Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Характеристики потребительского поведения на российском рынке выездного медицинского туризма

https://doi.org/10.38050/01300105202019

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей поведения медицинских туристов как междисциплинарного объекта исследования (на примере Московского региона). Представлен обзор исследований глобального рынка медицинского туризма, предложена классификация видов медицинских туристических поездок с позиции потребностей потребителя. Выявлены драйверы развития медицинского туризма в развивающихся странах (на примере индийского опыта). Сформулирована концептуальная модель формирования общего уровня удовлетворенности медицинских туристов как потребителей комбинированной туристической и медицинской услуги. В партнерстве с московскими агентствами медицинского туризма проведен эмпирический анализ по оценке факторов потребительского поведения выезжающих на лечение медицинских туристов. Проведенный анализ позволил обосновать релевантность предложенной модели, а также определить ряд отличительных черт сегмента медицинского туризма на основе выявленных особенностей потребительского поведения российских медицинских туристов. Полученные выводы могут быть применены в целях продвижения медицинских туристических дестинаций для российских туристов и формирования соответствующего их потребностям туристического продукта.

Об авторе

А. А. Костанян
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Костанян Ани Асканазовна, к.э.н., экономический факультет

Москва



Список литературы

1. Гутик Т.В. Медицинский туризм — новое направление туристской деятельности // Ученые заметки ТОГУ. — 2016. — Т. 7. — № 2. — С. 312–315.

2. Изгарев М. О., Изгарева Д. О. Медицинский туризм: понятие и перспективы развития // Синергия наук. — 2018. — № 19. — С. 412–420.

3. Лядова А. В. Медицинский туризм как социальная практика: современное состояние и перспективы развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2017. — № 3. — С. 79–82.

4. Мартынов А. В., Прилуков М. Д. Медицинский туризм в современной системе здравоохранения // Туризм: право и экономика. — 2014. — № 4. — С. 16–20.

5. Молчанов И. Н. Медицинский туризм: роль в поддержании здоровья и увеличении продолжительности жизни населения // Экономика. Налоги. Правою — 2019. — Т. 12. — № 2. — С. 127–136.

6. Мулихов М. Н., Куцевол Н. Г. Разработка механизма реализации концепции медицинского туризма // Фундаментальные исследования. — 2012. — Т 6. — № 3. — С. 739–743.

7. Шерешева М. Ю., Остроушко А. А. Формирование взаимоотношений с целевыми аудиториями в брендинге туристской дестинации // Профессорский журнал. Серия: рекреация и туризм. — 2019. — Т. 1. — № 1. — С. 39–53.

8. Compare prices of medical procedures in different countries (2019). URL: https:// medicaltourism.com/Forms/price-comparison.aspx 2019 (дата обращения: 16.05.2019).

9. Connell J. Contemporary medical tourism: Conceptualisation, culture and commodification // Tourism Management. — 2013. — Vol. 34. — P. 1–13.

10. Connell J. Medical tourism: Sea, sun, sand and... surgery // Tourism Management. — 2006. — Vol. 27. — No. 6. — P. 1093–1100.

11. Crooks V., Turner L., Snyder J., Johnston R., Kingsbury P. Promoting medical tourism to India: Messages, images, and the marketing of international patient travel // Social Science and Medicine. — 2011. — Vol. 72. — No. 5. — P. 726–732.

12. Deloitte Global health care outlook (2019). Shaping the future. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/Life-Sciences-Health-Care/gx-lshc-hc-outlook-2019.pdf (дата обращения: 15.04.2019).

13. Education Standard (2018). The “Brilliant” Named Switzerland. Part 4. Swiss Healthcare and Medical Tourism. URL: https://esgroup.uz/en/articles/90/brillilantswitzerland-part-4 (дата обращения: 28.04.2019).

14. Fuchs V. The gross domestic product and health care spending // The New England Journal of Medicine. — 2013. — Vol. 369. — P. 107–109.

