Внешние факторы формирования предпринимательских намерений студентов МГУ имени М. В. Ломоносова за 2020–2024 гг
https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-5-13
Аннотация
Реализация новой «Стратегии научного-технологического развития Российской Федерации» и национальных проектов невозможна без притока новых предпринимателей. Наибольшую активность в создании бизнеса демонстрирует молодежь, значимую часть которой составляют студенты. Объектом данного исследования являются предпринимательские намерения студентов, а предметом — факторы внешней среды, влияющие на их формирование. Эмпирической базой исследования выступают результаты опроса 1917 студентов различных факультетов МГУ, проходивших курсы по предпринимательству и созданию технологичных стартапов в период 2020–2024 гг. В результате анализа подтверждена связь предпринимательских намерений студентов со следующими факторами: наличие в семье или в окружении предпринимателей, общественная оценка предпринимательской карьеры, университетская среда и направление обучение. Среди студентов, у которых в семье или среди друзей есть предприниматели, выше доля тех, кто открыл или планирует открыть бизнес в краткосрочной перспективе. Количество студентов, имеющих предпринимателей в своем окружении возрастаем с каждым новым годом обучения. Более половины студентов позитивно воспринимают общественную оценку выбора карьеры предпринимателя, при этом наличие предпринимателей в близком окружении значимо влияет на эту оценку. Наиболее высокие показатели готовности заниматься предпринимательством отмечены у студентов следующих направлений: бизнес и менеджмент, государственное управление и политические науки, в то время как минимальные показатели принадлежат направлениям химии, юриспруденции и экономики. Результаты работы позволяют определить, на какие факторы можно оказать влияние для стимулирования развития и реализации предпринимательских намерений у студентов, на которых в перспективе возложена важная роль по развитию технологического предпринимательства и коммерциализации научных разработок.
Ключевые слова
Об авторах
А. С. ВороновРоссия
Воронов Александр Сергеевич — д. э. н., профессор кафедры экономики инновационного развития
Москва
Н. П. Иващенко
Россия
Иващенко Наталия Павловна — д. э. н., профессор и научный руководитель кафедры экономики инноваций, Экономический факультет
Москва
Д. И. Чашкина
Россия
Чашкина Дарья Ивановна — ст. преподаватель кафедры экономики инноваций, Экономический факультет
Москва
М. В. Шамолин
Россия
Шамолин Максим Владимирович — д. ф-м. н., профессор, в. н. с. Научно-исследовательского института механики
Москва
М. Ю. Шерешева
Шерешева Марина Юрьевна — д. э. н., профессор, зав. лабораторией институционального анализа, кафедра прикладной институциональной экономики, Экономический факультет
Москва
А. А. Шпакова
Россия
Шпакова Анастасия Андреевна — к. э. н., доцент, кафедра экономики инноваций, Экономический факультет
Москва
Список литературы
1. Александрова, Е. А., & Верховская, О. Р. (2015). Предпринимательские намерения в России: эмпирический анализ. Российский журнал менеджмента, 13(2), 3–28.
2. Богатырева, К., & Широкова, Г. (2017). От предпринимательских намерений — к созданию бизнеса: опыт российских студентов. Форсайт, 11(3), 25–36. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017.3.25.36
3. Верховская, О. Р., Богатырева, К. А., Дорохина, М. В., Ласковая, А. К., & Шмелева, Э. В. (2023). Мониторинг предпринимательской активности. Россия 2022/2023. Дата обращения 01.08.2024, https://gsom.spbu.ru/research/research_statistics/gem/
4. ВЦИОМ (2023). Предпринимательство в России: мониторинг. Дата обращения 01.08.2024, https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/predprinimatelstvo-v-rossii-monitoring
5. ВЦИОМ (2024). Предпринимательство: мониторинг. Дата обращения 01.08.2024, https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/predprinimatelstvo-monitoring
6. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». (2020). Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года (в ред. от 21.07.2020).
