Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Институциональная среда предпринимательства в России

https://doi.org/10.38050/01300105201752

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, предметом которого является состояние институциональной среды предпринимательства в России. В качестве теоретической основы исследования используется модель трех компонентов институциональной среды (регулятивного, когнитивного и нормативного), предложенная У. Р. Скоттом. Целью исследования является оценка восприятия данных компонентов тремя группами российских респондентов: предпринимателями, непредпринимателями и лицами, имеющими предпринимательские намерения, включая определение ценностного профиля данных групп по методике Ш. Шварца. Результаты исследования подтверждают предположение о различиях в восприятии институциональной среды данными группами, а также позволяют утверждать о различиях ценностей индивидуального уровня в зависимости от предпринимательской активности и наличия предпринимательских намерений. В частности, для респондентов, которые были или являются предпринимателями, более выражена ценность самостоятельности и менее - ценность безопасности. Это совпадает с результатами, полученными для ряда других стран, и позволяет предположить наличие универсальной структуры ценностей у лиц, ведущих предпринимательскую деятельность.

Об авторах

И. А. Петровская
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия


В. А. Титов
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Аузан А. А. (ред.). Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория: учебник. - М.: Проспект, 2016.

2. Аузан А. А. «Эффект колеи». Проблема зависимости от траектории предшествующего развития - эволюция гипотез // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2015. - № 1.

3. Верховская О. Р., Дорохина М. В., Сергеева А. В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013 г.». - СПб: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2014.

4. Виханский О. Концептуальное изменение бизнес-образования // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 10.

5. Герасименко В. В. Переосмысление управленческого образования: поиск междисциплинарных подходов // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2014. - № 2.

6. Доклад о состоянии делового климата в России // Российский союз промышленников и предпринимателей [сайт]. 2009-2015. URL: http://media. rspp.ru/document/1/4/9/49a7e7582a6770fb770f8ea535b63a6c.pdf (дата обращения: 06.07.2016).

7. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004.

8. Киселева Е. С., Плеханов Д. А. Влияние жизненных ценностей на карьерные планы студенческой молодежи // Вестник Московского университета. Серия 24. Менеджмент. - 2013. - № 1-2.

9. Магун В. С., Руднев М. Г. Базовые ценности россиян и других европейцев (по материалам опросов 2008 года) // Вопросы экономики. - 2010. - Т. 12.

10. Предпринимательский климат в России: Индекс Опоры // Опора России [сайт]. 2014-2016. URL: http://www.opora.ru/projects/index (дата обращения: 12.08.2016).

11. Brockhaus R. H. Risk taking propensity of entrepreneurs // Academy of management Journal. - 1980. - Vol. 23. - No. 3.

12. Bruton G. D., Ahlstrom D., Li H. L. Institutional theory and entrepreneurship: wherearewenowandwheredoweneedtomoveinthefuture?// Entrepreneurship theory and practice. - 2010. - Vol. 34. - No. 3.

13. Busenitz L. W., Gomez C., Spencer J. W. Country institutional profiles: Unlocking entrepreneurial phenomena // Academy of Management journal. - 2000. - Vol. 43. - No. 5.

14. Doing Business 2016: Measuring Regulatory Quality and Efficiency // World Bank [website]. URL: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/ doing-business-2016 (accessed: 16.02.2016).

15. Global Entrepreneurship Monitor. Country profiles [website]. 1999-2016. URL: http://www.gemconsortium.org/country-profiles (accessed: 17.02.2016).

16. House R. J., Hanges, P. J., Javidan, M., Dorfman, P. W., Gupta, V. (Eds.). Culture, leadership, and organizations: The GLOBE study of 62 societies. - Sage publications, 2004.

17. Kostova T., Roth K. Adoption of an organizational practice by subsidiaries of multinational corporations: Institutional and relational effects // Academy of management journal. - 2002. - Vol. 45. - No. 1.

18. Licht A. N. Entrepreneurial motivations, culture, and the law // Entrepreneurship and culture. - Springer Berlin Heidelberg, 2010.

19. Linan F. Skill and value perceptions: how do they affect entrepreneurial intentions? // International Entrepreneurship and Management Journal. - 2008. - Vol. 4. - No. 3.

20. Manolova T. S., Eunni R. V., Gyoshev B. S. Institutional environments for entrepreneurship: Evidence from emerging economies in Eastern Europe // Entrepreneurship Theory and Practice. - 2008. - Vol. 32. - No. 1.

21. Noseleit F. The entrepreneurial culture: guiding principles of the self-employed // Entrepreneurship and culture / Ed. by Freytag A., Thurik A. R. - Springer, 2010.

22. Petrovskaya I., Zaverskiy S., Kiseleva E. Putting assumptions into words: money and work beliefs and legitimacy of entrepreneurship in Russia // European Journal of International Management. - 2016. - Vol. 10. - No. 2.

23. Schwartz S. H. An overview of the Schwartz theory of basic values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. - Vol. 2. - № 1. URL: http:// dx.doi.org/10.9707/2307-0919.1116 (accessed: 19.04.2016).

24. Scott W. R. Institutional carriers: reviewing modes of transporting ideas over time and space and considering their consequences // Industrial and corporate change. - 2003. - Vol. 12. - No. 4.

25. Shirokova G. V., Tsukanova T. V., Bogatyryova K. A. National Report Russia // Global University Entrepreneurial Spirit Students’ Survey. 2014. URL: http:// www.guesssurvey.org/PDF/2013/GUESSS_2013_Russia_e.pdf (accessed: 11.08.2016).

26. Thomas A. S., Mueller S. L. A case for comparative entrepreneurship: Assessing the relevance of culture // Journal of International Business Studies. - 2000. - Vol. 31. - No. 2.


Рецензия

Для цитирования:


Петровская И.А., Титов В.А. Институциональная среда предпринимательства в России. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2017;(5):21-39. https://doi.org/10.38050/01300105201752

For citation:


Petrovskaya I.V., Titov V.A. Institutional Environment for Entrepreneurship in Russia. Moscow University Economics Bulletin. 2017;(5):21-39. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105201752

Просмотров: 313


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)