Единый оператор инфраструктуры 5G: действительно ли экономия инвестиций достижима?
https://doi.org/10.38050/01300105201966
Аннотация
Статья рассматривает вариант развития стандарта 5G в мобильных сетях путем создания единого инфраструктурного оператора (ЕИО), что подразумевает сосредоточение доступа к ключевым инфраструктурным мощностям в рамках одной компании. Главным аргументом в пользу ЕИО выступает предполагаемая экономия инвестиционных затрат, что представляется актуальным для России. Однако создание ЕИО как компании, занимающей монопольное положение, сопряжено с дополнительными явными затратами на регулирование. Авторы количественно оценивают экономические последствия наличия стимулов у ЕИО завышать требуемый объем инвестиций, неэффективность тарифного регулирования, сложность применения правил недискриминационного доступа, а также существенные издержки на осуществление процедуры госзакупок в России, демонстрируя ограничение эффективности ЕИО с регулируемым доступом к инфраструктуре. Методология проведенного анализа эквивалентна методологии оценки регулирующего воздействия, что делает работу особенно важной в части обоснования оптимального вмешательства государства в экономику.
Об авторах
С. Б. АвдашеваРоссия
Авдашева Светлана Борисовна, д.э.н., профессор, заместитель директора Института анализа предприятий и рынков
Москва
Д. В. Корнеева
Россия
Корнеева Дина Владиславовна, к.э.н., старший преподаватель
Нижний Новгород
Ю. А. Орлова
Россия
Орлова Юлия Александровна, к.э.н., старший преподаватель
Москва
Список литературы
1. Авдашева С. Б., Кокорев Р. А., Крючкова П. В., Плаксин С. М., Шаститко А. Е. Использование оценок регулирующего воздействия для совершенствования корпоративного законодательства // Бюро экономического анализа. — М.: ТЕИС, 2006. — 255 с.
2. Авдашева С. Б., Курдин А. А. Задачи торговых политик частных компаний как инструмента регулирования и развития конкуренции: мировой опыт и попытка прогноза // Экономическая политика. — 2013. — № 5. — С. 106–126.
3. Голованова С. В. Проблемы ограничения конкуренции на рынках, смежных с рынками ключевых мощностей // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2013. — Т. 4. — № 20. — С. 110–132.
4. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2014 год. Сайт Министерства Финансов. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2015/09/main/KNIGA_2014_Izdano.pdf (дата посещения: 12.07.2018).
5. Кодачигов В. Во сколько обойдется расчистка частот для сотовой связи пятого поколения // Ведомости. — 24.10.2018. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2018/10/24/784635-raschistka-chastot-dlya-sotovoi-svyazipyatogo-pokoleniya (дата посещения: 20.11.2018).
6. Колегов В. В. Особенности институционализации оценки регулирующего воздействия на региональном уровне. Опыт внедрения в Москве // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2013. — №. 2. — С. 95–112.
7. Министерство Финансов РФ. 2018. «Статистические показатели, характеризующие результаты осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам I — IV кварталов 2017 г.». URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/04/main/Monitoring_IV_kv_2.pdf (дата посещения: 26.07.2018).
8. Песчинский И. Поправки Минэнерго приведут к росту платы за присоединение // ПАО «Россети». – 05.11.2015. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/11/06/615793-popravki-minenergo-privedut-rostu-plati-prisoedinenie#%2Fgalleries%2F140737492495819%2Fnormal%2F1 (дата посещения: 20.11.2018).
9. Поповский А. Как нам обустроить 5G в России. — 25.04.2018. URL: http://www.mforum.ru/news/article/119016.htm (дата посещения: 30.11.2018).
10. 5G в России: перспективы, подходы к развитию сетей. PWC. — 2018. URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/5g-research.pdf (дата посещения: 20.11.2018).
11. «Цифровая экономика» России обрела первые контуры // ТАСС. — 09.01.2018. URL: https://tass.ru/ekonomika/4862377 (дата посещения: 20.11.2018).
12. Averch H., Johnson L. L. Behavior of the firm under regulatory constraint // The American Economic Review. — 1962. — Vol. 52. — No. 5. — P. 1052–1069.
13. Balaeva O., Yakovlev A. Estimation of costs in the Russian public procurement system // International Journal of Procurement Management. — 2017. — No. 10(1). — P. 70–88.
14. Mathewson F., Winter R. An Economic Theory of Vertical Restraints // Rand Journ. Econ. — 1984. — Vol. 15. — P. 27–38.
15. PwC. Public Procurement in Europe: Cost and Effectiveness, PricewaterhouseCoopers, A Study on Procurement Regulation Prepared for the European Commission // London Economics and Ecorys. — 2011.
16. Sappington D.E. M. Regulation // In: Handbook of Telecommunications Economics. — 2002. Vol. 1. — Structure, Regulation & Competition. Cave, M., Majumdar, S. & Vogelsang (eds.).
17. Schmalansee R. and Rohlfs. Productivity gains resulting from interstate price caps for AT&T” // National Economic Research Associates. — 1992. — September 3.
18. Valletti T. M. Estache A. The theory of access pricing: An overview for infrastructure regulators // World Bank Policy Research. Working Paper. – 1998. – No. 2097.
19. Vogelsang I. Price Regulation of Access to Telecommunications Networks // Journal of Economic Literature. — 2003. — Vol. 41. — Issue 3. — P. 830–862.
Рецензия
Для цитирования:
Авдашева С.Б., Корнеева Д.В., Орлова Ю.А. Единый оператор инфраструктуры 5G: действительно ли экономия инвестиций достижима? Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019;(6):59-78. https://doi.org/10.38050/01300105201966
For citation:
Avdasheva S.B., Korneeva D.V., Orlova Yu.A. Single wholesale network for 5G: are investment savings achievable? Moscow University Economics Bulletin. 2019;(6):59-78. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105201966