Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИННОВАЦИЙ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

https://doi.org/10.38050/01300105201911

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием теории инноваций в России и за рубежом, а особо - с отражением ее основных положений в отечественной научной и учебной литературе. Выявлено, что при понимании необходимости инновационного пути развития отечественной экономики сколь-либо стройная и конвенциональная теория инноваций практически отсутствует. Дана критика теоретических положений ряда российских авторов по поводу классификации и сущности инноваций, соответствующей терминологической парадигмы, а также механизмов диффузии инноваций. Проведено сравнение нашего подхода к механизмам диффузии инноваций с подходами зарубежных ученых, и сделано соответствующие обобщение. Приведены результаты семантико-статистического анализа термина «инновация», что позволяет выявить экономическую сущность инновации. Последняя понимается как преходящий источник добавочной или избыточной ценности и - с учетом понимания инновации как коммерциализированного изобретения - добавочной или избыточной стоимости. Показано, что основная ценность инновации на рынке состоит в предоставлении врéменного глобального конкурентного преимущества за счет извлечения «инновационной сверхприбыли». Источник этой сверхприбыли - интеллектуальная рента, появляющаяся за счет врéменной монополии на полезное знание. Обоснованы замечания по поводу упорядочивания соотношения между следующими корневыми понятиями теории инноваций: изобретение, коммерциализация, инновация; диффузия, трансфер и спилловер инноваций. Подтверждено, что критерием разделения механизма диффузии инноваций на трансфер и спилловер является рыночная возмездность получения полезного знания. Сделана попытка визуализации парадигмы инновационной деятельности. Отмечено, что существенными препятствиями к развитию теории инноваций в России являются недостаточная подготовленность многих исследователей в области понимания контекстуальных значений иноязычных терминов и ряда положений политической экономии. Сделаны предложения по совершенствованию теории инноваций в России.

Об авторах

В. И. Черенков
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия


В. П. Марьяненко
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия


Н. И. Черенкова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия


Список литературы

1. Алаев Э. Социально-экономическая география. - М.: Мысль, 1983.

2. Багиев Г. Л., Черенков В. И., Черенкова H. И. Маркетинг для реализации концепции устойчивого развития: сущность и терминологическая парадигма // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2018. - № 4(112). - С. 139-152.

3. Баканова С. А. Механизмы диффузии инноваций: особенности и методы моделирования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2013. - № 6-1(185). - С. 144-149.

4. Быкова О., Суслова С. Логистический трансферт технологий как метод диффузии инноваций // Логистика. - 2011. - № 8. - С. 23-25.

5. Ващенко В. П. Еще раз о сути инноваций // Наука. Инновации. Образование. Альманах. - Вып. 10. - 2011. - С. 138-157.

6. Глушак O. В. Нет недостатка в терминах… методологические аспекты исследования инновации // Креативная экономика. - 2011. - № 6. - С. 44-48.

7. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. - 132с.

8. Гольдштейн Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: монография. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. - 244 с.

9. Дулепин Ю. А., Казакова Н. В. Некоторые аспекты терминологического ана- лиза инновационной деятельности и процессов трансфера инноваций // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 4 (32). - С. 48-52.

10. Жбанов П. А. Социально-экономическая онтология инноваций и инновационной деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2013. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskaya- ontologiya-innovatsiy-i-innovatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.09.2018).

11. Казакова Н. В., Тюрина В. Ю., Спицина О. Н. Особенности регионального трансфера технологий. URL: ukros.ru/wp-content/uploads/2012/08/казакова_тюрина.doc (дата обращения: 12.08.2018).

12. Калюжный В. В. Современные трактовки понятия «инновация» и его уточнение с использованием усовершенствованного метода системных триад дефиниций // Управління проектами та розвиток виробництва: зб. наук. пр. - Луганськ: Вид-во СНУ ім. В. Даля. - 2003. - № 1(6). - C. 86-99.

13. Клещев А. С., Артемьева И. Л. Математические модели предметных областей. Часть 1. Существующие подходы к определению понятия «онтология» // Научно-техническая информация, серия 2 «Информационные процессы и системы». - 2001. - № 2. - С. 20-27.

14. Кулагин А. С. Немного о термине «инновация» // Инновации. - 2004. - № 7. - С. 56-59.

15. Купцова А. К., Стерлигова А. Н. Современные вопросы развития терминологии логистики // Логистика и управление цепями поставок. - М., 2004. - № 2. - С. 113-121.

16. Лейчик В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура. Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 264 с.

