Парадокс Гиффена в XXI в.
https://doi.org/10.38050/01300105201959
Аннотация
Статья посвящена парадоксу Гиффена — одному из ярких аспектов теории потребительского выбора, которому уделяется заметное внимание в курсе микроэкономики вводного, промежуточного и продвинутого уровней. Авторы расширяют хрестоматийную интерпретацию парадокса Гиффена за счет анализа результатов эмпирических исследований, проведенных в начале XXI в. Р. Дженсеном и Н. Миллером, а также описания «поведения по Гиффену» с помощью анализа характеристик товаров и включения в неоклассическую теорию потребительского выбора ограничения минимальной калорийности потребительского набора. На основе идеи о необходимости поддержания минимального уровня потребления относительно бедными индивидами в статье доказывается единство хрестоматийного подхода к объяснению «поведения по Гиффену» и его современных версий, представленных в научной литературе. Материалы данной статьи могут быть полезны преподавателям микроэкономики и студентам, а также всем тем, кто хочет получить современные представления о парадоксе Гиффена.
Ключевые слова
Об авторах
О. Н. АнтипинаРоссия
Антипина Ольга Николаевна, д.э.н., профессор экономического факультета
Москва
А. О. Вереникин
Россия
Вереникин Алексей Олегович, д.э.н., профессор экономического факультета
Москва
Е. О. Матвеев
Россия
Матвеев Евгений Олегович, магистрант экономического факультета
Москва
Список литературы
1. Антипина О. Н., Вереникин А. О. Микроэкономика продвинутого уровня. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019.
2. Лебедев А. В. Сборник задач по математической экономике. — М.: Изд-во мех.-мат. фак-та МГУ, 2007.
3. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. — М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.
4. Основные показатели уровня жизни населения. — М.: Госкомстат России, 1994.
5. Российский статистический ежегодник. — М.: Госкомстат России, 1999.
6. Хикс Дж.Р., Аллен Р. Г. Д. Пересмотр теории ценности // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.1. — СПб.: Экономическая школа, 2000. С. 117–141.
7. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. — М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.
8. Gilley O. W., Karels G. V. In Search of Giffen Behavior // Economic Inquiry. — 1991. — Vol. 29. — No. 1. — P. 182–189.
9. Jensen R., Miller N. Giffen Behavior: Theory and Evidence // NBER Working Paper 13243. — 2007. — 60 p.
10. Jensen R., Miller N. Giffen Behavior and Subsistence Consumption // The American Economic Review. — 2008. — Vol. 98. — No. 4. — P. 1553–1577.
11. Lancaster K. A. А New Approach to Consumer Theory // The Journal of Political Economy. — 1966. — Vol. 74. — No. 2. — P. 132–157.
12. Stigler G. J. Notes on the History of the Giffen Paradox // The Journal of Political Economy. — 1947. — Vol. 55. — No. 2. — P. 152–156.
Рецензия
Для цитирования:
Антипина О.Н., Вереникин А.О., Матвеев Е.О. Парадокс Гиффена в XXI в. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019;(5):183-205. https://doi.org/10.38050/01300105201959
For citation:
Antipina O.N., Verenikin A.O., Matveev E.O. Giffen paradox in the 21st century. Moscow University Economics Bulletin. 2019;(5):183-205. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105201959