Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Роль социального капитала в устойчивом развитии индустрии туризма

https://doi.org/10.38050/01300105202045

Аннотация

Непрерывный поиск устойчивых практик в индустрии туризма открывает перспективы применения альтернативных подходов к развитию отрасли. Туристам нужен качественный продукт, местным жителям — рабочие места, а бизнесу необходима прибыль. Чтобы достичь этих целей, а также сохранить результаты для будущих поколений, важно учитывать экономические, социальные, экологические и этические факторы при планировании туристской деятельности. Все эти задачи можно решить в рамках концепции устойчивого развития туризма. Цель данного исследования — устранить пробел в знаниях, представив концепцию устойчивого развития туризма как более целостную экономическую стратегию для отрасли через призму анализа социального капитала. В работе изложены основные исследовательские подходы к роли социального капитала в туризме с учетом их достоинств и недостатков, а также специфики применения к индустрии туризма России. В заключение обозначены направления для дальнейших исследований.

Об авторах

О. В. Забелина
Независимый исследователь
Россия

Забелина Оксана Викторовна, к.э.н., магистр общественной политики и администрирования, независимый исследователь

Ростов-на-Дону



Д. В. Забелин
Донской государственный технический университет
Россия

Забелин Денис Викторович, к.э.н., доцент

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Аузан А. А., Никишина Е. Н. Долгосрочная экономическая динамика: роль неформальных институтов // Журнал экономической теории. — 2013. — № 4. — C. 48–57.

2. Баджо Р., Шерешева М. Ю. Сетевой подход в экономике и управлении: междисциплинарный характер // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2014. — № 2. — C. 3–21.

3. Береза О. А. Подходы к исследованию устойчивого развития туристско-рекреационной отрасли на региональном уровне // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2009. — № 3(29). — С. 97–104.

4. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Ноябрь 2016. — М.: Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/11063.pdf (дата обращения: 14.05.2020).

5. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее» // ООН: официальный сайт. URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 02.11.2019).

6. Забелин Д. В. Условия устойчивого развития туризма в отраслевой структуре стран с посткризисной экономикой // Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2007. — Том 5. — № 2. — Часть 2. — С. 95–99.

7. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса: коллект. моногр. / М. А. Бек, Н. Н. Бек, Е. В. Бузулукова и др.; под науч. ред. М. Ю. Шерешевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 446 с.

8. Мингалева Ж. А., Оборин М. С. Формирование методологии исследования устойчивого развития территорий // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2017. — № 3. — С. 3–24.

9. Оборин М. С., Шерешева М. Ю. Специфика сетевых бизнес-моделей в туристско-рекреационной сфере // Управленец. — 2017. — № 4(68). — С. 24–31.

10. Общественное мнение — 2019. — М.: Левада-Центр, 2020 — 188 с.

11. Опрос «Где лучше сервис?». Туристский портал Турпром — 2019. URL: https://www.tourprom.ru/polls/127/ (дата обращения 22.04.2020).

12. Полищук Л., Меняшев Р. Экономическое значение социального капитала // Вопросы экономики. — 2001. — № 12. — С. 46-65.

13. Стрельникова Л. В. Социальный капитал: типология зарубежных подходов // Общественные науки и современность. — 2003. — № 2. — С. 33–41.

14. Цели в области устойчивого развития // ООН: официальный сайт. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ (дата обращения: 06.11.2019).

15. Aghion P., Algan Y., Cahuc P., Shleifer A. Regulation and Distrust // Quarterly Journal of Economics. — 2010. — Vol. 125(3). — P. 1015–1049.

16. Ahuja G. The duality of collaboration: inducements and opportunities in the formation of inter-firm linkages // Strategic Management Journal. — 2000. — Vol. 21. — P. 317–343.

17. Amore A., Hall C. M. From governance to meta-governance in tourism? Reincorporating politics, interests and values in the analysis of tourism governance // Tourism Recreation Research. — 2016. — Vol. 41(2). — P. 109–122.