15. Hanefeld J., Smith R., Horsfall D., Lunt N. What do we know about medical tourism? A review of the literature with discussion of its implications for the UK national health service as an example of a public health care system // Journal of Travel Medicine. — 2014. — Vol. 21. — No. 6. — P. 410–417.

16. Horowitz M., Rosensweig J. Medical tourism — health care in the global economy // The Physician Executive. — 2007. — Vol. 33. — No. 6. — P. 24–30.

17. Horowitz M., Rosensweig J. Medical tourism vs. traditional international medical travel: a tale of two models // International Medical Travel Journal. — 2008. — Vol. 3. — P. 30–33.

18. India Visa Online (2019). URL: https://www.ivisa.com/india-visaapplication?nationality=RU (дата обращения: 25.04.2019).

19. Loh C. Health tourism on the rise? Evidence from the balance of payments statistics // The European Journal of Health Economics. — 2014. — Vol. 15. — No. 7. — P. 759–766.

20. Medical tourism in India to grow at 20-25% over next 5 years (2016). URL: http://www.ibtimes.co.in/medical-tourism-india-grow-20-25-over-next-5-yearsnomura-704436 (дата обращения: 20.05.2019).

21. Medical Tourism Index (2016). URL: https://www.medicaltourismindex.com/research-knowledge/mti-construct/ (дата обращения: 10.04.2019).

22. Medical Tourism Magazine (2018). Optimizing healthcare infrastructure to boost medical tourism. URL: http://www.medicaltourismmag.com/optimizinghealthcareinfrastructure-boost-medical-tourism/ (дата обращения: 17.05.2019).

23. Murdoch C., Scott C. Stem cell tourism and the power of hope // The American Journal of Bioethics. — 2010. — Vol. 10. — No. 5. — P. 16–23.

24. Nesbitt S., Palomarez R. (2016). Review: Increasing awareness and education on health disparities for health care providers // Ethnic and Disease. — 2016. — Vol. 26. — No. 2. — P. 181–190.

25. Prajitmutita L., Perenyi A., Prentice C. Quality, Value? - insights into medical tourists’ attitudes and behaviors // Journal of Retailing and Consumer Services. — 2016. — Vol. 31. — P. 207–216.

26. Rai A., Chakrabarty P., Sarkar A. Forecasting the demand for medical tourism in India // IOSRJ Humanities SocSci. — 2014. — Vol. 19. — No. 11. — P. 22–30.

27. Salehi A., Janati A., Nosratnejad S., Heydari L. 4 Factors influencing the inpatients satisfaction in public hospitals: A systematic review // Bali Medical Journal. — 2017. — Vol. 7. — No. 1. — P. 17–26.

28. Thompson C. Medical migrations afterword: science as a vacation? // Body and Society. — 2011. — Vol. 17. — P. 205–213.

29. Veselova E. Medical Tourism: Tourism with health benefits // Problems of Economic Transition. — 2017. — Vol. 59. — No. 6. — P. 480–500.

30. Whittaker A., Speier A. “Cycling overseas”: Care, commodification, and stratification in cross-border reproductive travel // Medical Anthropology. — 2010. — Vol. 29. — No. 4. — P. 363–383.

31. World Health Organisation. (2015). Ageing and health. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs404/en/ (дата обращения: 30.05.2019).

32. Zhan L. Attractive forces and risks of international medical tourism: a study based on India // Journal of Chemical and Pharmaceutical Research. — 2014. — Vol. 6. — No. 8. — P. 125–129.


Рецензия

Для цитирования:


Костанян А.А. Характеристики потребительского поведения на российском рынке выездного медицинского туризма. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2020;(1):135-155. https://doi.org/10.38050/01300105202019

For citation:


Kostanyan A.A. Consumer behavior in the Russian market of outbound medical tourism. Moscow University Economics Bulletin. 2020;(1):135-155. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202019

Просмотров: 344


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)