Собственные ноу-хау, использование консультационных услуг и взаимодействие с другими компаниями как основные источники управленческих инноваций для компаний, действующих на российском рынке
https://doi.org/10.38050/013001052021111
Аннотация
Управленческие инновации являются одной из наиболее актуальных тем исследования в рамках мирового научного сообщества, а также одной из ведущих тем развития мультинациональных компаний. Целью настоящей статьи является исследование основных источников управленческих инноваций в российских и мультинациональных компаниях, действующих на российском рынке. Проведенное эмпирическое исследование представлено участием 1025 сотрудников из 791 компании, действующих на территории г. Москвы и Московской области. Полученные результаты показали, что в компаниях, действующих на российском рынке, руководство и сотрудники больше полагаются на «собственные ноу-хау» и «использование консультационных услуг». «Взаимодействия с другими компаниями» ограничивается в основном российскими компаниями. Среди российских компаний нет практики использования «взаимодействия с мультинациональными компаниями» как источника управленческих инноваций, что замедляет развитие российских управленческих практик. Анализ значимости каждого из источников возникновения управленческих инноваций в зависимости от видов экономической деятельности, размера бизнеса, а также степени интернационализации бизнеса для компаний, действующих на российском рынке, выявил ряд особенностей, дополнивших общие выводы по источникам возникновения управленческих инноваций.
Об авторах
Я. Д. СоветкинРоссия
Советкин Ярослав Дмитриевич — аспирант
Москва
Н. И. Гусева
Россия
Гусева Наталья Игоревна — доктор социальных наук, профессор, PhD in Management Sciences
Москва
Список литературы
1. Ассоциация менеджеров России. (2008). Организационно-управленческие инновации: Экономика, основанная на знаниях. АМР.
2. Гребнев, Е. Т. (1985). Управленческое нововведение. Экономика.
3. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. (2015). Статистический сборник: Труд и занятость населения Москвы 2015.
4. Латкин, А. Г. (2008). Управленческие нововведения. МАКС Пресс.
5. Макулов, В.Ю. (2008). Методология анализа управленческих инноваций в условиях современной российской экономики. Инновации, 1, 118–120.
6. Мельникова, Е.В. (2019). Управленческие инновации и процессы диджитализации: Логика взаимосвязи. Экономика и управление: Современные вызовы, тенденции и перспективы развития, 246–251. Материалы XXIII Международной научно-практической конференции.
7. Омельченко, М.А. (2017). Управленческие инновации: сущность, виды, особенности внедрения. Вестник Университета, 3, 154–157.
8. ОЭСР, Евростат. (2010). Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (3-е изд.). Центр исследования и статистики науки.
9. Правительство Москвы. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. (2017). Доклад о разработке прогноза потребности экономики города Москвы в кадрах с учетом опроса работодателей и крупных инвестиционных проектов в срок до 2025 года.
10. Сафиуллин, Л. Н. & Маратканова, Э. М. (2011). Управленческие инновации — гарант успешной деятельности организации. Актуальные проблемы экономики и права, 4, 213–217.
11. Титов, А. Б. (1998). Характеристика и принципы классификации инноваций. СПбФИНЭК.
12. Филин, С.А. & Якушев, А. Ж. (2018). Организационно-управленческие инновации как основа цифровой экономики. Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 14(7), 1319–1332.
13. Чечурина, М. Н. (2010). Управленческие инновации XXI века. Менеджмент в России и за рубежом, 5, 3–10.
14. Abrahamson, E. (1996). Management fashion. Academy of Management Review, 21(1), 254–285. https://doi.org/10.2307/258636
15. Angle, H. L. & Van de Ven, A. H. (2000). Suggestions for managing the innovation journey. In A. H. Van de Ven, H. L. Angle & M. S. Poole (Eds.), Research on the Management of Innovation: The Minnesota Studies, 663–697. Oxford University Press.