18. Asmelash A. G., Kumar S. Assessing progress of tourism sustainability: Developing and validating sustainability indicators // Tourism Management. — 2019. — Vol. 71. — P. 67–83.

19. Bai X., Colbert M., McPhearson T., Roberts D., Siri J., Walsh B., Webb B. Networking urban science, policy and practice for sustainability // Current Opinion in Environmental Sustainability. — 2019. — Vol. 39. — Р. 114–122.

20. Bourdieu P. The Forms of Capital // In: John G. Richardson (ed.): Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. — New York: Greenwood Press, 1986. — P. 280–291.

21. Coleman J. S. Social Capital in the Creation of Human Capital // The American Journal of Sociology. — 1988. — Vol. 94. — P. S95–S120.

22. Dressel S., Johansson M., Ericsson G., Sandström C. Perceived adaptive capacity within a multi-level governance setting: The role of bonding, bridging, and linking social capital // Environmental Science & Policy. — 2020. — Vol.104. — P. 88–97.

23. Entering the 21st Century. World Development Report 1999/2000. — Published for the World Bank by Oxford University Press, 1999.

24. Erkuş-Öztürk H., Eraydın A. Environmental governance for sustainable tourism development: Collaborative networks and organization building in the Antalya tourism region // Tourism Management. — 2010. — Vol. 31(1). — P.113–124.

25. Field J. Social Capital (Key Ideas). 3rd Edition. — Routledge, 2016.

26. Frances J., Levaˇci´c R., Mitchell J., Thompson G. Introduction. In G. Thompson, J. Frances, R. Levaˇci´c, & J. Mitchell (Eds.), Markets, hierarchies and networks: Comparison between models (pp. 243–245). — London: Sage, 1991.

27. Freitag M., Buhlmann M. Crafting trust: the role of political institutions in a comparative perspective // Comparative Political Studies. — 2009. — Vol. 42. — P. 1537–1566.

28. Guiso L., Sapienza P., Zingales L. Civic Capital as the Missing Link // Chicago Booth Research Paper. — 2010. — No. 10–16.

29. Hall C. M. A typology of governance and its implications for tourism policy analysis // Journal of Sustainable Tourism. — 2011. — Vol. 19(4-5). — P. 437–457.

30. Hall M. C., Scott D., Gössling S. Pandemics, transformations and tourism: be careful what you wish for // Tourism Geographies. — 2020.

31. Inglehart R., Haerpfer C., Moreno A., Welzel C., Kizilova K., Diez-Medrano J., Lagos M., Norris P., Ponarin E., Puranen P. et al. (eds.). World Values Survey: Round Six — Country-Pooled Datafile Version: Madrid: JD Systems Institute, 2014. URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV6.jsp (дата обращения: 24.04.2020).

32. Jessop B. Governance and meta-governance: On reflexivity, requisite variety and requisite irony // H. P. Bang (Ed.). Governance as social and political communication. — Manchester: University Press, 2003.

33. Kester J. Measuring Sustainable Tourism and the SDGs. 6th Meeting of the IAEG-SDG Manama, Kingdom of Bahrain, World Tourism Organization (UNWTO). URL: https://unstats.un.org/sdgs/files/meetings/iaeg-sdgs-meeting-06/5.%20UNWTO%20Tourism%20Indicators.pdf (дата обращения: 04.04.2020).

34. Knack S., Keefer P. Does Social Capital have an Economic Payoff? A Cross country Investigation // Quarterly Journal of Economics. — 1997. — Vol. 112 — No. 4. — P. 1251–1288.

35. Laumann E. O., Knoke D. The organizational state: social choice in national policy domains. — The University of Wisconsin Press, 1987.