7. Тамбовцев, В. Л. (2023). Институциональные факторы динамики технологического академического предпринимательства. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 58(5), 3–24. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-5-1
8. Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». (2022). Дата обращения 01.08.2024, https://minobrnauki.gov.ru/platform_utp/
9. ЦПК МГУ (2024). Перечень направлений подготовки (специальностей), контрольные цифры, структура и порядок организации приема в МГУ имени М. В. Ломоносова для граждан Российской Федерации, поступающих на первый курс на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2024 году, с указанием перечня и приоритетности вступительных испытаний. Дата обращения 01.08.2024, https://cpk.msu.ru/files/2024/kcp_bak.pdf
10. Широкова, Г. В., & Беляева, Т. В. (2015). Предпринимательские намерения студентов: концепция и основные подходы к исследованию. Современная конкуренция, 9(2(50)), 5–31.
11. Широкова, Г. В., Карпинская, Э. О., Векслер, К. А., & Дворкина, Д. В. (2024). Глобальное исследование предпринимательского духа студентов.
12. Национальный отчет Россия 2023. Санкт-Петербург. Дата обращения 01.08.2024, https://spb.hse.ru/scem/sec/guesss
13. Широкова, Г. В., Цуканова, Т. В., & Богатырева, К. А. (2015). Факторы формирования предпринимательских намерений российских студентов. Вестник СанктПетербургского университета. Менеджмент, 3, 21–46.
14. Al-Qadasi, N., Zhang, G., Al-Awlaqi, М. А., Alshebami, A. S., & Aamer, А. (2023). Factors infl uencing entrepreneurial intention of university students in Yemen: The mediating role of entrepreneurial self-effi cacy. Frontiers in Psychology, 14, Article 1111934. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1111934
15. Batista-Canino, R. M., Santana-Hernández, L., & Medina-Brito, P. (2024). A holistic literature review on entrepreneurial Intention: A scientometric approach. Journal of Business Research, 174, Article 114480. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2023.114480
16. Bodolica, V., Shirokova G., Ragulina D., & Lushnikova А. (2024). Students’ individual entrepreneurial orientation and the scope of startup activities in Russia: The role of university infrastructure. The International Journal of Management Education, 22(2), Article 100986. https://doi.org/10.1016/j.ijme.2024.100986
17. Campo-Ternera, L., Amar-Sepulveda, P., & Olivero-Vega, E. (2022). Interaction of potential and eff ective entrepreneurial capabilities in adolescents: Modeling youth entrepreneurship structure using structural equation modeling. Journal of Innovation and Entrepreneurship, 11(1), 1–17. https://doi.org/10.1186/s13731-022-00201-y
18. Crant, J. M. (1996). The Proactive Personality Scale as a Predictor of Entrepreneurial Intentions. Journal Of Small Business Management, 34(3), 42–49.
19. Dragin, A. S., Mij atov, M. B., Munitlak Ivanovi´c, O., Joviˇci´c, Vukovi´c, A., Ivkov Džigurski, A., Koši´c, K., Nedeljkovi´c Kneževi´c, M., Tomi´c, S., Stankov, U., Vujiˇci´c, M. D., Stojanovi´c, V., Ivanovi´c Bibi´c, L., Ðerˇcan, В., & Stoiljkovi´c, А. (2022). Entrepreneurial intention of students (managers in training): Personal and family characteristics. Sustainability, 14(12_, Article 7345. https://doi.org/10.3390/su14127345
20. Escolar-Llamazares, M. C., Luis-Rico, I., de la Torre-Cruz, T., Herrero, Á., Jiménez, A., Palmero-Cámara, C., & Jiménez-Eguizábal, A. (2019). The socio-educational, psychological and family-related antecedents of entrepreneurial intentions among Spanish Youth. Sustainability, 11, Article 1252. https://doi.org/10.3390/su11051252
21. Esfandiar, K., Sharifi -Tehrani, M., Pratt, S., & Altinay, L. (2019). Understanding entrepreneurial intentions: A developed integrated structural model approach. Journal of Business Research, 94, 172–182. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2017.10.045
22. Farashah, A. D. (2013). The process of impact of entrepreneurship education and training on entrepreneurship perception and intention: Study of educational system of Iran. Education Training, 55(8–9), 868–885. https://doi.org/10.1108/ET-04-2013-0053
