Preview

Moscow University Economics Bulletin

Advanced search

SOME ISSUES OF DEVELOPING THE THEORY OF INNOVATION

https://doi.org/10.38050/01300105201911

Abstract

The paper considers some issues connected with developing the innovation theory in Russia and abroad drawing on Russian scientific literature and textbooks. It is revealed that while understanding the need for an innovative way for the development of national economy, Russia lacks a harmonious and conventional innovation theory. The paper presents a critique of theoretical positions of a number of Russian authors concerning classification and essence of innovation, the corresponding terminological paradigm alongside the main mechanisms of innovations diffusion. We provide a comparison and corresponding generalization of our approach to diffusion mechanisms with those of foreign scientists. We note that the insufficient preparedness of many researchers in contextual understanding of both foreign terms and some notions of political economy poses significant obstacles to the development of innovation theory in Russia. We finally offer some recommendations to improve the innovation theory in Russia.

About the Authors

V. I. Cherenkov
Санкт-Петербургский государственный университет
Russian Federation


V. P. Marianenko
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Russian Federation


N. I. Cherenkova
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Russian Federation


References

1. Алаев Э. Социально-экономическая география. - М.: Мысль, 1983.

2. Багиев Г. Л., Черенков В. И., Черенкова H. И. Маркетинг для реализации концепции устойчивого развития: сущность и терминологическая парадигма // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2018. - № 4(112). - С. 139-152.

3. Баканова С. А. Механизмы диффузии инноваций: особенности и методы моделирования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2013. - № 6-1(185). - С. 144-149.

4. Быкова О., Суслова С. Логистический трансферт технологий как метод диффузии инноваций // Логистика. - 2011. - № 8. - С. 23-25.

5. Ващенко В. П. Еще раз о сути инноваций // Наука. Инновации. Образование. Альманах. - Вып. 10. - 2011. - С. 138-157.

6. Глушак O. В. Нет недостатка в терминах… методологические аспекты исследования инновации // Креативная экономика. - 2011. - № 6. - С. 44-48.

7. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. - 132с.

8. Гольдштейн Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР: монография. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. - 244 с.

9. Дулепин Ю. А., Казакова Н. В. Некоторые аспекты терминологического ана- лиза инновационной деятельности и процессов трансфера инноваций // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 4 (32). - С. 48-52.

10. Жбанов П. А. Социально-экономическая онтология инноваций и инновационной деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2013. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskaya- ontologiya-innovatsiy-i-innovatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 12.09.2018).

11. Казакова Н. В., Тюрина В. Ю., Спицина О. Н. Особенности регионального трансфера технологий. URL: ukros.ru/wp-content/uploads/2012/08/казакова_тюрина.doc (дата обращения: 12.08.2018).

12. Калюжный В. В. Современные трактовки понятия «инновация» и его уточнение с использованием усовершенствованного метода системных триад дефиниций // Управління проектами та розвиток виробництва: зб. наук. пр. - Луганськ: Вид-во СНУ ім. В. Даля. - 2003. - № 1(6). - C. 86-99.

13. Клещев А. С., Артемьева И. Л. Математические модели предметных областей. Часть 1. Существующие подходы к определению понятия «онтология» // Научно-техническая информация, серия 2 «Информационные процессы и системы». - 2001. - № 2. - С. 20-27.

14. Кулагин А. С. Немного о термине «инновация» // Инновации. - 2004. - № 7. - С. 56-59.

15. Купцова А. К., Стерлигова А. Н. Современные вопросы развития терминологии логистики // Логистика и управление цепями поставок. - М., 2004. - № 2. - С. 113-121.

16. Лейчик В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура. Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 264 с.

17. Лукманова Р. Р. Семантическая адекватность оригинального и переводного текстов: к постановке проблемы // Вестник Башкирского государственного университета. - 2010. - Т. 15. - № 1. - С. 105-109.

18. Макаров Д. В. Историко-философские аспекты возникновения инноваций // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». - 2015. - № 1 (25). - С. 25-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-filosofskie-aspekty- vozniknoveniya-innovatsiy (дата обращения: 12.09.2018).

19. Марьяненко В. П. О проблеме «системности» национальной инновационной системы России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 12(64). - С. 114-126.