36. Lewis J. M., Connecting and Cooperating: Social Capital and Public Policy. — UNSW Press, Sydney, 2010.

37. Lozano-Oyola M., Blancas F. J., González M., Caballero R. Sustainable tourism tags to reward destination management // Journal of Environmental Management. — 2019. — Vol. 250.

38. Martin J. L. Social Structures. — Princeton University Press, 2011.

39. Martínez-Pérez Á., Elche D., García-Villaverde P. M. From diversity of interorganizational relationships to radical innovation in tourism destination: The role of knowledge exploration // Journal of Destination Marketing & Management. — 2019. — Vol. 11. — P. 80–88.

40. Moscardo G., Konovalov E., Murphy L., McGehee N. G., Schurmann A. Linking tourism to social capital in destination communities // Journal of Destination Marketing & Management. — 2017. — Vol. 6(4). — P. 286–295.

41. Musavengane R., Kloppers R. Social capital: An investment towards community resilience in the collaborative natural resources management of community-based tourism schemes // Tourism Management Perspectives. — 2020. — Vol. 34.

42. Nooteboom B. Social capital, institutions and trust // Review of Social Economy. — 2007. — Vol. 65(1). — P. 29–53.

43. Nunkoo R. Governance and sustainable tourism: What is the role of trust, power and social capital? // Journal of Destination Marketing & Management. — 2017. — Vol. 6(4). — P. 1–9.

44. Nunkoo R., Smith S. L. J. Political economy of tourism: Trust in government actors, political support, and their determinants // Tourism Management. — 2013. — Vol. 36. — P. 120–132.

45. Ouchi W. G. A Conceptual Framework for the Design of Organizational Control // Mechanisms. Management Science. — 1979. — Vol. 25(9). — P. 833–848.

46. Portes A. Social capital: its origins and applications in modern sociology // Annual Review of Sociology. — 1998. — P. 24:1–24.

47. Putnam R. D. Making democracy work: Civic traditions in modern Italy. — Princeton University Press, 1993.

48. Soulard J., Knollenberg W., Boley B. B., Perdue R. R., McGehee N. G. Social capital and destination strategic planning // Tourism Management. — 2018. — Vol. 69. — P. 189–200.

49. UNEP 2013. Green Economy and Trade — Trends, Challenges and Opportunities //UNEP: официальный сайт. URL: http://www.unep.org/greeneconomy/GreenEconomyandTrade (дата обращения: 06.11.2019).

50. UNEP/UNWTO 2005, Making Tourism More Sustainable: A Guide for Policy Makers. URL: http://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/8741/-Making%20Tourism%20More%20Sustainable_%20A%20Guide%20for%20Policy%20Makers-2005445.pdf?sequence=3&isAllowed=y (дата обращения: 29.04.2020).

51. Uzzi B. Social structure and competition in interfirm networks: the paradox of embeddedness // Administrative Science Quarterly. — 1997. — Vol. 42(1). — P. 35–67.

52. Wilke E. P., Costa B. K., Freire O. B. D. L., Ferreira M. P. Interorganizational cooperation in tourist destination: Building performance in the hotel industry // Tourism Management. — 2019. — Vol. 72. — P. 340–351.

53. Wondirad A., Ewnetu B. Community participation in tourism development as a tool to foster sustainable land and resource use practices in a national park Milieu // Land Use Policy. — 2019. — Vol. 88, 104155. — P. 1–13.

54. Woolcock M., Narayan D. Social capital: Implications for development theory, research, and policy // The World Bank Research Observer. — 2000. — Vol. 15(2). — P. 225–244.


Рецензия

Для цитирования:


Забелина О.В., Забелин Д.В. Роль социального капитала в устойчивом развитии индустрии туризма. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2020;(4):84-108. https://doi.org/10.38050/01300105202045

For citation:


Zabelina O.V., Zabelin D.V. Social capital in the sustainable development of the tourism industry. Moscow University Economics Bulletin. 2020;(4):84-108. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202045

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)