16. Beyer, I. M. & Trice, H. M. (1978). Implementing change: alcoholism policies in work organizations. Free Press.
17. Birkinshaw, J. & Mol, M. (2006). How management innovation happens. Sloan Management Review, 47(4), 81–88.
18. Birkinshaw, J., Hamel, G. & Mol, M. (2008). Management innovation. Academy of Management Review, 33(4), 825–845. https://doi.org/10.2307/20159448
19. Burns, T. E. & Stalker, G. M. (1961). The management of innovation. Tavistock Publications.
20. Ceptureanu, E. G. & Ceptureanu, S.I. (2019). The impact of adoptive management innovations on medium-sized enterprises from a dynamic capability perspective. Technology Analysis & Strategic Management, 31(10), 1137–1151. https://doi.org/10.1080/09537325.2019.1587160
21. Chesbrough, H. (2003). Open Innovation. Harvard University Press.
22. Cho, H., Lee, P. & Shin, C. H. (2019). Becoming a sustainable organization: Focusing on process, administrative innovation and human resource practices. Sustainability, 11(13), 3554. https://doi.org/10.3390/su11133554
23. Daft, R. L. (1978). A dual-core model of organizational innovation. Academy of Management Journal, 21(2), 193–210. https://doi.org/10.5465/255754
24. Damanpour, F. & Aravind, D. (2011). Managerial innovation: Conceptions, processes, and antecedents. Management and Organization Review, 8(2), 423–454. https://doi.org/10.1111/j.1740-8784.2011.00233.x
25. Damanpour, F. (1991). Organizational innovation: a meta-analysis of the effects of determinant and moderators. Academy of Management Journal, 34, 555–590. https://doi.org/10.5465/256406
26. Damanpour, F. & Evan, W. M. (1984). Organizational innovation and performance: The Problem of “organizational lag”. Administrative Science Quarterly, 29(3), 392–409. https://doi.org/10.2307/2393031
27. Damanpour, F. & Schneider, M. (2006). Phases of the adoption of innovation in organizations: Effects of environment, organization, and top managers. British Journal of Management, 17(3), 215–236. https://doi.org/10.1111/j.1467-8551.2006.00498.x
28. Damanpour, F. & Wischnevsky, J. D. (2006). Research on innovation in organizations: Distinguishing innovation-generating from innovation-adopting organizations. Journal of Engineering and Technology Management, 23(4), 269–291. https://doi.org/10.1016/j.jengtecman.2006.08.002
29. Duncan, R.B. (1976). The ambidextrous organization: Designing dual structures for innovation. In R. H. Kilmann, L. R. Pondy & D. Slevin (Eds.) The management of organizational design: Strategy implementation, 167–188. North-Holland.
30. Evan, W. M. & Black, G. Innovation in business organizations: Some factors associated with success or failure of staff proposals. Journal of Business, 40(4), 519–530. https://www.jstor.org/stable/2351633
31. Evans, R. (2013, January 31). What is organizational innovation? ArtsFwd. https://www.artsfwd.org/what-is-organizational-innovation/
32. Fartash, K., Davoudi, S. M. M., Baklashova, T., Svechnikova, N., Nikolaeva, Y., Grimalskaya, S. & Beloborodova, A. (2018). The Impact of technology acquisition & exploitation on organizational innovation and organizational performance in knowledgeintensive organizations. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 14(4), 1497–1507. https://doi.org/10.29333/ejmste/84835
33. Frynas, J. G., Moi, M. J. & Mellahi, K. (2018). Management innovation made in China: Haier’s Rendanheyi. California Management Review, 61(1), 71–93. https://doi.org/10.1177/0008125618790244
34. Guzman, F.A. & Espejo, A. (2019). Introducing changes at work: How voice behavior relates to management innovation. Journal of Organizational Behavior, 40(1), 73–90. https://doi.org/10.1002/job.2319