23. Hossain M. I., Tabash, M. I., Siow, M. L., Ong, T. S., & Anagreh, S. (2023). Entrepreneurial intentions of Gen Z university students and entrepreneurial constraints in Bangladesh. Journal of innovation and entrepreneurship, 12(1), 1–34. https://doi.org/10.1186/s13731-023-00279-y
24. Jakopec, A., Miljković Krečar, I., & Sušanj, Z. (2013). Predictors of entrepreneurial intentions of students of economics. Studia Psychological, 55(4), 289–297. https://doi.org/10.21909/sp.2013.04.643
25. Klyver, K., Hunter, E., & Watne, T. (2012). Entrepreneurial ties and innovativeness in the start-up decision. The International Journal of Entrepreneurship and Innovation, 13(3), 153–163. https://doi.org/10.5367/ijei.2012.0084
26. Krueger, N. F. (1993). The impact of prior entrepreneurial experience on perceived new venture feasibility and Desirability. Entrepreneurship Theory and Practice, 18(1), 5–21. https://doi.org/10.1177/104225879301800101
27. Krueger, N. F., Reilly, M. D., & Carsrud, A. L. (2000). Competing models of entrepreneurial intentions. Journal of Business Venturing, 15(5/6), 411–432. https://doi.org/10.1016/S0883-9026(98)00033-0
28. Laspita, S., Breugst, N., Heblich, S., & Patzelt, H. (2012). Intergenerational Transmission of Entrepreneurial Intentions. Journal of Business Venturing, 27(4), 414–435. https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2011.11.006
29. Maheshwari, G., Kha, K. L., & Arokiasamy, A. R. A. (2023). Factors aff ecting students’ entrepreneurial intentions: a systematic review (2005–2022) for future directions in theory and practice. Management Review Quarterly, 73(4), 1903–1970. https://doi.org/10.1007/s11301-022-00289-2
30. Mohan, P. S. (2022). An investigation into entrepreneurial intentions in Caribbean Small Island Developing States. Journal of Innovation and Entrepreneurship, 11(1), 1–21. https://doi.org/10.1186/s13731-022-00253-0
31. Noor, N. H. M. (2024). Inclination Towards Entrepreneurship Among University Students: Reasoning About Causal Relationships. International Journal Of Entrepreneurship And Management Practises (Ijemp), 7(25), 170–189. https://doi.org/10.35631/IJEMP.725015
32. Polas, R. H., Raju, V., & Imtiaz, M. (2019). Demographic factors infl uence on the tendency to become entrepreneur: Estimating the antecedents and consequences of entrepreneurial tendency. International Journal of Management, 8(1), 48–60. https://doi.org/10.18488/journal.11.2019.81.48.60
33. Pruett, M., Shinnar, R., Toney, B., Llopis, F., & Fox, J. (2009) Explaining entrepreneurial intentions of university students: a cross-cultural study. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research, 15(6), 571–594. https://doi.org/10.1108/13552550910995443
34. Ruiz-Palomino, P., & Martínez-Cañas, R. (2021). From opportunity recognition to the start-up phase: the moderating role of family and friends-based entrepreneurial social networks. International Entrepreneurship and Management Journal, 17, 1159–1182. https://doi.org/10.1007/s11365-020-00734-2
35. Shirokova, G., Osiyevskyy, O., & Bogatyreva, K. (2016). Exploring the Intention-Behavior Link in Student Entrepreneurship: Moderating Eff ects of Individual and Environmental Characteristics. European Management Journal, 34(4), 386–399. https://doi.org/10.1016/j.emj.2015.12.007
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Воронов А.С., Иващенко Н.П., Чашкина Д.И., Шамолин М.В., Шерешева М.Ю., Шпакова А.А. Внешние факторы формирования предпринимательских намерений студентов МГУ имени М. В. Ломоносова за 2020–2024 гг. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2024;(5):265-286. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-5-13
For citation:
Voronov A.S., Ivashchenko N.P., Chashkina D.I., Shamolin M.V., Sheresheva M.Yu., Shpakova A.A. External factors in forming entrepreneurial intentions of Lomonosov Moscow State University students for 2020–2024. Moscow University Economics Bulletin. 2024;(5):265-286. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-5-13