К вопросу о признаках социального предпринимательства: научная дискуссия и правовое регулирование
https://doi.org/10.38050/01300105202039
Аннотация
Социальное предпринимательство — динамично развивающееся экономическое и социальное явление, нуждающееся в научном осмыслении и правовой регламентации. Содержание, границы, признаки социального предпринимательства являются предметом активной дискуссии российских и зарубежных ученых. В статье исследуются современные научные подходы к определению социального предпринимательства, обобщаются актуальные теоретические и нормативные позиции в понимании социального предпринимательства и типологии социальных предприятий, анализируются особенности социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом проблем социального развития. Автором дается оценка статуса социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации, обосновывается правомерность признания данных организаций в качестве исполнителей государственных услуг в социальной сфере и получателей государственных преференций. Представляются размышления об исключении государственных учреждений из состава социально ориентированных некоммерческих организаций.
Об авторе
М. Л. ВасюнинаРоссия
Маргарита Леонидовна Васюнина — к.э.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Москва
Список литературы
1. Арай Ю. Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — 2015.— 213 с.
2. Вольвач Д.В., Кузнецов М.В., Спица А.М. Некоммерческие организации за рубежом: аспекты налогообложения // Налоговая политика и практика. — 2015. — No 4 (148). — С. 68–74.
3. Московская А. А., Берендяев А. А., Москвина А. Ю. Между социальным и экономическим благом: конфликт проектов легитимации социального предпринимательства в России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2017. — No 6. — С. 31–51.
4. Плетень А. С. Социальное предпринимательство в современной России: законодательное регулирование и основные направления государственной поддержки // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — No 10 (71). — С. 94–101.
5. Alter K. Social enterprise typology. ― Virtue Ventures LLC. — 2007. — 124 р. URL: www.virtueventures.com/files/setypology.pdf (date view: 30.08.2018).
6. Bosche J. Eight Basic Principles for Nonprofit Entrepreneurs // Nonprofit World. —2001. —Vol. 10. — No. 4 — Р.15–18.
7. Braunerhjelm P., Hamilton S. Social entrepreneurship — a survey of current research // Swedish Entrepreneurship Forum, Working Papers, 2012.
8. Dees J. G. The meaning of social entrepreneurship // Duke University, the Fuqua School of Business, 2001. URL: http://www.caseatduke.org/documents/dees_sedef.pdf/ (date view: 10.10.2018).
9. Dennis R. Young Social Enterprise in the United States: Alternate Identities and Forms // The EMES Conference, The Social Enterprise: A Comparative Perspective Trento, Italy December 13–15, 2001.
10. Fowler A. NGDOs as a Moment in History: Beyond Aid to Social Entrepreneurship or CivicInnovation // Third World Quarterly. — 2000. — Vol. 4. — P. 637–654.
11. Giulia G., Borzaga C. Social enterprise. An international overview of its conceptual evolution and legal implementation // Social Enterprise Journal. — 2009. — Vol. 5. — Issue 3. — P. 210–228.
12. Haugh H. Community-Led Social Venture Creation» // Entrepreneurship: Theory & Practice.—2007. — Vol. 31. — No. 2. — P. 161–182.
13. Hibbert S., Hogg G., Quinn T. Consumer Response to Social Entrepreneurship: The Case of the Big Issue in Scotland // International Journal of Non-profit & Voluntary Sector Marketing. —2002. — Vol. 7. — No. 3. — P. 288–301.
14. Kerlin J.A. Social entreprise in the United States and Europe: understanding and learning from the differences // International Society for Third-Sector Research and The Johns Hopkins University. —2006. —Vol. 17. — P. 247–263.
15. Lasprogata G., Cotton M. Contemplating Enterprise: The Business and Legal Challenges of Social Entrepreneurship // American Business Law Journal. — 2003. — Vol. 41. — No. 1. — P. 67–113.
16. Mair J., Battilana J., Cardenas J. Organizing for society: a typology of social entreprneuring // Journal of Business Ethic. —2012. — Vol. 111. — P. 353–373.
17. Mair J., Mart I. Social Entrepreneurship Research: A Source of Explanation, Prediction, and Delight // Journal of World Business. — 2006.— Vol. 41. — P. 36–44. URL: https://www.researchgate.net/publication/222436408_Social_Entrepreneurship_Research_A_Source_of_Explanation_Prediction_and_Delight (date view: 06.09.2018).
18. Pache A.-C., Santos F. Inside the hybrid organization: Selective coupling as a response to competing institutional logics // Academy of Management Journal. — 2013. — Vol. 56. — P. 972–1001.
19. Policy Brief on Social Entrepreneurship. Entrepreneurial Activities in Europe. — OECD, 2013.
20. Popoviciu I., Popoviciu S. Social entrepreneurship, social enterprise and the principles of a community of practice // Revista de cercetare interventie social. — 2011. — Vol. 33. — P. 44–55.
21. Santos F. A Positive Theory of Social Entrepreneurship // Faculty and Research Working Paper. — Social Innovation Centre, 2009.— 54 p.
22. Social Entrepreneurship and Social Innovation. — OECD, 2010.
23. Social Innovation for Public Service Excellence. — Global Centre for Public Service Excellence, 2014.
24. Swanson L. A., Zhang D. D. Social Entrepreneurship Zone // Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing, 2010. URL: https://www.researchgate.net/publication/221928380_Social_Entrepreneurship (date view: 28.08.2018).
25. Weerawardena J., Sullivan Mort G. Learning, Innovation and Competitive Advantage in Not-for-Profit Aged Care Marketing: A Conceptual Model and Research Propositions // Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. —Vol. 9. — No. 3. — P. 54.
26. Zhara S., Gedajlovic E., Neubaum D., Shulman J. Typology of Entrepreneurs: Motives, Search Processes and Ethical Dilemmas // Journal of Business Venturing.— 2009. —Vol. 24. — No. 5. — P. 519–532.
27. Zahra S., Rawhouser H., Bhawe N., Neubaum D., Hayton J. Globalization of social entrepreneurship opportunities // Strategic Entrepreneurship Journal.— 2008.— Vol. 2. — P. 117–131.
Рецензия
Для цитирования:
Васюнина М.Л. К вопросу о признаках социального предпринимательства: научная дискуссия и правовое регулирование. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2020;(3):182-199. https://doi.org/10.38050/01300105202039
For citation:
Vasyunina M.L. Basic determinants of social entrepreneurship: scientific discussion and legal framework. Moscow University Economics Bulletin. 2020;(3):182-199. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202039