Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Спустя годы: что помогает получить выгоды от экономического образования?

https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-60-4-13

Аннотация

Современные образовательные программы ориентированы не только на предоставление предметных знаний, но и на формирование обширного ряда навыков и ценностных ориентиров. При этом выпускники нередко указывают, что связь между изучаемыми предметами и дальнейшим трудоустройством остается неясной, а работодатели подчеркивают отсутствие развитых «мягких навыков» у соискателей. Цель исследования: оценить, какие навыки и знания, полученные от экономического образования, связаны с социально-экономическими выгодами выпускников, и выявить, какие ценностные ориентации способствуют освоению этих навыков и знаний. Проведен опрос 451 выпускника Экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова 1993–2023 гг. выпуска. В качестве методов моделирования использованы МНКрегрессия и порядковая логистическая регрессия. Получение практических знаний и навыков положительно связано с пятью зависимыми переменными из шести (получение востребованной профессии, заработная плата, конкурентоспособность, образование связей, формирование круга единомышленников, карьерный рост), в то время как получение теоретических знаний – только с двумя (получение востребованной профессии и конкурентоспособность). Среди мягких навыков положительную связь с одной или несколькими зависимыми переменными продемонстрировали умение работать в команде, адаптивность, работоспособность и способность воспринимать критику. Коэффициенты перед переменными, отражающими способность к обучению, навыки устных выступлений, умение находить информацию, не значимы ни в одной из моделей. Ценностные ориентации респондентов объясняют около 30% разброса полученных знаний и навыков. Открытость, стремление к саморазвитию и независимости положительно связаны с большинством образовательных результатов. В отличие от других исследований, мы не только оцениваем связь образовательных результатов с социально-экономическими выгодами студентов, но и выявляем ценности, формирование которых способствует достижению этих результатов. Полученные результаты можно использовать при составлении образовательных программ.

Об авторах

А. Г. Мирзоян
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Мирзоян Ашот Гамлетович — старший преподаватель, Экономический факультет

Москва



И. П. Суслова
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Суслова Ирина Павловна — преподаватель, Экономический факультет

Москва



А. А. Локтионова
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Локтионова Алина Александровна — магистрант, Экономический факультет

Москва



Е. А. Синякова
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Синякова Екатерина Алексеевна — магистрант, Экономический факультет

Москва



Список литературы

1. Бондарева, Л. В., Потемкина, Т. В., & Саулембекова, Г. С. (2021). Влияние «мягких» навыков на готовность к самостоятельному трудоустройству: опыт самооценки будущих инженеров. Высшее образование в России, 30(12), 59–74. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-12-59-74.

2. Васильева, Я. И., Шабалина, К. Н., & Лубожева, Л. Н. (2021). Востребованность в будущих экономистах. Научное пространство современной молодежи: приоритетные задачи и инновационные решения, 48–50.

3. Волгин, А. Д., & Гимпельсон, В. Е. (2022). Спрос на навыки: анализ на основе онлайн данных о вакансиях. Экономический журнал Высшей школы экономики, 26(3), 343–374. https://doi.org/10.17323/1813-8691-2022-26-3-343-374.

4. Вострикова Е. О., & Гвоздарёва Л. П. (2022). Актуальные вопросы современной экономической науки. Материалы ХII Международной научной конференции, Астрахань. 2022 г., 301. ISBN 978-5-9926-1417-6.

5. Евплова, Е. В., Корнеев, Д. Н., Федосеев, А. В., Мурыгина, Л. С., & Борисенко, Я. М. (2018). Проблемы и перспективы экономического образования в России. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 7(4 (25)), 101–104.

6. Ковалев, В. В. (2011). Университетское экономическое образование: проблемы вос приятия знания. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, (2), 142–158.

7. Кузнецов, Н. В., Лизяева, В. В., Прохорова, Т. А., & Лесных, Ю. Г. (2020). Подготовка кадров для реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Современные проблемы науки и образования, (1), 25–25. DOI: 10.17513/spno.29520.

8. Михайлова, Л. С., & Гирская, К. А. (2019). Востребованность и трудоустройство выпускников экономических вузов на рынке труда. Сфера услуг: инновации и качество, (41), 102–112.

9. Новиков, А. В. (2013). Экономическое образование: готовим инженеров бизнеса! Всероссийский экономический журнал ЭКО, (3(465)), 138–145.

10. Тубольцева, И. А., Симакова, Д. А., & Быстрова, Е. М. (2019). Востребованность профессий экономиста и менеджера в России и за рубежом — сравнительный аспект. Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 3, 475–477.

