Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Роль социального капитала и институционального доверия в отношении населения к инновациям

https://doi.org/10.38050/01300105201841

Аннотация

В статье рассматривается влияние социального капитала и институционального доверия на отношение к инновациям. На выборке из 6077 респондентов, репрезентирующей 10 регионов России, было обнаружено, что социальный капитал и институциональное доверие положительно влияют на отношение к технологиям в целом. Анализ же конкретной технологии (автоматизированных судейских систем) показал, что связь также может быть обратной: чем ниже социальный капитал, тем более позитивно респонденты относятся к внедрению новой технологии. Данные результаты могут свидетельствовать о том, что в условиях плохой институциональной среды, а также в сферах, требующих высокого межличностного и институционального доверия, технологии, позволяющие перейти к деперсонализированным отношениям, могут быть востребованы населением, несмотря на негативное отношение к технологиям в целом. Полученные выводы позволяют по-новому взглянуть на перспективы внедрения прорывных технологий в зависимости от социокультурной и институциональной среды и вносят вклад в развитие исследований о влиянии социокультурных факторов на экономику.

Об авторах

А. И. Бахтигараева
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия


В. А. Брызгалин
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Аузан А. А., Никишина Е. Н. Долгосрочная экономическая динамика: роль неформальных институтов // Журнал экономической теории. - 2013. - № 4. - С. 48-57.

2. Богомолова Е. В., Галицкая Е. Г., Кот Ю. А., Петренко Е. С. Повседневность россиян: гражданские и потребительские практики // Мир России. Социология. Этнология. - 2017. - № 1. - С. 180-197.

3. «Евробарометр в России»: официальный сайт. URL: http://www.ranepa.ru/ nauka-i-konsalting/strategii-i-doklady/evrobarometr/evrobarometr (дата обращения: 13.08.2017).

4. Лебедева Н. М., Бушина Е. В., Черкасова Л. Л. Ценности, социальный капитал и отношение к инновациям // Общественные науки и современность. - 2013. - № 4. - С. 28-41.

5. Натхов Т. В. Социальный капитал и образование // Вопросы образования. - 2012. - № 2. - С. 62-67.

6. Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение». Состояние бытовой коррупции в Российской Федерации. - М., 2011 // Фонд Общественное Мнение: официальный сайт. URL: http://fom.ru/uploads/files/ doklad.pdf (дата обращения: 02.11.2017).

7. Полищук Л., Меняшев Р. Экономическое значение социального капитала // Вопросы экономики. - 2011. - № 12. - С. 46-65.

8. Akçomak I. S., Ter Weel B. Social capital, innovation and growth: Evidence from Europe // European Economic Review. - 2009. - Vol. 53. - No. 5. - P. 544-567.

9. Bélanger F., Carter L. Trust and risk in e-government adoption // The Journal of Strategic Information Systems. - 2008. - Vol. 17. - No. 2. - P. 165-176.

10. Bénabou R., Ticchi D., Vindigni A. Religion and innovation // The American Economic Review. - 2015. - Vol. 105. - No. 5. - P. 346-351.

11. Beugelsdijk S., Van Schaik T. Social capital and growth in European regions: an empirical test // European Journal of Political Economy. - 2005. - Vol. 21. - No. 2. - P. 301-324.

12. Borisova E., Govorun A., Ivanov D. Social capital and support for the welfare state in Russia // Post-Soviet Affairs. - 2017. - Vol. 33. - No. 5. - P. 411-429.

13. European Commission. Attitudes towards the impact of digitisation and automation on daily life // European Commission: официальный сайт. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/attitudes-towards-impactdigitisation-and-automation-daily-life (last accessed data: 15.10.2017).

14. Coleman J., Katz E., Menzel H. The diffusion of an innovation among physicians // Sociometry. - 1957. - Vol. 20. - No. 4. - P. 253-270.

15. Dakhli M., De Clercq D. Human capital, social capital, and innovation: a multicountry study // Entrepreneurship & regional development. - 2004. - Vol. 16. - No. 2. - P. 107-128.

16. Durlauf N., Fafchamps. M. Social Capital // In Handbook of Economic Growth. - 2005. - Vol. 1. - Part 2. - P. 1639-1699.

17. Freeman C. The economics of technical change // Cambridge journal of economics. - 1994. - Vol. 18. - No. 5. - P. 463-514.

18. Ganesh J., Kumar V. Capturing the cross-national learning effect: An analysis of an industrial technology diffusion // Journal of the Academy of Marketing Science. - 1996. - Vol. 24. - No. 4. - P. 328-337.

19. Halpern D. Social Capital. - Cambridge: Polity, 2005.

20. Hauser C., Tappeiner G., Walde J. The learning region: the impact of social capital and weak ties on innovation // Regional studies. - 2007. - Vol. 41. - No. 1. - P. 75-88.

21. Kaasa A. Effects of different dimensions of social capital on innovative activity: Evidence from Europe at the regional level // Technovation. - 2009. - Vol. 29. - No. 3. - P. 218-233.

22. Knack S., Keefer P. Does social capital have an economic payoff? A cross-country investigation // The Quarterly journal of economics. - 1997. - Vol. 112. - No. 4. - P. 1251-1288.

23. Landry R., Amara N., Lamari M. Does social capital determine innovation? To what extent? // Technological forecasting and social change. - 2002. - Vol. 69. - No. 7. - P. 681-701.

24. Maskell P. Social capital, innovation, and competitiveness // Social capital. - Oxford University Press, 2000. - P. 111-123.

25. Nelson Richard R., Winter Sidney G. An evolutionary theory of economic change. - Harvard Business School Press, Cambridge, 1982.

26. Norton J. A., Bass F. M. A diffusion theory model of adoption and substitution for successive generations of high-technology products // Management science. - 1987. - Vol. 33. - No. 9. - P. 1069-1086.

27. Putnam R. D. Bowling alone: America's declining social capital // Journal of democracy. - 1995. - Vol. 6. - No. 1. - P. 65-78.

28. Rothwell R., Wissema H. Technology, culture and public policy // Technovation. - 1986. - Vol. 4. - No. 2. - P. 91-115.

29. Rutten R., Gelissen J. Social values and the economic development of regions // European Planning Studies. - 2010. - Vol. 18. - No. 6. - P. 921-939.

30. WVS 2010-2012 Wave, revised master, June 2012 // World Values Survey: официальный сайт. URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV6. jsp (last accessed data: 25.08.2017).


Рецензия

Для цитирования:


Бахтигараева А.И., Брызгалин В.А. Роль социального капитала и институционального доверия в отношении населения к инновациям. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2018;(4):3-24. https://doi.org/10.38050/01300105201841

For citation:


Bakhtigaraeva A.I., Bryzgalin V.A. The Impact of Social Capital and Institutional Trust on Attitudes Towards Innovation. Moscow University Economics Bulletin. 2018;(4):3-24. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105201841

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)