 12-1(94), 153–158. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2022-12-1-153-158
5. Каукин, А., & Филичева, Е. (2018). Дифференциация цен на внутреннем рынке пассажирских авиаперевозок России. Экономическое развитие России, 25(3), 34–42.
6. Матюха, С. В. (2021). Экономика Российской Федерации и развитие региональных авиаперевозок. Транспортное дело России, 1, 49–53.
7. Матюха, С. В. (2022). Экономические меры государственной поддержки пассажирских авиаперевозок в условиях кризисов. Транспортное дело России, 2, 188–191. https://doi.org/10.52375/20728689_2022_2_188
8. Сидоркова, И. (2022). Все российские авиакомпании перешли на отечественные системы бронирования. Ведомости. Дата обращения 24.02.2025, https://www.vedomosti.ru/business/news/2022/11/01/948376-vse-rossiiskie-aviakompanii-zavershiliperehod-na-rossiiskie-sistemi-bronirovaniya
9. Скипин, Д. Л., & Гущина, А. С. (2018). Методика оценки эффективности субсидируемых авиаперевозок как основа принятия обоснованных управленческих решений. Вестник Пермского университета. Серия: Экономика, 13(4), 638–653. https://doi.org/17072/1994-9960-2018-4-638-653
10. Томаев, А. О., & Каукин, А. С. (2018). Моделирование рынка внутренних российских пассажирских авиаперевозок. Управленческое консультирование, 4, 85–93. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-4-85-93
11. Фридлянд, А. А., & Кулешова, Ю. Л. (2019). Развитие региональных воздушных перевозок в России и совершенствование механизмов их субсидирования. Транспортное дело России, 2, 167–171.
12. Abdelhady, M., & Abou-Hamad, M. (2020). Airlines’ Pricing Strategies and O-D Markets: Theoretical and Practical Pricing Strategies. Journal of Travel, Tourism and Recreation, 2(3), 19–36.
13. Alfaro Navarro, J., Martinez, M., & Trinquecoste, J. (2015). The eff ect of the economic crisis on the behavior of airline ticket prices. A case–study analysis of the New York–Madrid route. Journal of Air Transport Management, 47, 48–53. DOI:10.1016/j.jairtraman.2015.04.004
14. Alves, U., & Caetano, M. (2016). Analysis of ticket price in the airline industry from the perspective of operating costs, supply and demand. Aviation in Focus — Journal of Aeronautical Sciences, 7(2), 21–28. https://doi.org/10.15448/2179–703x.2016.2.23185
15. Atems, B., Bachmeier, L., & Williams, C. (2019). Do jet fuel price movements help forecast airline fares and the demand for air travel? Applied Economics Letters, 26(11), 877– 882. https://doi.org/10.1080/13504851.2018.1510466
16. Belova, A. (2015). Price Strategy of the International Airline Market. Working paper University Paris, 26 p.
17. Bischoff , G., Maertens, S., & Grimme, W. (2011). Airline Pricing Strategies Versus Consumer Right. Transportation Journal, 50(3), 232–250. https://doi.org/10.5325/transportationj.50.3.0232
18. Chi, J., & Koo, W. (2009). Carriers’ pricing behaviors in the United States airline industry. Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review, 45(5), pp. 710–724. https://doi.org/10.1016/j.tre.2009.04.009.
19. Clark, R.,Vincent, N. (2012). Capacity–contingent pricing and competition in the airline industry. Journal of Air Transport Management, 24, 7–11. https://doi.org/10.1016/j.jairtraman.2012.04.005
20. Cornia, M., Gerardi, K., & Shapiro, A. (2012). Price Dispersion Over the Business Cycle: Evidence from the Airline Industry. Journal of Industrial Economics, 60(3), 347–373.
21. Escobari, D., Rupp, N., & Meskey, J. (2018). Dynamic Price Discrimination in Airlines. MPRA Paper 88078, 35 p.
22. Fischer, T., & Kamerschen, D. (2003). Measuring Competition in the U. S. Airline Industry Using the Rosse–Panzar Test and Cross–Sectional Regression Analyses. Journal of Applied Economics, 6, 73–93. https://doi.org/10.1080/15140326.2003.12040586.