17. Лукманова Р. Р. Семантическая адекватность оригинального и переводного текстов: к постановке проблемы // Вестник Башкирского государственного университета. - 2010. - Т. 15. - № 1. - С. 105-109.

18. Макаров Д. В. Историко-философские аспекты возникновения инноваций // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». - 2015. - № 1 (25). - С. 25-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-filosofskie-aspekty- vozniknoveniya-innovatsiy (дата обращения: 12.09.2018).

19. Марьяненко В. П. О проблеме «системности» национальной инновационной системы России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 12(64). - С. 114-126.

20. Медовников Д., Оганесян Т. Неявное знание строителей пирамиды // Эксперт- ON-LINE. - 2012. - № 12 (795). URL: http://expert.ru/expert/2012/12/ neyavnoe-znanie-stroitelej-piramidyi/ (дата обращения: 12.09.2018).

21. Орлов И. Ю., Саркин Л. А. Формирование траектории регионального развития с учетом закономерностей диффузии инноваций // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2017. - № 4 (27). - С. 54-68.

22. Песиголовець Л. Л. Компонентный анализ терминов предметной области «Управления проектами» с применением метода системных триад дефиниций // Управління проектами та розвиток виробництва: Зб. наук. пр. - Луганськ: Вид-во СНУ ім. В. Даля, 2006. - № 1(17). - С. 55-61.

23. Печкуров И. В. Культурно-исторический контекст практик демонстративного потребления в повседневном социокультурном пространстве // Гуманитарий Юга России. - 2017. - Т. 6. - № 6. - С. 251-258.

24. Полякова А. Анализ и контекстуальный перевод многозначных юридических терминов // Право и управление. XXI век. - 2011. - № 2 (19). - С. 74-76. URL: http://pravo.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/013_polyakovaan.pdf (дата обращения: 12.06.2018).

25. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. - М.: Наука, 1989. - 271 с.

26. Рач В. А. Принципы системного подхода в проектном менеджменте // Управління проектами та розвиток виробництва. Зб. наук. пр. Під ред. В. А. Рач. - Луганськ: СНУ ім. В. І. Даля. - 2000. - № 1(1). - С. 7-9.

27. Романенко Е. В. Диффузия инноваций, их трансфер и коммерциализация в условиях российских регионов // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). - 2016. - № 4. - С. 63-67.

28. Савченко В. Ф., Гривко С. Д. Исследование теоретических основ инновационного развития экономики // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2014. - № 5 (86). - С. 175-180.

29. Степаненко Д. М. Парадигматический подход Т. Куна как методологическая основа исследования инновационного развития // Экономические науки. - 2009. - № 10(59). - С. 79-82.

30. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Официальный сайт Минэкономразвития России, 2015. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04 (дата обращения: 10.08.2018).

31. Суперанская А. В., Подольска Н. В., Васильева Н. В. Общая терминология: вопросы теории. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 248 с.

32. Уколов В. Ф., Кострюков В. А. Онтология инновационного менеджмента // Вестник университета. - 2016. - № 1. - С. 212-214.

33. Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

34. Черенков В. И. Маркетинговый подход к категоризации каналов глобальной диффузии инноваций // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 2(42). - С. 211-215.

35. Черенков В. И. Основы международной логистики. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. - 488 с.

36. Черенков В. И. Толстобров М. Г. Модель глобального трансфера инноваций как инструмент интернационализации российского малого высокотехноло- гичного бизнеса // Вестник СПбГУ. Сер. 8. Менеджмент. - 2007.

37. Черенков В. И., Черенкова Н. И., Марьяненко В. П. Семасиологический под- ход к выявлению сущности понятия «инновация» в экономической науке // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 1 (33). - С. 45-50.

38. Черенкова Н. И., Черенков В. И. Лингвистически-коммуникативная проблема глобализации бизнеса // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. - 2006. - № 3. - С. 109-124.

39. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. -401 с.

40. Anand M., Kedia Sh. Innovation Policy and Sustainable Develop- ment // Brief for GSDR 2015. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/ content/documents/6559119-Anand_Innovation%20Policy%20and%20Sustain- able%20Development.pdf (дата обращения: 01.08.2018).

41. Babich B. From Fleck’s Denkstil to Kuhn’s paradigm: conceptual schemes and incommensurability // International Studies in the Philosophy of Science. - 2003. - Vol. 17. - No. 1. - P. 75-92.

42. Bradley F. International Marketing Strategy. Prentice Hall, New York, etc., 1991.

43. Chen J., Yin X., Mei L. Holistic Innovation: An Emerging Innovation Paradigm // International Journal of Innovation Studies. - 2018. - Vol. 2. - Iss. 1. - P. 1-13.

