Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Выявление поколенческих различий в решении потребителей использовать шеринговые сервисы в России

https://doi.org/10.38050/01300105202048

Аннотация

Цифровая трансформация и стремительное развитие интернет-технологий в последнее десятилетие способствовали появлению инновационной бизнес-модели коллаборативного потребления [Шерешева, Кацони, 2019] и распространению сервисов совместного потребления (ССП). Данное исследование посвящено выявлению факторов использования ССП с учетом различий между поколениями, сформулированных на основе теории поколений. Целью статьи является выявление поколенческих различий в решении российских потребителей использовать ССП. Выделенные в результатесистематизации существующих исследований факторы протестированы на данных количественного исследования, проведенного в форме онлайн-опроса с выборкой 3635 российских пользователей ССП. В результате проведения объясняющего факторного анализа (EFA) выявлена структура факторов использования ССП представителями трех поколений потребителей (Х, Y и Z). В результате дисперсионного анализа результатов эмпирического исследования выявлены поколенческие различия в поведении потребителей при использовании ССП. Выявленные поколенческие различия имеют как теоретическую значимость, выступая основой для дальнейших исследований, так и практическое значение для бизнеса, снижая риски при выведении на рынок новых ССП с учетом потребностей различных поколений пользователей.

Об авторах

Н. Г. Антонова
НИУ «Высшая школа экономики»
Россия

Антонова Надежда Геннадьева, аспирант

Москва



В. А. Ребязина
НИУ «Высшая школа экономики»
Россия

Ребязина Вера Александровна, к.э.н., доцент

Москва



Э. О. Тункевичус
НИУ «Высшая школа экономики»
Россия

Тункевичус Эдуард Олегович, студент

Москва



П. А. Дворянкин
НИУ «Высшая школа экономики»
Россия

Дворянкин Петр Алексеевич, аспирант

Москва



Список литературы

1. Асташова Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. — 2014. — Т. 8. — № 1.

2. Аудитория медиа в России. Mediascope, 2019. URL: https://adindex.ru/specprojects/city-2019/presentations/272320_add_mediascope.pdf

3. Булавкина Л. В. Маркетинг для поколения Y. Как заставить его покупать? // Маркетинговые коммуникации. — 2014. — № 4. — P. 246–255.

4. Гущина И. Исследование Uber: жители больших городов уже не хотят получать права. URL: https://rb.ru/opinion/kak-i-na-chem-po-gorodu/ (дата обращения: 17.01.2020).

5. Демидов А. Глобальные тренды и российский потребитель 2017 // По результатам международного исследования «GfK Consumer Life». — М.: GfK Consumer Life, 2017.

6. Калинина Ю. Поколение Y // Бизнес-журнал. — 2010. — № 9 (174).

7. Кацони В., Шерешева М. Ю. Экономика совместного потребления в индустрии гостеприимства и туризма // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2019. — № 1. — С. 71–89.

8. Курочкин А. С., Гришакова Н. А. Эффективное управление разными поколениями: что нужно знать руководителю? // Управление развитием персонала. — 2014. — Т. 4. — С. 258–266.

9. Настало время сделать потребителя центром компании. Глобальное исследование потребительского поведения за 2019 год. PWC, 2019. URL: https://www.pwc.ru/ru/retail-consumer/publications/gcis-2019-ru.pdf?fbclid=IwAR0Ubu99kPT-XWgRHR3MeqMsuzsGhSolL93W80oqZiNJZ3ovVNH_Cnu6_dE (дата обращения: 07.05.2020).

10. Патарая Г. Охота на клиента. Как бренды превращают покупку в захватывающее приключение // Forbes. — 2018. URL: http://www.forbes.ru/biznes/364169-ohota-na-klienta-kak-brendy-prevrashchayut-pokupku-v-zahvatyvayushcheepriklyuchenie (дата обращения: 12.01.2020).

11. Попов Н. П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2018. — № 4 (146).

12. Савидов М. А. Карта ценностей миллениалов: потребительское поведение и работа // Реклама: теория и практика. — 2019. — № 1. — С. 42–57.

13. Тищенко Н. Ю., Тищенко О. Э., Ребязина В. А., Слободчук Ю. А. Факторы потребительского поведения в сфере экономики совместного потребления в России на примере компании Airbnb // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2019. — № 2. — С. 43–63.

14. Чем отличаются поколения Y и Z — и о чем брендам с ними разговаривать. Think With Google, 2019. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/insights-trends/user-insights/z-y/ (дата обращения: 12.01.2020).

15. Чем российские миллениалы отличаются от зарубежных // Deloitte. — 2019. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/about-deloitte/deloitte-in-press/2019/chem-rossiyskie-millenialy-otlichautsya.html (дата обращения: 17.01.2020).

16. Шеринговые онлайн-сервисы. РОЦИТ, 2017. URL: https://rocit.ru/uploads/0aefe83a9e6d70e06f938c7492996e59a036b53c.pdf?t=1501493510 (дата обращения: 12.01.2020).

