Направления формирования цифровых компетенций персонала крупных компаний
https://doi.org/10.38050/0130010520216.8
Аннотация
Статья посвящена исследованию направлений формирования цифровых компетенций персонала крупных компаний в условиях цифровизации экономики. Цифровые технологии влияют на трудовые процессы и рынки труда, повышают требования к интеллектуальным, креативным подходам при решении ситуационных производственных проблем. Цель исследования состоит в разработке перечня цифровых компетенций, необходимых для специалистов крупных компаний, выполняющих различные управленческие и производственные функции, характеризующиеся многозадачностью в цифровой среде. Особенностью трансформации подходов к управлению кадрами в условиях научно-технического прогресса является новая роль личности, расширение ее возможностей, формирование новых условий и технологий выполнения трудовых функций, гибкость и компромисс во взаимодействии с работодателем. Методологическую основу исследования составили научно-теоретические концепции управления персоналом в условиях цифровизации, разработанные отечественными и зарубежными учеными и научными коллективами. Эмпирическая составляющая базируется на анализе отраслевых и производственных особенностей функционирования крупного бизнеса России в различных видах экономической деятельности. Анализ научно-теоретических концепций управления кадровым потенциалом в цифровой среде позволил определить тенденции развития рынка профессий, возрастания роли компетентностного подхода к повышению качества человеческих ресурсов, значимостью цифровых компетенций. Примеры из практики крупных компаний показали, что приоритетом является индивидуализация обучения, адаптация получаемых навыков работы в цифровой среде к стратегическим и тактическим потребностям бизнеса. Эффективной моделью взаимодействия сотрудника и компании является гибкость учета взаимных требований и возможностей, работа на результат, постоянный процесс развития и обмен новыми знаниями, навыками и предложениями по улучшению трудовых функций. Сформирован перечень цифровых компетенций, необходимый специалистам крупных компаний, выполняющим различные производственные и управленческие функции в новых условиях цифровой среды. Предлагаемые цифровые компетенции могут стать основой нормативно-правовых актов и цифровых регламентов, регулирующих трудовые отношения с сотрудниками управления и специалистами узких профессиональных областей.
Об авторе
М. С. ОборинРоссия
Оборин Матвей Сергеевич — доктор экономических наук, профессор, Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова»
Пермь
Список литературы
1. Апханова, Е. Ю. (2020). Управление персоналом в условиях цифровой экономики. The Scientific Heritage, 43, 59–68.
2. Архипова, Н. И., & Седова, О. Л. (2018). Применение digital-инструментов в подборе и отборе персонала в организации. Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право», 11, 25–39.
3. Базаров, Т. Ю., & Вашурина, Е. Д. (2015). Антикризисные решения для поддержки персонала в зоне высокой бизнес-турбулентности. Организационная психология, Т. 5, 2, 155–159.
4. Белолипецкая, А. Е., Поповичева, Н. Е., & Варламов, Н. В. (2019). Цифровые компетенции персонала и их влияние на развитие кадрового менеджмента организаций. Среднерусский вестник общественных наук, Т. 14, 4, 56–70.
5. Бурова, О. А. (2018). Цифровая экономика России как ключевой фактор качественного роста технологий в бизнесе и образовании. Технологии текстильной промышленности, 4 (376), 25–30.
6. Ванкевич, Е. В. (2019). Новые тренды в управлении человеческими ресурсами в условиях цифровизации экономики. Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов, 4 (43), 7–12.
7. Васильчиков, А. В., Гагаринская Г. П., & Обущенко Т. Н. (2018). Модель компетенций рекрутера в эпоху технологичности и цифровой экономики. Экономика труда, 4, 95–110.
8. Волкова, И. А., & Петрова, В. С. (2019). Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании. Вестник Нижневартовского государственного университета, 1, 17–24.
9. Гётц, М. (2019). Потенциал кластеров по формированию востребованных компетенций и развитию гибкости компаний. Форсайт, 2, 72–83.
10. Гладилина, И. П., & Крылова, М. Е. (2019). Цифровые компетенции в структуре компетентностного подхода социального и профессионального становления личности. Современное педагогическое образование, 11, 13–15.
11. Жуковский, Ю. Л., & Булдыско, А. Д. (2020). Подготовка кадров горной промышленности в условиях цифровой трансформации. Современные образовательные технологии в подготовке специалистов для минерально-сырьевого комплекса. Сборник научных трудов III Всероссийской научной конференции, 1640–1648.
12. Загребельная, Н. С., & Бостоганашвили, Е. Р. (2019). Управление человеческими ресурсами в цифровой экономике. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow, 1, 59–71.
