Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Программы лояльности: зарубежный и российский опыт

https://doi.org/10.38050/01300105201657

Аннотация

Статья посвящена выявлению роли программ лояльности клиентов розничных торговых сетей на российском рынке. Методологическую основу работы составляют анализ актуальных научных публикаций, а также качественное исследование на основе экспертных полуструктурированных интервью со специалистами по взаимоотношениям с клиентами и программам лояльности, проведенных в 2014-2015 гг. в России и Австрии. В статье дано определение программ лояльности клиентов как инструмента маркетинга взаимоотношений и сформулированы критерии отличия от программ поощрения частоты и объема покупок, выявлена роль программ лояльности клиентов для компаний сетевого ритейла. Проведена систематизация различных типов вознаграждений, характерных для использования в рамках программ лояльности. Результаты работы вносят вклад в развитие теории маркетинга взаимоотношений и основ применения программ лояльности клиентов.

Об авторе

С. М. Березка
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Кущ С. П. Маркетинг взаимоотношений на промышленных рынках, 2006.

2. Ребязина В. А. Управление портфелем взаимоотношений компании в контексте маркетинга взаимоотношений / под ред. М. Ю. Шерешевой. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. - С. 107-132.

3. Созонов Ю. С. Оценка клиентского капитала компании // Вестн. Моск. ун-та. Серия 6. Экономика. - 2014. - № 6. - C. 80-96.

4. Старов С. А. Лояльность бренду: классификация, методы оценки и программы формирования марочной приверженности // Вестн. С.-Петербург. ун-та. Серия 8. Менеджмент. - 2007. - № 2. - C. 112-133.

5. Третьяк О. А. Отношенческая парадигма современного маркетинга // Рос. журнал менеджмента. - 2013. - № 1 (11). - C. 41-62.

6. Широченская И. П. Основные понятия и методы измерения лояльности // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 2.

7. Bellizzi J., Bristol T. An assessment of supermarket loyalty cards in one major US market // Journal of Consumer Marketing. - 2004. - № 2 (21). - Р. 144-154.

8. Berry S. T. Estimating discrete-choice models of product differentiation // The RAND Journal of Economics. - 2004. - № 2 (25). - Р. 242-262.

9. Bridson K., Evans J., Hickman M. Assessing the relationship between loyalty program attributes, store satisfaction and store loyalty // Journal of Retailing and Consumer Services. - 2008. - № 5 (15). - Р. 364-374.

10. Bruhn M. Relationship marketing : management of customer relationships. - Pearson Education/Financial Times, 2003. - 289 р.

11. Butscher S. A. Customer Loyalty Programmes and Clubs. - Burlington: Gower, 2002.

12. Capizzi M. T., Ferguson R. Loyalty trends for the twenty-first century // Journal of Consumer Marketing. - 2005. - № 2 (22). - Р. 72-80.

13. Dhar R., Wertenbroch K. Consumer choice between hedonic and utilitarian goods // Journal of Marketing Researcharketing research. - 2000. - № 1 (37). - Р. 60-71.

14. Diller H. Customer Loyalty: Fata Morgana or Realistic Goal? Managing Relationships with Customera под ред. T. Hennig-Thurau, U. Hansen, Berlin: Springer, 2000. - Р. 29-48.

15. Dowling G. R., Uncles M. Do Customer Loyalty Programs Really Work // MIT Sloan Management Review. - 1997. - Summer. - Р. 1-14.

16. Drèze X., Nunes J. C. Feeling Superior: The Impact of Loyalty Program Structure on Consumers’ Perceptions of Status // Journal of Consumer Research. - 2009. - № 6 (35). - Р. 890-905.

17. Duffy J.A. M., Ketchand A. Examining the role of service quality in overall service satisfaction // Journal of Managerial Issues. - 1998. - № 2 (10). - Р. 240-255.

18. Dwyer R. F. Customer lifetime valuation to support marketing decision making // Journal of Interactive Marketing. - 1997. - № 4 (11). - Р. 6-13.

19. Funk T. Die Wirkungen von Bonusprogrammnetzwerken auf das Cross-Buying-Verhalten, 2005.

20. Hirschman E. C., Holbrook M. B. Hedonic consumption: emerging concepts, methods and propositions // The Journal of Marketing. - 1982.

21. Humby C., Hunt T., Phillips T. Scoring points: How Tesco continues to win customer loyalty. - UK: Kogan Page, 2008. - 304 р.

22. Keh H. T., Lee Y. H. Do reward programs build loyalty for services?. The moderating effect of satisfaction on type and timing of rewards // Journal of Retailing. - 2006. - № 2 (82). - Р. 127-136.

23. Kim B.-D., Shi M., Srinivasan K. Reward Programs and Tacit Collusion // Marketing Science. - 2001. - № 2 (20). - Р. 99-120.

