ФАКТОРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ AIRBNB
https://doi.org/10.38050/01300105201923
Аннотация
В статье рассматриваются основные подходы к определению экономики совместного потребления, характеристики бизнес-модели экономики совместного потребления, а также драйверы и барьеры, с которыми сталкиваются потребители сервисов экономики совместного потребления. Объектом эмпирического исследования выступили потребители сервиса Airbnb. Для выявления факторов, определяющих поведение потребителей экономики совместного потребления, проведена серия глубинных интервью, а также количественное исследование. В результате качественно-количественного исследования выделены четыре группы факторов: экономические, социальные, личностные и экологические. Кроме того, в результате кластерного анализа были выделены пять кластеров потребителей: экономные, социально активные, сторонники новых ощущений, инициативные и домашние. Полученные результаты представляют интерес для исследователей и практиков управления в целях формирования более глубокого понимания ожиданий и особенностей поведения российских потребителей экономики совместного потребления.
Об авторах
Н. Ю. ТищенкоРоссия
Тищенко Назар Юрьевич, ассистент кафедры управления человеческими ресурсами
Москва
О. Э. Тищенко
Россия
Тищенко Ольга Эдуардовна, аспирант, преподаватель кафедры общего и стратегического менеджмента
Москва
В. А. Ребязина
Россия
Ребязина Вера Александровна, к.э.н., доцент кафедры стратегического маркетинга
Москва
Ю. А. Слободчук
Россия
Слободчук Юлия Андреевна, магистр факультета бизнеса и менеджмента
Москва
Список литературы
1. Дембинская Н. Делиться надо: как работает экономика совместного потребления [Электронный ресурc] // РИА Новости. 2017. URL: https://ria.ru/economy/20170813/1500226075.html (дата обращения: 25.10.2017).
2. Долгова М. В., Дрязгина Е. С. Экономика совместного потребления как новая бизнес-модель // Финансы, деньги, инвестиции. — 2015. — No 3. — С. 13–18.
3. Исследования Mediascope // Проект Web-Index, Отчет за октябрь 2017. URL: http://mediascope.net (дата обращения: 03.12.2018).
4. Ли И., Пастушин А. Airbnb впервые раскрыл объемы сдачи жилья в России // РБК: официальный сайт. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/08/07/2017/595f46b39a79479492a04647?from=main (дата обращения 28.11.2018).
5. Назаров Д. Вокруг света: почему миллиардеры инвестируют в онлайн-сервисы для путешественников? [Электронный ресурc] // Forbes. 2017. URL: http://www.forbes.ru/milliardery/351823-vokrug-sveta-pochemu-milliardery-investiruyut-v-onlayn-servisy-dlya (дата обращения: 10.05.2018).
6. Подгайская А. Экономика совместного потребления: Российский и зарубежный опыт // Общество и экономика. — 2017. — No 2. — С. 36–44.
7. Рожков Р., Коломыченко М. Airbnb отказалась от российской прописки // Коммерсант: официальный сайт. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3267744 (дата обращения 28.11.2018).
8. Хартманн О. Как совместное потребление меняет нашу жизнь и можно ли на этом заработать [Электронный ресурc] // Forbes. 2017. URL: http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/347961-kak-sovmestnoe-potreblenie-menyaet-nashu-zhizn-i-kak-na-etom-zarabotat (дата обращения: 12.12.2017).
9. Хомякова Е.И. «Поколение Y» в контексте социального взаимодействия в современном обществе [Электронный ресурc] // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/pokolenie-y-v-kontekste-sotsialnogo-vzaimodeystviya-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 16.12.2017).
10. Шалаева А.А., Ребязина В.А., Смирнова М.М. Экономика совместного потребления как новая бизнес-модель // Инновации маркетинговых моделей российских компаний в эпоху диджитал трансформации / под ред. О. У. Юл- дашева. — СПб.: СПбГЭУ, 2018. — С. 66–82.
11. Airbnb and The Rise of Millennial Travel Report [Электронный ресурc]. 2016. URL: https://www.airbnbcitizen.com/wp-content/uploads/2016/08/MillennialReport.pdf (дата обращения: 01.12.2017).
12. Bardhi F., Eckhardt G. M. Access-based consumption: The case of car sharing // Journal of Consumer Research. — 2012. — No. 39(4). — P. 881–898.
13. Belk R. Sharing versus pseudo-sharing in Web 2.0 // Anthropologist. — 2014a. — No. 18(1). — P. 7–23.
14. Belk R. Why not share rather than own? //The Annals of the American Academy of Political and Social Science. — 2007. — Т. 611. — No. 1. — С. 126–140.