13. Исмагилова, Л. А., Галимова, М. П., & Гилева, Т. А. (2018). Инструменты организации процессов создания конкурентоспособной продукции в цифровой экономике. Вестник КГТУ им. А. Н. Туполева, 74, 3, 43–51.
14. Комлева, Н. В. (2017). Профессиональная компетентность личности в условиях Smart-общества. Открытое образование, 51, 7–33.
15. Кудрявцева, С. С. (2018). К вопросу о развитии цифровой экономики в России. Актуальные проблемы экономики и менеджмента, 2 (18), 60–64.
16. Куприяновский, В. П. (2017). Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования. International Journal of Open Information Technologies, 5, 1, 19–25.
17. Львова, Н. А. (2019). Ответственные инвестиции: теория, практика, перспективы для Российской Федерации. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент, 3, 74–88.
18. Оборин, М. С. (2019) Форсайт как инновационная технология формирования модели выпускника вуза. Инновационное развитие экономики, 5 (53), ч. 3, 221–229.
19. Оборин, М. С. (2019). Инновационные технологии как фактор повышения финансово-экономического и социального эффекта образовательных услуг. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление, Т. 5(71), 4, 71–83.
20. Петрова, В. С., & Щербик, Е. Е. (2020). Измерение уровня сформированности цифровых компетенций. Московский экономический журнал, 5, 66–78.
21. Проняева Л. И. (2016). Современные инновационные технологии в управлении персоналом / Проняева Л. И., Амелина А. В. Вестник государственного и муниципального управления, 4 (23), 89–95.
22. Рязанцева, М. В. (2019). Развитие цифровых компетенций как источник роста производительности труда. Экономика. Налоги. Право, 12 (6), 77–85.
23. Рыбкина, М. В., Кангро, М. В., & Пирогова, Е. В. (2019). Развитие рынка труда в условиях становления цифровой экономики. Вестник университета, 11, 36–47.
24. Сергеева, С. А., Абдалова, Т. Ю., & Золотухина, Ю. В. (2020). Зарубежный опыт развития цифровых компетенций в подготовке высокопрофессиональных кадров. Финансовые рынки и банки, 2, 91–94.
25. Сухомлин, В. А. (2017). Открытая система ИТ-образования как инструмент формирования цифровых навыков человека. Стратегические приоритеты, 11, 1, 70–81.
26. Сухомлин, В. А., Зубарева, Е. В., & Якушин, А. В. (2017). Методологические аспекты концепции цифровых навыков. Современные информационные технологии и ИТобразование, Т. 13, 2, 146–152.
27. Ширинкина, Е. В. (2019). Драйверы развития рынка труда в цифровой экономике. Экономика и менеджмент систем управления, Т. 29, 3, 71–79.
28. Commission on Science and Technology for Development. Twenty-fi rst session. Geneva, 14–18 May 2018 Item 3 (b) of the provisional agenda. Building digital competencies to benefi t from existing and emerging technologies, with a special focus on gender and youth dimensions.
29. Jameson A., Carthy A., McGuinness C., & McSweeney F. (2016). Emotional intelligence and graduates -employers’ perspectives. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 228, 515– 522.
30. Kerr G., L. & Kelly L. (2017). IMC education and digital disruption. European Journal of Marketing, 51(3), 406–420.
31. Klumpp, M., & Loske, D. (2021). Sustainability and resilience revisited: Impact of information technology disruptions on empirical retail logistics effi ciency. Sustainability, 13, 5650.
32. Mauri C., Gregorio A. Di, Mazzucchelli A., & Maggioni I. (2017). The employability of marketing graduates in the era of digitalisation and globalization. Mercati & Competitivita, (4), 103–124.
33. Mergel, I., Edelmann, N., & Haug, N. (2019). Defi ning digital transformation: Results from expert interviews. Gov. Inf. Q, 36, 1–16.
34. Verina, N., & Titko, J. (2019). Digital transformation: Conceptual framework. In Proceedings of the International Scientifi c Conference Contemporary Issues in Business, Management and Economics Engineering, Vilnius, Lithuania, 9–10 May, 719–727.
35. Sivarajah Ut., Kamal M. M., Irani Z.r, & Weerakkody V. (2017). Critical analysis of Big Data challenges and analytical methods. Journal of Business Research, 70, 263–886.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Оборин М.С. Направления формирования цифровых компетенций персонала крупных компаний. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(6):163-185. https://doi.org/10.38050/0130010520216.8
For citation:
Oborin M.S. Directions of formation of digital competencies of personnel of large companies. Moscow University Economics Bulletin. 2021;(6):163-185. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/0130010520216.8