44. Chesbrough H. Open Innovation: A New Paradigm for Understanding Industrial Innovation, 2005. URL: https:// URL: http://www.emotools.com/media/upload/ files/Openinnovationparadigm.pdf (дата обращения: 05.06.2018).

45. Elkington J. Enter the triple bottom line // A. Henriques & J. Richardson (Eds.), The triple bottom line: Does it all add up? - London, England: Earthscan, 2004. - P. 1-16.

46. Freeman Ch. Schumpeter’s Business Cycles and Techno-Economic Paradigms, in Techno-economic paradigms: essays in honor of Carlota Perez / ed. by W. Drechsler, R. Kattel and E. S. Reinert. - London: Anthem Press, 2009.

47. Freeman Ch., Soete L. The Economics of Industrial Innovation. - Routledge, 1977.

48. Godin B. Innovation: the History of a Category // Working Paper No. 1, Project on the Intellectual History of Innovation. - Montreal: INRS, 2008.

49. Karlsson Ch. Innovation Adoption and the Product Life Cycle // UmeåEconomic Studies. - 1988. - No. 185. - 232 pages.

50. Kotsemir M., Abroskin A. Innovation Concepts and Typology - An Evolutionary Discussion // Working Papers, Series: Science, Technology and Innovation, WP BRP 05/STI/2013, National Research University Higher School of Economics, Institute for Statistical Studies and Economics of Knowledge. - Moscow, 2013.

51. Kuhn T. S. The Structure of Scientific Revolutions // International Encyclopedia of Unified Science. The University of Chicago Press, Ltd., London. - 1962, 1970. - Vol. II. - No. 2.

52. Ontology for Innovation, Version 1.0.0 (2012). URL: http://www.oecd.org/ science/inno/2367614.pdf (дата обращения: 01.06.2018).

53. Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. (2005) 3rd ed. Paris: OECD. URL: http://www.oecd.org/science/inno/2367614.pdf (дата обращения: 01.06.2018).

54. Podmetina D., Väätänen J., Torkkeli M. T., Smirnova M. M. Open innovation in Russian firms: an empirical investigation of technology commercialization and acquisition // International Journal of Business Innovation and Research. - 2011. - Vol. 5. - No. 3. - P. 298-317.

55. Reboud S., Mazzarol T. W. Risk Assessment in SMEs, a Proposed Tool, Cahiers du CEREN. 2003. 4: 31-40.

56. Rogers E. M. Diffusion of innovations. - New York: Free Press; London: Collier Macmillan, 1983.

57. Sassatelli R. Consumer Culture History, Theory and Politic. Sage Publications Ltd. - Los Angeles, etc., 2007.

58. Schumpeter J. A. Business Cycles: A Theoretical, Historical, and Statistical Analysis of the Capitalist Process. - New York and London, McGraw - Hill Book Company Inc. Abridged, with an introduction, by Rendigs Fels. Édition numérique réalisée le 14 juillet 2007 à Chicoutimi. 1939. URL: http://classiques.uqac.ca/classiques/ Schumpeter_joseph/business_cycles/schumpeter_business_cycles.pdf (дата обра- щения: 01.08.2018).

59. Schumpeter J. A. Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung: Eine Untersuchung uber Unternehmergewinn, Kapital, Kredit, Zins und den Konjunkturzyklus. - Duncker & Humblot, Munich and Leipzig, 1926.

60. Schumpeter J. A. The Theory of Economic Development: An Inquiry to Profits, Capital, Credit, Interest, and The Business Cycle, Harvard University Press, translated from the German. 1949. URL: https://ia801601.us.archive.org/0/items/ in.ernet.dli.2015.187354/2015.187354.The-Theory-Of-Economic-Development. pdf (дата обращения: 01.08.2018).

61. Vanner R., Bicket M. The Use of Paradigms in DYNAMIX. 2013. URL: https:// dynamix-project.eu/sites/default/files/D1.1_list_Paradigms_public.pdf (дата обращения: 05.08.2018).


Рецензия

Для цитирования:


Черенков В.И., Марьяненко В.П., Черенкова Н.И. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИННОВАЦИЙ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019;(1):3-29. https://doi.org/10.38050/01300105201911

For citation:


Cherenkov V.I., Marianenko V.P., Cherenkova N.I. SOME ISSUES OF DEVELOPING THE THEORY OF INNOVATION. Moscow University Economics Bulletin. 2019;(1):3-29. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105201911

Просмотров: 621


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)