11. Тюнин, А. И., Демцура, С. С., Алексеева, Л. П., Базавлуцкая, Л. М., & Плужникова, И. И. (2019). Особенности экономического образования и восприятия в современных условиях. Балтийский гуманитарный журнал, 8(3(28)), 163–166.

12. Халилов, Б. Б., & Курбанов, Ф. Г. (2020). Важность подготовки кадров в экономике. Вопросы науки и образования, (6(90)), 12–14.

13. Arieli, S., Sagiv, L., & Cohen-Shalem, E. (2016). Values in business schools: The role of self-selection and socialization. Academy of Management Learning & Education, 15(3), 493–507. https://doi.org/10.5465/amle.2014.0064.

14. Athiyaman, A. (2001). Graduates’ Perception about Business Education: an exploratory research. Journal of Further and Higher Education, 25(1), 5–19. https://doi.org/10.1080/03098770020030461.

15. Balcar, J., Šimek, M., & Filipová, L. (2018). Soft skills of Czech graduates. Review of Economic Perspectives, 18(1), 45–60. https://doi.org/10.2478/revecp-2018-0003.

16. Berring, L., Kumari, S., & Ahuja, S. (2018). Impact of personality traits and personal values on curriculum choice of young adults. Journal of Beliefs & Values, 39(3), 263–278. https://doi.org/10.1080/13617672.2017.1293930.

17. Black, D. A., Sanders, S., & Taylor, L. (2003). The economic reward for studying economics. Economic Inquiry, 41(3), 365–377. DOI: 10.1093/ei/cbg014.

18. Bleemer, Z., & Mehta, A. (2022). Will studying economics make you rich? A regression discontinuity analysis of the returns to college major. American Economic Journal: Applied Economics, 14(2), 1–22. https://doi.org/10.1257/app.20200447.

19. Coats, A. W. (1992). Changing perceptions of American graduate education in economics, 1953–1991. The Journal of Economic Education, 23(4), 341–352. https://doi.org/10.1080/00220485.1992.10844767.

20. Dang Minh, N. (2018). Building the Training and Self-training Skill Model for Vietnamese Students to Meet Enterprises’ Demands. VNU Journal of Economics and Business, 34(1).

21. Diem, A., & Wolter, S. C. (2014). Overeducation among Swiss university graduates: determinants and consequences. Journal for Labour Market Research, 47(4), 313–328. https://doi.org/10.1007/s12651-014-0164-3.

22. Henderson-King, D., & Smith, M. N. (2006). Meanings of education for university students: Academic motivation and personal values as predictors. Social psychology of education, 9, 195–221. https://doi.org/10.1007/s11218-006-0006-4.

23. Löfström, J., & Weber, B. (2022). Economic education: Its past, present, and future. JSSE-Journal of Social Science Education, 21(2).

24. Lopes, J. C., Graça, J. C., & Correia, R. G. (2015). Effects of economic education on social and political values, beliefs and attitudes: Results from a survey in Portugal. Procedia Economics and Finance, 30, 468–475. https://doi.org/10.1016/s2212-5671(15)01314-3.

25. Phuc, P., Vinh, N., & Do, Q. (2020). The implementation of outcome-based education: Evidence from master program in economic management at Hanoi universities. Management Science Letters, 10(14), 3299–3306. https://doi.org/10.5267/j.msl.2020.6.008.

26. Saunders, C., Marcolin, B., & Cherneski, J. (2022). The role of students’ personal values and ethical ideologies in increasing the importance of perceptions of social responsibility for business students: A PRME directive. Journal of Management Education, 46(5), 920–950. https://doi.org/10.1177/1052562922107732015.

27. Silva Añaña, E. da, & Meucci Nique, W. (2010). Personal values in relation to graduate career choices. International Journal of Public Sector Management, 23(2), 158–168.

28. Vecchione, M., & Schwartz, S. S. (2022). Personal values and academic achievement. British Journal of Psychology, 113(3), 630–652. https://doi.org/10.1111/bjop.1255516.

29. Yashin, A., Klyuev, A., & Bagirova, A. (2018). Designing entrepreneurial education in Russia: hard and soft skills. Ekonomski Vjesnik: Review of Contemporary Entrepreneurship, Business, and Economic Issues, 31(2), 261–274.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Мирзоян А.Г., Суслова И.П., Локтионова А.А., Синякова Е.А. Спустя годы: что помогает получить выгоды от экономического образования? Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2025;(4):255-271. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-60-4-13

For citation:


Mirzoyan A.G., Suslova I.P., Loktionova A.A., Siniakova E.S. Years later: what helps to reap the benefits of economic education? Moscow University Economics Bulletin. 2025;(4):255-271. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-60-4-13

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)