20. Медовников Д., Оганесян Т. Неявное знание строителей пирамиды // Эксперт- ON-LINE. - 2012. - № 12 (795). URL: http://expert.ru/expert/2012/12/ neyavnoe-znanie-stroitelej-piramidyi/ (дата обращения: 12.09.2018).

21. Орлов И. Ю., Саркин Л. А. Формирование траектории регионального развития с учетом закономерностей диффузии инноваций // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2017. - № 4 (27). - С. 54-68.

22. Песиголовець Л. Л. Компонентный анализ терминов предметной области «Управления проектами» с применением метода системных триад дефиниций // Управління проектами та розвиток виробництва: Зб. наук. пр. - Луганськ: Вид-во СНУ ім. В. Даля, 2006. - № 1(17). - С. 55-61.

23. Печкуров И. В. Культурно-исторический контекст практик демонстративного потребления в повседневном социокультурном пространстве // Гуманитарий Юга России. - 2017. - Т. 6. - № 6. - С. 251-258.

24. Полякова А. Анализ и контекстуальный перевод многозначных юридических терминов // Право и управление. XXI век. - 2011. - № 2 (19). - С. 74-76. URL: http://pravo.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/013_polyakovaan.pdf (дата обращения: 12.06.2018).

25. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. - М.: Наука, 1989. - 271 с.

26. Рач В. А. Принципы системного подхода в проектном менеджменте // Управління проектами та розвиток виробництва. Зб. наук. пр. Під ред. В. А. Рач. - Луганськ: СНУ ім. В. І. Даля. - 2000. - № 1(1). - С. 7-9.

27. Романенко Е. В. Диффузия инноваций, их трансфер и коммерциализация в условиях российских регионов // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). - 2016. - № 4. - С. 63-67.

28. Савченко В. Ф., Гривко С. Д. Исследование теоретических основ инновационного развития экономики // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2014. - № 5 (86). - С. 175-180.

29. Степаненко Д. М. Парадигматический подход Т. Куна как методологическая основа исследования инновационного развития // Экономические науки. - 2009. - № 10(59). - С. 79-82.

30. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Официальный сайт Минэкономразвития России, 2015. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04 (дата обращения: 10.08.2018).

31. Суперанская А. В., Подольска Н. В., Васильева Н. В. Общая терминология: вопросы теории. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 248 с.

32. Уколов В. Ф., Кострюков В. А. Онтология инновационного менеджмента // Вестник университета. - 2016. - № 1. - С. 212-214.

33. Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

34. Черенков В. И. Маркетинговый подход к категоризации каналов глобальной диффузии инноваций // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 2(42). - С. 211-215.

35. Черенков В. И. Основы международной логистики. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. - 488 с.

36. Черенков В. И. Толстобров М. Г. Модель глобального трансфера инноваций как инструмент интернационализации российского малого высокотехноло- гичного бизнеса // Вестник СПбГУ. Сер. 8. Менеджмент. - 2007.

37. Черенков В. И., Черенкова Н. И., Марьяненко В. П. Семасиологический под- ход к выявлению сущности понятия «инновация» в экономической науке // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 1 (33). - С. 45-50.

38. Черенкова Н. И., Черенков В. И. Лингвистически-коммуникативная проблема глобализации бизнеса // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. - 2006. - № 3. - С. 109-124.

39. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. -401 с.

40. Anand M., Kedia Sh. Innovation Policy and Sustainable Develop- ment // Brief for GSDR 2015. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/ content/documents/6559119-Anand_Innovation%20Policy%20and%20Sustain- able%20Development.pdf (дата обращения: 01.08.2018).

41. Babich B. From Fleck’s Denkstil to Kuhn’s paradigm: conceptual schemes and incommensurability // International Studies in the Philosophy of Science. - 2003. - Vol. 17. - No. 1. - P. 75-92.

42. Bradley F. International Marketing Strategy. Prentice Hall, New York, etc., 1991.

43. Chen J., Yin X., Mei L. Holistic Innovation: An Emerging Innovation Paradigm // International Journal of Innovation Studies. - 2018. - Vol. 2. - Iss. 1. - P. 1-13.