35. Hamel, G. (2006). The why, what and how of management innovation. Harvard Business Review, 84(2), 72–84.
36. Hamel, G. & Breen, B. (2007). The Future of Management. Harvard Business School Press.
37. Hamidi, S. & Benabdeljlil, N. (2015). Managerial and technological innovations: Any relationship? In C. Zehir & E.E. Özdemir (Eds.), Procedia. Social and Behavioral Sciences, 181, 286–292. Proceedings of the 3rd International Conference on Leadership, Technology and Innovation Management. May 11, 2015. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.890
38. Heij, C. V., Volberda, H., Van den Bosch, F.A. J. & Hollen, R. M. A. (2019). How to leverage the impact of R&D on product innovation? The moderating effect of management innovation. R and D Management, 50(2), 277–294. https://doi.org/10.1111/radm.12396
39. Janka, M., Heinicke, X. & Guenther, T. W. (2019). Beyond the “good” and “evil” of stability values in organizational culture for managerial innovation: The crucial role of management controls. Review of Managerial Science, 14, 1363–1404. https://doi.org/10.1007/s11846-019-00338-3
40. Khosravi, P., Newton, C. & Rezvani, A. (2019). Management innovation: A systematic review and meta-analysis of past decades of research. European Management Journal, 37(6), 694–707. https://doi.org/10.1016/j.emj.2019.03.003
41. Kimberly, J. R. (1981). Managerial innovation. In P. C. Nystrom & W. H. Starbuck (Eds.), Handbook of organizational design, 1, 84–104. Oxford University Press.
42. Klein, K. J. & Sorra, J. S. (1996). The challenge of innovation implementation. Academy of Management Journal, 21(1), 1055–1080. https://doi.org/10.5465/amr.1996.9704071863
43. Maslennikov, V., Popova, E., Bezrukova, T., Kalinina, I. & Bezrukov, B. (2017). Application of organizational and managerial innovations in activities of Russian companies. In E. Popkova (Ed.). Russia and the European Union. Contributions to Economics, 415–423. Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-55257-6_54
44. McCabe, D. (2002). Waiting for dead men’s shoes: Towards a cultural understanding of management innovation. Human Relations, 55, 505–536.
45. Miron, E., Erez, M. & Naveh, E. (2004). Do personal characteristics and cultural values that promote innovation, quality, and efficiency complete or complement each other? Journal of Organizational Behavior, 25, 179–199. https://doi.org/10.1002/job.237
46. Nord, W. R. & Tucker, S. (1987). Implementing routine and radical innovations. Lexington Books.
47. Roberts, E.B. (1988). Managing invention and innovation. Research Management. 31(3), 11–29.
48. Teece, D. J. (1980). The diffusion of an administrative innovation. Management Science, 26, 464–470. https://doi.org/10.1287/mnsc.26.5.464
49. Vaccaro, I. G., Jansen, J. P. & Van Den Bosch, F.A. J. (2012). Management innovation and leadership: The moderating role of organizational size. Journal of Management Studies, 49(1), 28–51. https://doi.org/10.1111/j.1467-6486.2010.00976.x
50. Van de Ven, A. H. (1986). Central problems in the management of innovation. Management Science, 32, 590–607. https://doi.org/10.1287/mnsc.32.5.590
51. Volberda, H. W., Van den Bosch, F.A. J. & Heij, C. V. (2013). Management innovation: Management as fertile ground for innovation. European Management Review, 10(1), 1–15. https://doi.org/10.1111/emre.12007
52. Walker, R. M., Damanpour, F. & Devece, C.A. (2011). Management innovation and organizational performance: The mediating effect of performance management. Journal of Public Administration Research and Theory, 21(2), 367–386. https://doi.org/10.1093/jopart/muq043
53. Wang, T. & Zatzick, C. D. (2019). Human capital acquisition and organizational innovation: A temporal perspective. Academy of Management Journal, 62(1), 99–116. https://doi.org/10.5465/amj.2017.0114
54. Yashin, S., Trifonov, Y., Koshelev, E., Garina, E. & Kuznetsov, V. (2018). Evaluation of the effect from organizational innovations of a company with the use of differential cash flow. In E. Popkova (Ed.) The Impact of Information on Modern Humans. HOSMC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, 208–216. https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6_27
55. Zaltman, G., Duncan, R. & Holbek, J. (1973). Innovations and organizations. Wiley.
56. Zhang, Y., Khan, U., Lee, S. & Salik, M. (2019). The influence of management innovation and technological innovation on organization performance. A mediating role of sustainability. Sustainability, 11(2), 495. https://doi.org/10.3390/su11020495
Рецензия
Для цитирования:
Советкин Я.Д., Гусева Н.И. Собственные ноу-хау, использование консультационных услуг и взаимодействие с другими компаниями как основные источники управленческих инноваций для компаний, действующих на российском рынке. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(1):226-247. https://doi.org/10.38050/013001052021111
For citation:
Sovetkin Ya.D., Guseva N.I. Internal know-how, consulting services and collaboration with other players as key managerial innovations drivers for companies on Russia’s market. Moscow University Economics Bulletin. 2021;(1):226-247. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/013001052021111