23. Gerardi, K., & Shapiro, A. (2009). Does Competition Reduce Price Dispersion? New Evidence From the Airline Industry. Journal of Political Economy, 117, 1–37. https://doi.org/10.1086/597328
24. Goolsbee, A., & Syverson, Ch. (2008). How Do Incumbents Respond to the Threat of Entry on Their Networks? Evidence from the Major Airlines. The Quarterly Journal of Economics, 123(4), 1611–1633. https://doi.org/10.2139/ssrn.618261
25. Kayhan, S., Kiracı, K., & Yaşar, M. (2023). Relationship between Airline Ticket Price, Demand and Business Model: A Worldwide Analysis. Aksaray Üniversitesi İktisadi Ve İdari Bilimler Fakültesi Dergisi, 15(3), 211–218. https://doi.org/10.52791/aksarayiibd.1234849
26. Kim, D., Kim, M., & Tan, K. (2021). Tacit collusion and price dispersion in the presence of Southwest Airlines. Southern Economic Journal, 88(4), 1–30. https://doi.org/10.1002/soej.12507
27. Klophaus, R. (2009). Kerosene’s Price Impact on Air Travel Demand: A Cause–and– Eff ect Chain. Conrady, R., Buck, M. (eds) Trends and Issues in Global Tourism 2009, 79–94. https://doi.org/10.1007/978–3–540–92199–8_6
28. Lantseva, A., Mukhina, K., Nikishova, A., Ivanov, S., & Knyazkov K. (2015). Data– driven Modeling of Airlines Pricing. Procedia Computer Science, 66, 267–276.
29. Mantin, B., Koo, B. (2010). Weekend eff ect in airfare pricing. Journal of Air Transport Management, 16, 48–50. https://doi.org/10.1016/j.jairtraman.2009.07.002
30. Malighetti, P., Paleari, St., & Redondi, R. (2009). Pricing Strategies of low–cost airlines: the Ryanair case. Journal of Air Transport Management, 15, 195–203.
31. Paelo, A., & Vilakazi, T. (2016). Barriers to Entry for Low Cost Carriers in the South African Airline Industry: Competitive Dynamics and the Entry, Expansion and Exit of 1time Airline. CCRED Working Paper, 8, 53 p. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2926806
32. Pal, D., & Mitra, S. (2022). Do airfares respond asymmetrically to fuel price changes? A multiple threshold nonlinear ARDL model. Energy Economics, 111(C), 17 p. https://doi.org/10.1016/j.eneco.2022.106113
33. Pels, E., & Rietveld, P. (2004). Airline pricing behaviour in the London–Paris market. Journal of Air Transport Management, 10(4), 279–283. https://doi.org/10.1016/j.jairtraman.2004.03.005
34. Piga, C., & Bachis, E. (2006). Pricing Strategies by European Traditional and Low Cost Airlines: Or, When is it the Best Time to Book on Line? Nottingham University Business School Research Paper Series, 14, 27 p. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.916505
35. Sengupta, A., & Wiggins, S. (2014). Airline Pricing, Price Dispersion, and Ticket Characteristics on and off the Internet. American economic journal: economic policy, 6(1), 272–307.
36. Tan, K., (2015). Incumbent Response to Entry by Low–Cost Carriers in the U. S. Airline Industry.Southern Economic Journal, 82(3), 874–892. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2006471
37. Wang, K., Zhang, A., & Zhang, Y. (2018). Key determinants of airline pricing and air travel demand in China and India: Policy, ownership, and LCC competition. Transport Policy, 63, 80–89. https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2017.12.018
38. Zhang, S., Derudder, B., & Witlox, F. (2013). The impact of hub hierarchy and market competition on airfare pricing in US hub–to–hub markets.Journal of Air Transport Management, 32, 65–70. https://doi.org/10.1016/j.jairtraman.2013.06.016
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Заздравных А.В., Мыльцева А.С. К вопросу о динамике цен пассажирских авиаперевозок. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2025;(3):146-171. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-60-3-7
For citation:
Zazdravnykh A.V., Myltseva A.S. Price dynamics in the Russian airline market. Moscow University Economics Bulletin. 2025;(3):146-171. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-60-3-7