Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Стратегии устойчивого развития vs традиционные подходы: предпочтения общества

https://doi.org/10.38050/01300105202067

Аннотация

В работе раскрыты основные положения методологического подхода к разработке стратегий развития территорий, разработанного авторами на основе анализа лучших практик стратегий устойчивого развития в мире. Методология предполагает использование эколого-экономического (твердое ядро экологической экономики, проекты с комплексной эффективностью) и гуманистического (индикаторы «подлинного благополучия», человеческий опыт в центр изменений) принципов, а также применение инструментов прямой демократии (жители — соавторы стратегий, глубинные интервью, интернет-опросы с альтернативными сценариями). Применение данной методологии при разработке стратегий социально-экономического развития, в том числе проведение опросов населения в Керчи, Симферополе и Тольятти, показало, что жители выбирают те решения, которые заложены в стратегиях устойчивого развития ведущих городов мира. Опросы, касающиеся образа желаемого будущего, устойчивого города, устойчивой мобильности и устойчивой городской среды, показали, что жители отвечают не только прогрессивно и профессионально, но и консолидированно выбирают траекторию устойчивого развития в качестве единственно желаемого вектора долгосрочного развития. Основной стороной, незаинтересованной в реализации повестки устойчивости, является консервативная бюрократия, ориентированная на привычные и простые меры и решения.

Об авторах

В. М. Комаров
РАНХиГС; Аналитический центр при Правительстве РФ
Россия

Комаров Владимир Михайлович — к.э.н., директор Центра стратегий регионального развития; руководитель Стратегической группы

Москва



В. А. Коцюбинский
Московский машиностроительный завод «АВАНГАРД»
Россия

Коцюбинский Владимир Алексеевич — начальник отдела стратегического планирования 

Москва



В. В. Акимова
РАНХиГС; МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Акимова Варвара Владимировна — к.геогр.н., н.с. Центра стратегий регионального развития; н.с. кафедры социально-экономической географии зарубежных стран, географический факультет

Москва



Список литературы

1. Администрация Керчи. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года (утверждена решением № 1638-1/19 от 28.06.2019 Керченского городского совета).

2. Администрация Симферополя. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года (утверждена решением Симферопольского городского совета № 1462 от 19.12.2017).

3. Администрация Тольятти. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Тольятти на период до 2030 года (утверждена решением № 131 от 25.01.2019 Думы городского округа Тольятти).

4. Администрация Ялты. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым до 2030 года (утверждена решением № 1 от 03.12.2018 Ялтинского городского совета первого созыва Республики Крым).

5. Варламов И. А. 100 шагов к превращению Симферополя в лучший город мира // varlamov.ru. 12.10.2017. URL: https://varlamov.ru/2603589.html (дата обращения: 30.05.2020).

6. Комаров В. М. Кризис и пандемия COVID-19 как окно возможностей для гуманизации градостроительной политики // Мониторинг экономической ситуации в России. — 2020. — № 8 (110). — С. 17–27.

7. Комаров В. М. Как «стратегии развития» защищают интересы рядовых граждан // ИА REGNUM. 08.03.2019, интервью. URL: https://regnum.ru/news/polit/2583266.html (дата обращения: 29.05.2020).

8. Комаров В. М., Коцюбинский В. А. Проект Концепции создания федерального курортного центра Южного берега Крыма «Всероссийская здравница» // Центр стратегий регионального развития ИПЭИ РАНХиГС, 2017. URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2018-06/05-06-2018-4-krymconception.pdf (дата обращения: 29.05.2020).

9. Прокофьева А. В., Лебедева-Несевря Н. А. Формирование здоровьеориентированного городского пространства как способ управления рисками здоровью населения // Анализ риска здоровью. — 2018. — № 3. — С. 144–155.

10. Boston Transportation Department. Go Boston 2030: Vision and Action Plan. — Boston Transportation Department, 2017.

11. Cervero R., Guerra E., Al S. Beyond Mobility: Planning Cities for People and Places. Washington DC: Island Press / Center for Resource Economics, 2017.

12. Chrysoulakis, N., de Castro, E. A., Moors, E. J. Understanding Urban Metabolism: A Tool for Urban Planning. — New York City: Routledge, 2014.

13. City Council of Barcelona. Urban Mobility Plan of Barcelona 2013–2018. — City Council of Barcelona, 2014.

14. Coase R. H. The task of the Society // Newsletter of the International Society for New Institutional Economics. 1999. — Vol. 2. — No. 2.