15. Belk R. You are what you can access: Sharing and collaborative consumption online // Journal of Business Research. — 2014b. — No. 67(8). — P. 1595–1600.
16. Black S. E., Lynch L. M. What’s driving the new economy?: the benefits of workplace innovation // The Economic Journal. — 2004. — 114(493).
17. Bock G.W., Zmud R.W., Kim Y.G., Lee J.N. Behavioral intention for-mation in knowledge sharing: Examining the roles of extrinsic motivators, social-psychological forces, and organizational climate // MIS quarterly. — 2005. — 87–111.
18. Böckmann M. The Shared Economy: It is time to start caring about sharing; value creating factors in the shared economy // University of Twente, Faculty of Management and Governance, 2013.
19. Bos M., Cuddy A., Doherty K. OPOWER: Increasing energy efficiency through normative influence (B), 2012.
20. Botsman R. Sharing’s not just for start-ups // Harvard business review. — 2014. — Т. 92. — No. 9. — С. 23–25.
21. Botsman R., Rogers R. What’s mine is yours: how collaborative consumption is changing the way we live, 2011.
22. Calcagni F., Lipschutz R., Bontempi A. Myths of the Sharing Economy: drivers of and barriers to real sharing practices, 2017.
23. Constantinides E., Fountain S. J. Web 2.0: Conceptual foundations and marketing issues // Journal of direct, data and digital marketing practice. — 2008. — 9(3). — 231–244.
24. De Stefano V. The rise of the’just-in-time workforce’: On-demand work, crowd work and labour protection in the’gig-economy’, 2015.
25. DuPuis N., Rainwater B. Shifting Perceptions of Collaborative Consumption [Электронный ресурc]: National League of Cities // Center For City Solutions And Aoolied Research. 2015. URL: https://www.nlc.org/sites/default/files/2017-01/Brief%20-%20Shifting%20Perceptions%20of%20Collaborative%20Consumption2015.pdf (дата обращения: 12.11.2017).
26. Ert E., Fleischer A., Magen N. Trust and reputation in the sharing economy: The role of personal photos in Airbnb // Tourism Management. — 2016. — 55. — P. 62–73.
27. Frenken K. et al. Smarter regulation for the sharing economy // The Guardian. — 2015. — Т. 20.
28. Gansky L. The mesh: Why the future of business is sharing. — Penguin, 2010.
29. Grassmuck V. R. The Sharing Turn: Why we are generally nice and have a good chance to cooperate our way out of the mess we have gotten ourselves into, 2012.
30. Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. The sharing economy: Why people participate in collaborative consumption // Journal of the Association for Information Science and Technology. — 2015.
31. Hartl B., Hofmann E., Kirchler E. Do we need rules for “what’s mine is yours”? Governance in collaborative consumption communities // Journal of Business Research. — 2016. — 69(8). — 2756–2763.
32. Hawlitschek F., Teubner T., Gimpel H. Understanding the Sharing Economy Drivers and Impediments for Participation in Peer-to-Peer Rental. In System Sciences (HICSS), 2016 49th Hawaii International Conference on (pp. 4782-4791). IEEE.
33. Heinrichs H. Sharing economy: a potential new pathway to sustainability // Gaia. — 2013 . — 22(4). — 228.
34. Hibbert S., Horne S. Giving to charity: questioning the donor decision process // Journal of Consumer Marketing. — 1996. — 13(2). — 4–13.
35. Josang A., Ismail R., Boyd C. A survey of trust and reputation systems for online service provision // Decision support systems. — 2007. — 43(2). — 618–644.
36. Kotler P., Armstrong G. Principles of marketing. pearson education, 2010.
37. Kramer M. R. Creating Shared Value // Harvard Business Review. — 2011. Jan-Feb.
38. Lamberton C.P., Rose R.L. When is ours better than mine? A framework for understanding and altering participation in commercial sharing systems // Journal of Marketing. — 2012. — 76(4). — 109–125.
39. Liu S.Q., Mattila A.S. Airbnb: Online targeted advertising, sense of power, and consumer decisions // International Journal of Hospitality Management. — 2017. — Т. 60. — С. 33–41.
40. Luca M. Reviews, reputation, and revenue: The case of Yelp. com // Harvard Business School NOM Unit Working Paper 12-016. — 2011. — 1–40.