17. Экономика совместного потребления в России 2018. РАЭК, 2018. URL: https://raec.ru/upload/files/riw18-sharing-gubnitsyn-ru.pdf (дата обращения: 15.12.2019).

18. 2017 Cone Communications CSR Study. CONE, 2017. URL: https://www.conecomm.com/research-blog/2017-csr-study#download-the-research (дата обращения: 12.01.2020).

19. Ajzen I. et al. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. — 1991. — V. 50. — No. 2. — P. 179–211.

20. Algar R. Collaborative consumption, Leisure Report, 16–17 // Disponible en. — 2007.

21. Bardhi F., Eckhardt G. M. Access-based consumption: The case of car sharing // Journal of Consumer.

22. Belk R. You are what you can access: Sharing and collaborative consumption online // Journal of Business Research. — 2014. — V. 67. — No. 8. — P. 1595–1600.

23. Beutell N. J., Wittig-Berman U. Work-family conflict and work-family synergy for generation X, baby boomers, and matures // Journal of Managerial Psychology. — 2008. — V. 23. — No. 5. — P. 507.

24. Botsman R., Rogers R. Whatʼs mine is yours. — NY: Collins, New York, 2011.

25. Bray J., Johns N., Kilburn D. An exploratory study into the factors impeding ethical consumption // Journal of Business Ethics. — 2011. — V. 98. — No. 4. — P. 597–608.

26. Brenton L. Social Media Marketing For a Millennial Audience. Online Marketing Institute. — 2017. URL: https://www.onlinemarketinginstitute.org/blog/2017/11/social-media-marketing-millennial-audience/ (дата обращения: 10.01.2020).

27. Bucher E., Fieseler C., Lutz C. What’s mine is yours (for a nominal fee) — Exploring the spectrum of utilitarian to altruistic motives for Internet-mediated sharing // Computers in Human Behavior. — 2016. — V. 62. — P. 316–326.

28. Buda G., Pethes B., Lehota J. Dominant Consumer Attitudes in the Sharing Economy — A Representative Study in Hungary // Resources. — 2020. — V. 9. — No. 1. — P. 1.

29. Činjarević M., Kožo A., Berberović D. Sharing is Caring, and Millennials Do Care: Collaborative Consumption through the Eyes of Internet Generation // South East European Journal of Economics and Business. — 2019. — V. 14. — No. 1. — P. 49–60.

30. Davis F. D. Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance of information technology // MIS Quarterly. — 1989. — P. 319–340.

31. Deal J. J., Altman D. G., Rogelberg S. G. Millennials at work: What we know and what we need to do (if anything) // Journal of Business and Psychology. — 2010. — V. 25. — No. 2. — P. 191–199.

32. EC–European Commission et al. Exploratory study of consumer issues in online peer-to-peer platform markets // Final Report. — 2017.

33. Eisner S. P. Managing generation Y // SAM Advanced Management Journal. — 2005. — V. 70. — No. 4. — P. 4.

34. Felson M., Spaeth J. L. Community structure and collaborative consumption: A routine activity approach // American Behavioral Scientist. — 1978. — V. 21. — No. 4. — P. 614–624.

35. Fornell C., Larcker D. F. Structural equation models with unobservable variables and measurement error: Algebra and Statistics, 1981.

36. Fourtane S. Generation Alpha: The Children of the Millenial // Interesting Engineering. UK. Saatavilla: https://interestingengineering.com/generation-alpha-the-children-ofthe-millennial. Viitattu. — 2018. — V. 8. — P. 2020 (дата обращения: 07.05.2020).

37. Francis T., Hoefel F. “True Gen”: Generation Z and its implications for companies. McKinsey & Company, 2018. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Industries/Consumer%20Packaged%20Goods/Our%20Insights/True%20Gen%20Generation%20Z%20and%20its%20implications%20for%20companies/Generation-Z-and-its-implication-for-companies.ashx (дата обращения: 12.01.2020).

38. Gen Z and Millennials leaving older shoppers and many retailers in their digital dust. Accenture, 2017. URL: https://www.accenture.com/_acnmedia/PDF-44/Accenture-Retail-Customer-Research-Executive-Summary-2017.pdf#zoom=50 (дата обращения: 12.01.2020).

39. Global trends and Russian consumer 2017. GFK, 2017. URL: https://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/Press_Releases/2017/Gfk-Global-Russian-Trends-Sep_2017_Report.pdf (дата обращения: 10.01.2020).

40. Godelnik R. Millennials and the sharing economy: Lessons from a ‘buy nothing new, share everything month’project // Environmental Innovation and Societal Transitions. — 2017. — V. 23. — P. 40–52.

41. Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. The sharing economy: Why people participate in collaborative consumption // Journal of the Association for Information Science and Technology. — 2016. — V. 67. — No. 9. — P. 2047–2059.

42. Hawlitschek F., Teubner T., Gimpel H. Understanding the sharing economy — Drivers and impediments for participation in peer-to-peer rental // 2016 49th Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS). — IEEE, 2016. — P. 4782–4791.