15. Conticelli E. Compact City as a Model Achieving Sustainable Development // Sustainable Cities and Communities. Encyclopedia of the UN Sustainable Development Goals / W. Leal Filho, A. Azul, L. Brandli et al (eds.). — Cham: Springer, 2019.

16. Daly H. E. Ecological Economics and Sustainable Development. Selected Essays of Herman Daly. — Cheltenham, UK & Northampton, MA, USA: Edward Elgar Publishing Limited, 2007.

17. Duranton G., Turner M. A. The Fundamental Law of Road Congestion: Evidence from US Cities // American Economic Review. — 2011. — Vol. 101. — No. 6. — P. 2616–2652.

18. European Commission. Indicators for Sustainable Cities, in-depth report: Issue 12. — European Commission, March 2018.

19. Gehl J. Cities for people. — Washington, DC: Island Press, 2010.

20. Geissdoerfer M., Savaget P., Bocken N. M. P., Hultink E. J. The Circular Economy — A new sustainability paradigm? // Journal of Cleaner Production. — 2017 — Vol. 143. — P. 757–768.

21. Government of Singapore. Land Transport Master Plan. — Singapore: Government of Singapore, 2013.

22. Government of Singapore. Our Home. Our Environment. Our Future. Sustainable Singapore. — Singapore: Government of Singapore, 2013.

23. Greater London Authority. The London Plan. — London: Greater London Authority, 2016.

24. Greater London Authority. Guide to the Healthy Streets Indicators. Delivering the Healthy Streets Approach. — London: Greater London Authority, 2017.

25. Greater London Authority. Mayor’s Transport Strategy. — London: Greater London Authority, 2018.

26. Hack G. Business Performance in Walkable Shopping Areas, Active Living. — Princeton, New Jersey: Robert Wood Johnson Foundation, 2013.

27. Kennedy, C., Cuddihy, J., Engel-Yan, J. The changing metabolism of cities // Journal of Industrial Ecology. — 2007. — Vol. 11. — No. 2. — P. 43–59.

28. Kubiszewski I., Costanza R., Franco C., et al. Beyond GDP: Measuring and achieving global genuine progress // Ecological Economics. — 2013. — Vol. 93. — P. 57—68.

29. London Sustainable Development Commission. Quality of Life Indicators Report. — London: London Sustainable Development Commission, 2017.

30. Sanoff H. Democratic Design: Participation case Studies in Urban & Small Town Environments. — VDM Verlag Dr. Müller, 2010.

31. Schiller P. L., Kenworthy J. An Introduction to Sustainable Transportation: Policy, Planning and Implementation. — London: Taylor & Francis Group, 2017.

32. Sen A. Development as Freedom. — New York: Oxford University Press, 1999.

33. Senate of Berlin. Berlin Strategy Urban Development Concept. — Berlin 2030. — Berlin: Senate of Berlin, 2015.

34. Smart Growth America. The Best Complete Streets Policies of 2017. — Washington DC: Smart Growth America, The National Complete Streets Coalition, 2018.

35. Tanguaya G., Rajaonsonb J., Lefebvre J., Lanoie P. Measuring the sustainability of cities: An analysis of the use of local indicators // Ecological Indicators. — 2010. — Vol. 10. — No. 2. — P. 407–418.

36. The City of New York. OneNYC: The Plan for a Strong and Just City. — New York City: The City of New York, 2015.

37. Transportation for America. The Congestion Con: How more lanes and more money equals more traffic. — Washington, DC: Smart Growth America, 2020.

38. Vandegrift D., Zanoni N. An economic analysis of complete streets policies // Landscape and Urban Planning. — 2018. — Vol. 171. — P. 88–97.

39. Vienna City Administration. STEP 2025. Thematic concept. Urban mobility plan Vienna. Together on the move. — Vienna: Vienna City Administration, 2015.

40. Zencey E. The Vermont Genuine Progress Indicator Project. Report. — Burlington, Vermount: University of Vermount, 2018.


Рецензия

Для цитирования:


Комаров В.М., Коцюбинский В.А., Акимова В.В. Стратегии устойчивого развития vs традиционные подходы: предпочтения общества. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2020;(6):124-146. https://doi.org/10.38050/01300105202067

For citation:


Komarov V.M., Kotsubinskiy V.A., Akimova V.V. Sustainable development strategies vs traditional approaches: public preferences. Moscow University Economics Bulletin. 2020;(6):124-146. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202067

Просмотров: 226


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)