41. Matofska B. What we know about the Global Sharing Economy. Compare and Share [Электронный ресурс] // The people who share. 2015. URL: http://www.thepeoplewhoshare.com/what-we-know-about-the-sharing-economy-2015/ (дата обращения: 25.10.2017).
42. Moeller S., Wittkowski K. The burdens of ownership: reasons for preferring renting // Managing Service Quality: An International Journal. — 2010. — 20(2). — 176–191.
43. Nielsen. Global connected commerce. Report January 2016. URL: https://www.nielsen.com/content/dam/nielsenglobal/jp/docs/report/2016/Nielsen-Global-Connected-Commerce-Report-January-2016
44. Ozanne L. K., Ozanne J. L. A child’s right to play: The social construction of civic virtues in toy libraries // Journal of Public Policy & Marketing. — 2011. — 30(2). — 264–278.
45. Phipps M., Ozanne L. K., Luchs M. G., Subrahmanyan S., Kapitan S., Catlin J. R., Weaver T. Understanding the inherent complexity of sustainable consumption: A social cognitive framework // Journal of Business Research. — 2013. — 66(8). — 1227–1234.
46. Piscicelli L., Cooper T., Fisher T. The role of values in collaborative consumption: insights from a product-service system for lending and borrowing in the UK // Journal of Cleaner Production. — 2015. — 97. — 21–29.
47. Postigo H. Emerging sources of labor on the Internet: The case of America online volunteers // International review of social History. — 2003. — 48(S11). — 205–223.
48. PwC Network. The sharing economy [Электронный ресурс]: Consumer Intelligence Series // PricewaterhouseCoopers, 2015. (дата обращения: 26.10.2017)
49. Resnick P., Zeckhauser R. Trust among strangers in Internet transactions: empirical analysis of eBay’s reputation system. Advances in Applied Microeconomics, 2002.
50. Rogers R., Botsman R. What’s mine is yours: the rise of collaborative consumption. — HarperBusiness: N. Y., NY, USA, 2010.
51. Schor J. Debating the sharing economy // Journal of Self-Governance & Management Economics. — 2016. — Т. 4. — No. 3.
52. Seltzer E. et al. Making ecodistricts concepts and methods for advancing sustainability in neighborhoods, 2010.
53. Sigala M. Collaborative commerce in tourism: implications for research and industry // Current Issues in Tourism. — 2017. — Т. 20. — No. 4. — Р. 346–355.
54. Strahilevitz M., Myers J. G. Donations to charity as purchase incentives: How well they work may depend on what you are trying to sell // Journal of consumer research. — 1998. — 24(4). — 434–446.
55. Tussyadiah I., Pesonen J. Drivers and Barriers of Peer-to Peer Accommodation Stay — An Exploratory Study with American and Finnish // Current Issues in Tourism. — 2016.
56. Tussyadiah I.P. An exploratory study on drivers and deterrents of collaborative consumption in travel // Information and communication technologies in tourism. — 2015. Springer, Cham. — P. 817–830).
57. Venkatesh V., Thong J., Xu X. Consumer acceptance and use of information Technology: Extending the unified theory of acceptance and use of technology // MIS Quarterly. — 2012. — 36(1). — P. 157–178.
58. Venkatesh V., Morris M. G., Davis G. B., Davis F. D. User acceptance of information technology: Toward a unified view. MIS quarterly. — 2003. — 425–478.
59. Vermeir I., Verbeke W. Sustainable food consumption: Exploring the consumer “attitude–behavioral intention” gap // Journal of Agricultural and Environmental ethics. — 2006. — 19(2). — 169–194.
60. Vishnumurthy V., Chandrakumar S., Sirer E.G. Karma: A secure economic framework for peer-to-peer resource sharing // Workshop on Economics of Peer-to-Peer Systems. — 2003, June. — Vol. 35.
61. Zeithaml V. A., Bitner M. J., Gremler D. D. Services marketing: Integrating customer focus across the firm, 2006.
Рецензия
Для цитирования:
Тищенко Н.Ю., Тищенко О.Э., Ребязина В.А., Слободчук Ю.А. ФАКТОРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ AIRBNB. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019;(2):43-63. https://doi.org/10.38050/01300105201923
For citation:
Tishchenko N.Yu., Tishchenko O.E., Rebyazina V.A., Slobodchuk Yu.A. CONSUMER BEHAVIOR FACTORS IN THE SHARING ECONOMY IN RUSSIA: THE CASE OF AIRBNB. Moscow University Economics Bulletin. 2019;(2):43-63. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105201923