43. Horton R. P. et al. Explaining intranet use with the technology acceptance model // Journal of Information Technology. — 2001. — V. 16. — No. 4. — P. 237–249.

44. Howe I., Howe N., Strauss W. 13th Gen: Abort, retry, ignore, fail? — Vintage, 1993.

45. Howe N., Strauss W. Millennials rising: The next great generation. — Vintage, 2000.

46. Howe N., Strauss W. The next 20 years: how customer and workforce attitudes will evolve // Harvard business review. — 2007. — V. 85. — No. 7–8. — P. 41–52, 191.

47. Kapil Y., Roy A. Critical evaluation of generation Z at workplaces // International Journal of Social Relevance & Concern. — 2014. — P. 2. — No. 1. — P. 10–14.

48. Lamberton C. P., Rose R. L. When is ours better than mine? A framework for understanding and altering participation in commercial sharing systems // Journal of Marketing. — 2012. — V. 76. — No. 4. — P. 109–125.

49. Lancaster L. C., Stillman D. If I pass the baton, who will grab it? Creating bench strength in public management // Public Management-Lawrence Then Washington-. — 2005. — V. 87. — No. 8. — P. 8.

50. Mannheim K. 1993. «The Problem of Generations.» // From Karl Mannheim. — 1928. — P. 351–98.

51. Möhlmann M. Collaborative consumption: Determinants of satisfaction and the likelihood of using a sharing economy option again // Journal of Consumer Behaviour. — 2015. — V. 14. — No. 3. — P. 193–207.

52. Nagy Á., Kölcsey A. Generation Alpha: Marketing or Science // Acta Technologica Dubnicae. — 2017. — V. 7. — No. 1. — P. 107–115.

53. Ozkan M., Solmaz B. The changing face of the employees–generation Z and their perceptions of work (a study applied to university students) // Procedia Economics and Finance. — 2015. — V. 26. — P. 476–483.

54. Privrelová V. A Change in Buying Habits among Generation X and Y in the Age of the Sharing Economy, 2017.

55. Rainer T. S., Rainer J. The millennials // B&H Publishing Group, 2011. Research. — 2012. — V. 39. — No. 4. — P. 881–898.

56. Roos D., Hahn R. Understanding Collaborative Consumption to Make Collaboration-Based Organizations Meaningful // Academy of Management Proceedings. — Briarcliff Manor, NY 10510: Academy of Management, 2016. — V. 2016. — No. 1. — P. 14072.

57. Schawbel D. The multi-generational job search study 2014 // Retrieved September. — 2014. — V. 16. — P. 2015.

58. Singh A. P., Dangmei J. Understanding the generation Z: the future workforce // South-Asian Journal of Multidisciplinary Studies. — 2016. — V. 3. — No. 3. — P. 1–5.

59. Stafford D. E., Griffis H. S. A review of millennial generation characteristics and military workforce implications // Center for Naval Analysis, http://www.cna.org/documentsD. — 2008. — V. 18211.

60. Strauss W., Howe N. An American prophecy, the fourth turning, what the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny, 1997.

61. Strauss W., Howe N. Generations: The history of America’s future, 1584 to 2069. — William Morrow & Co, 1991.

62. Stuenkel D. L., Cohen J., de la Cuesta K. The multigenerational nursing work force: essential differences in perception of work environment // JONA: The Journal of Nursing Administration. — 2005. — V. 35. — No. 6. — P. 283–285.

63. Sustainable selections: How socially responsible companies are turning a profit. Nielsen. — 2015. URL: https://www.nielsen.com/us/en/insights/article/2015/sustainable-selections-how-socially-responsible-companies-are-turning-a-profit/ (дата обращения: 10.01.2020).

64. Tandberg. Corporate environmental behavior and the impact on brand values, 2007.

65. The 2017 Deloitte Millennial Survey. Apprehensive millennials: Seeking stability and opportunities in an uncertain world // Deloitte, 2017. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ie/Documents/Audit/ie-cons-millsurvey-2017.pdf (дата обращения 6.05.2020).

66. Venkatesh V., Thong J. Y. L., Xu X. Consumer acceptance and use of information technology: extending the unified theory of acceptance and use of technology // MIS Quarterly. — 2012. — P. 157–178.

67. West M. What manufacturers need to know about generation Z // Manufacturing Engineering. — 2014. — V. 153. — No. 01. — P. 168–168.

68. Zalega T. Collaborative consumption in consumer behavior of Polish young people // Journal of Economics & Management. — 2018. — V. 33. — P. 136– 163.


Рецензия

Для цитирования:


Антонова Н.Г., Ребязина В.А., Тункевичус Э.О., Дворянкин П.А. Выявление поколенческих различий в решении потребителей использовать шеринговые сервисы в России. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2020;(4):146-180. https://doi.org/10.38050/01300105202048

For citation:


Antonova N.G., Rebiazina V.A., Tunkevichus E.O., Dvoryankin P.A. Identifying generational differences in consumers’ decision to use shared services in Russia. Moscow University Economics Bulletin. 2020;(4):146-180. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202048

Просмотров: 249


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)