44. Chesbrough H. Open Innovation: A New Paradigm for Understanding Industrial Innovation, 2005. URL: https:// URL: http://www.emotools.com/media/upload/ files/Openinnovationparadigm.pdf (дата обращения: 05.06.2018).

45. Elkington J. Enter the triple bottom line // A. Henriques & J. Richardson (Eds.), The triple bottom line: Does it all add up? - London, England: Earthscan, 2004. - P. 1-16.

46. Freeman Ch. Schumpeter’s Business Cycles and Techno-Economic Paradigms, in Techno-economic paradigms: essays in honor of Carlota Perez / ed. by W. Drechsler, R. Kattel and E. S. Reinert. - London: Anthem Press, 2009.

47. Freeman Ch., Soete L. The Economics of Industrial Innovation. - Routledge, 1977.

48. Godin B. Innovation: the History of a Category // Working Paper No. 1, Project on the Intellectual History of Innovation. - Montreal: INRS, 2008.

49. Karlsson Ch. Innovation Adoption and the Product Life Cycle // UmeåEconomic Studies. - 1988. - No. 185. - 232 pages.

50. Kotsemir M., Abroskin A. Innovation Concepts and Typology - An Evolutionary Discussion // Working Papers, Series: Science, Technology and Innovation, WP BRP 05/STI/2013, National Research University Higher School of Economics, Institute for Statistical Studies and Economics of Knowledge. - Moscow, 2013.

51. Kuhn T. S. The Structure of Scientific Revolutions // International Encyclopedia of Unified Science. The University of Chicago Press, Ltd., London. - 1962, 1970. - Vol. II. - No. 2.

52. Ontology for Innovation, Version 1.0.0 (2012). URL: http://www.oecd.org/ science/inno/2367614.pdf (дата обращения: 01.06.2018).

53. Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. (2005) 3rd ed. Paris: OECD. URL: http://www.oecd.org/science/inno/2367614.pdf (дата обращения: 01.06.2018).

54. Podmetina D., Väätänen J., Torkkeli M. T., Smirnova M. M. Open innovation in Russian firms: an empirical investigation of technology commercialization and acquisition // International Journal of Business Innovation and Research. - 2011. - Vol. 5. - No. 3. - P. 298-317.

55. Reboud S., Mazzarol T. W. Risk Assessment in SMEs, a Proposed Tool, Cahiers du CEREN. 2003. 4: 31-40.

56. Rogers E. M. Diffusion of innovations. - New York: Free Press; London: Collier Macmillan, 1983.

57. Sassatelli R. Consumer Culture History, Theory and Politic. Sage Publications Ltd. - Los Angeles, etc., 2007.

58. Schumpeter J. A. Business Cycles: A Theoretical, Historical, and Statistical Analysis of the Capitalist Process. - New York and London, McGraw - Hill Book Company Inc. Abridged, with an introduction, by Rendigs Fels. Édition numérique réalisée le 14 juillet 2007 à Chicoutimi. 1939. URL: http://classiques.uqac.ca/classiques/ Schumpeter_joseph/business_cycles/schumpeter_business_cycles.pdf (дата обра- щения: 01.08.2018).

59. Schumpeter J. A. Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung: Eine Untersuchung uber Unternehmergewinn, Kapital, Kredit, Zins und den Konjunkturzyklus. - Duncker & Humblot, Munich and Leipzig, 1926.

60. Schumpeter J. A. The Theory of Economic Development: An Inquiry to Profits, Capital, Credit, Interest, and The Business Cycle, Harvard University Press, translated from the German. 1949. URL: https://ia801601.us.archive.org/0/items/ in.ernet.dli.2015.187354/2015.187354.The-Theory-Of-Economic-Development. pdf (дата обращения: 01.08.2018).

61. Vanner R., Bicket M. The Use of Paradigms in DYNAMIX. 2013. URL: https:// dynamix-project.eu/sites/default/files/D1.1_list_Paradigms_public.pdf (дата обращения: 05.08.2018).


Review

For citations:


Cherenkov V.I., Marianenko V.P., Cherenkova N.I. SOME ISSUES OF DEVELOPING THE THEORY OF INNOVATION. Moscow University Economics Bulletin. 2019;(1):3-29. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105201911

Views: 643


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)