24. Kivetz R., Simonson I. Earning the Right to Indulge: Effort as a Determinant of Customer Preferences Toward Frequency Program Rewards // Journal of Marketing Research. - 2002. - № 2 (39). - Р. 155-170.

25. Kivetz R., Urminsky O., Zheng Y. The Goal-Gradient Hypothesis Resurrected: Purchase Acceleration, Illusionary Goal Progress, and Customer Retention // Journal of Marketing Research. - 2006. - № 1 (43). - Р. 39-58.

26. Kumar V., Shah D. Building sustaining profitability customer loyalty for the 21 century // journal of retailing. - 2004. - № 4 (80). - Р. 317-329.

27. Leenheer J., Bijmolt T.H. A. Which retailers adopt a loyalty program? An empirical study // Journal of Retailing and Consumer Services. - 2008. - № 6 (15). - Р. 429-442.

28. Liebmann H.-P., Zentes J., Swoboda B. Handelsmanagement. - München: Franz Vahlen, 2008.

29. Lobb J. Stuffing it to Coke: How Pepsi Used a Promotion to Counter its Rival’s Olympics Megablitz. // Marketing Magazine. - 1997. - № 3 (102). - Р. 18.

30. Meyer-Waarden L., Benavent C. Rewards That Reward. // The Wall Street Journal. - 2008.

31. Nord W. R., Peter J. P. a Behavior Modification Perspective on Marketing // Journal of Marketing. - 1980. - № 2 (44). - Р. 36-47.

32. O’Brien L., Jones C. Do Rewards Really Create Loyality? // Harvard Business Review. - 2015. - May-June. - Р. 75-83.

33. Oliver R. L. A cognitive model of the antecedents and consequences of satisfaction decisions // Journal of marketing research. - 1980. - 17. - Р. 460-470.

34. Parker C., Worthington S. When lemonade is better than whisky: investigating the equitableness of a supermarket’s reward scheme // International Journal of Retail & Distribution Management. - 2000. - № 11 (28). - Р. 490-498.

35. Reinartz W. J. Understanding Customer Loyalty Programs / Edited by M. Krafft, M. K. Mantrala. - Berlin: Springer, 2006. - Р. 361-379.

36. Reinartz W. J., Kumar V. The Impact of Customer Relationship Characteristics on Profitable Lifetime Duration // Journal of Marketing. - 2003. - № 1 (67). - Р. 77-99.

37. Roehm M. L., Pullins E. B., Roehm H. A. Designing Loyalty-Building Programs for Packaged Goods Brands // Journal of Marketing Research. - 2002. - № May (39). Р. 202-213.

38. Rothschild M. L., Gaidis W. C. Behavioral learning theory: Its relevance to marketing and promotions // The Journal of Marketing. - 1981. - № 2 (45). - Р. 70-78.

39. Sharp B., Sharp A. Loyalty programs and their impact on repeat-purchase loyalty patterns // International Journal of Research in Marketing. - 1997. - № 5 (14). - Р. 473-486.

40. Sheth J. N., Parvatiyar A. Relationship marketing in Consumer Markets: Antecedents and Consequences // Journal of the Academy of Marketing Science. - 1995. - № 4 (23). - Р. 255-271.

41. Soman D. The illusion of delayed incentives: Evaluating future effort-money transactions // Journal of Marketing Research. - 1998. - № 4 (35). - Р. 427-437.

42. Taylor G. A., Neslin S. A. The current and future sales impact of a retail frequency reward program // Journal of Retailing. - 2005. - № 4 (81). - Р. 293-305.

43. Venkatesan R., Kumar V. A Customer Lifetime Value Framework for Customer Selection and Resource allocatio strategy // Journal of Marketing. - 2004. - October (68). - Р. 106-125.

44. Wansink B., Seed S. Making brand loyalty programmes succeed // Journal of Brand Management. - 2001. - № 3 (8). - Р. 211-222.

45. Weinstein S. Building Loyalty // Progressive Grocer. - 1999. - № 6 (78). - C. 89-92.

46. Wright C., Sparks L. Loyalty saturation in retailing: exploring the end of retail loyalty cards? // International Journal of Retail & Distribution Management. - 1999. - 27. - Р. 429-440.

47. Yi Y., Jeon H. Effects of loyalty on value perception and brand loyalty. // Academy of marketing science. - 2003. - № 3 (31). - C. 229-240.

48. Zhang J. Z., Krishna A., Dhar S. K. The Optimal Choice of Promotional Vehicles: Front-Loaded or Rear-Loaded Incentives? // Management Science. - 2000. - № 3 (46). - Р. 348-362.


Рецензия

Для цитирования:


Березка С.М. Программы лояльности: зарубежный и российский опыт. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2016;(5):113-131. https://doi.org/10.38050/01300105201657

For citation:


Berezka S.M. Loyalty Programs: Foreign and Russian Experience. Moscow University Economics Bulletin. 2016;(5):113-131. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105201657

Просмотров: 1211


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)