Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Кадры для четвертой промышленной революции: опыт Германии

https://doi.org/10.38050/0130010520216.11

Аннотация

В работе проведен анализ политических решений в сфере кадровой и образовательной политики как ответа четырех германских правительств в период пребывания на посту федерального канцлера Ангелы Меркель на вызовы цифровизации. Изучение германского опыта может быть полезным России как крупному федеративному государству со значительными рисками усиления социального неравенства в условиях глобализации и цифровизации. Общими для России и Германии также являются вызовы демографического и миграционного факторов развития рынка труда. Особенности индустриализации и современной производственной структуры предопределили формат участия немецкой экономики в Четвертой промышленной революции. Немецкая концепция «Индустрия 4.0» опирается на ведущую роль обрабатывающей промышленности в создании инноваций на основе участия крупных предприятий и МСБ в сетях компетенций и кластеров. Наряду с вопросами улучшения нормативно-правового регулирования институциональной среды и стимулирования развития цифровой инфраструктуры в Германии ключевой задачей государства становится организация гуманных условий труда в новых цифровых реалиях. После тщательной экспертизы и консультаций с основными акторами — ассоциациями, профсоюзами, компаниями, научным и гражданским обществом — ключевые вызовы в этой сфере озвучены германским правительством в Белой книге «Работа 4.0». Основные решения связаны с обеспечением кадрами за счет совершенствования образовательных треков, повышения квалификации и развития цифровых навыков, а также с созданием привлекательных условий труда, прежде всего для специалистов по инженерным, техническим и естественно-научным специальностям (MINT). Старение населения усугубляет проблему нехватки кадров. Политики видят решение в ускоренной подготовке востребованных специальностей, а также в улучшении гендерного равенства в MINT-профессиях и селективной миграци онной политике, снимающей излишние барьеры для высококвалифицированной иммиграции. Так как большинство программ было принято относительно недавно, их эффективность в полном объеме может быть оценена только по прошествии определенного отрезка времени.

Об авторе

Е. В. Романова
ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова; МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Романова Екатерина Владимировна — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Национальный исследовательский ИМЭМО имени Е. М. Примакова РАН; доцент географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Москва

  



Список литературы

1. Земцов, С. П., Баринова, В. А., & Семенова, Р. И. (2019) Риски цифровизации и адаптация региональных рынков труда в России. Форсайт, Ж-л НИУ ВШЭ, 13 (2), 85. https://doi:10.17323/2500-2597.2019.2.84.96

2. Родрик, Д. (2017) Экономика решает. Сила и слабость «мрачной науки»: пер. с англ. М.: Изд-во Института Гайдара.

3. Романова, Е. В. Образование в Германии: «эффект домино». В кол. мон. «Германия. 2012». Часть 1. Доклады Института Европы РАН. № 294. М. 2013. 138–139. ISBN 978-5-91299-130-1

4. Романова, О. А. (2018). Приоритеты промышленной политики России в контексте вызовов четвертой промышленной революции. Экономика региона, 14 (2), 430. https:// doi 10.17059/2018-2-7

5. Хаукап, Ю. (2020) Дивный новый мир. Как цифровизация меняет экономику и конкуренцию, в: Ред.-сост.: Кроуфорд К., Кунце Т., Невский С. И. ; научн. редактор переводов, автор примечаний Невский. С. И. Социальное рыночное хозяйство в условиях глобализации. Фонд Конрада Аденауэра в России. М.: РИФ «СЕМИР», 57. ISBN 978-5-6044480-2-1

6. Arbeiten 4.0: Gute digitale Arbeit. ver.di-Stellungnahme zum Grünbuch „Arbeiten 4.0.“ des Bundesministeriums für Arbeit und Soziales vom April 2015. Berlin, 19.10.2015. Retrieved March 12, 2021, from https://www.bmas.de/SharedDocs/Downloads/DE/Arbeitsmarkt/Arbeiten-4-0/stellungnahme-verdi.pdf;jsessionid=2E4D52DFD30A88A950F8EDD4C166A793.delivery2-replication?__blob=publicationFile&v=1

7. Ausbildung im digitalen Wandel. Strategien für kleine und mittlere Unternehmen. BMBF. Bundesinstitut für Berufsbildung (BIBB) Arbeitsbereich 4.4 — „Stärkung der Berufsbildung, Bildungsketten“, Berlin.

8. Betriebsverfassungsgesetz § 87 Mitbestimmungsrechte. Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz. (downloaded on 12 March 2021 from https://www.gesetze-iminternet.de/betrvg/__87.html)

9. Brzeski, C., & Burk, I. (2015): Die Roboter kommen. Folgen der Automatisierung für den deutschen Arbeitsmarkt. Frankfurt: ING DiBa. Retrieved March 12, 2021, from https://www.ing-diba.de/pdf/ueber-uns/presse/publikationen/ing-diba-economic-research-die-roboterkommen.pdf

10. Charter of Fundamental Rights of the European Union (2012) Official Journal of the European Union, 2012/C 326/02. Retrieved March 12, 2021, from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:12012P/TXT&from=EN

11. Ciesielski, M. The gig economy is becoming increasingly global. 01.05.2019. Retrieved on March 20 2021, from https://www.obserwatorfinansowy.pl/in-english/new-trends/thegig-economy-is-becoming-increasingly-global/

12. CodeWeek. Retrieved February 2, 2021, from https://codeweek.eu/scoreboard?edition=2019

13. Datentool, (2020). Komm, mach MINT-Datentool BMBF. Nationaler Pakt für Frauen in MINT-Berufen. Retrieved March 17, 2021, from https://www.komm-mach-mint.de/service/mint-datentool)

14. Degryse, C. (2016) Digitalisation of the economy and its impact on labour markets. Working Paper (2). European trade union institute, Brussels, 17–18. https://doi.org/10.2139/ssrn.2730550

15. Dengler, K., & Matthes, B (2015): Folgen der Digitalisierung für die Arbeitswelt. In kaum einem Beruf ist der Mensch vollständig ersetzbar. IAB-Kurzbericht 24/2015. Nürnberg: IAB. Retrieved March 15, 2021, from http://doku.iab.de/kurzber/2015/kb2415.pdf

16. Der D21-Digital-Index für Deutschland. Das jährliche Lagebild zur Digitalen Gesellschaft. Februar 2021. Retrieved March 16, 2021, from https://initiatived21.de/d21index/

17. Die Boston Consulting Group (BCC). Press Releases. Deutsche Arbeitnehmer sind im globalen Vergleich zögerlicher bei Umschulungen. 05.11.2019. Retrieved March 10, 2021, from https://www.bcg.com/de-de/about/about-bcg/overview

18. Digitalstrategie 2025, (2016). Bundesministerium für Wirtschaft und Energie (BMWi) Öff entlichkeitsarbeit. Hirschen Group GmbH, Berlin, S.50.

19. Duszynski, M. Gig Economy: Defi nition, Statistics & Trends, 2020. Retrieved March 20, 2021, from https://zety.com/blog/gig-economy-statistics?gclid=CjwKCAjwiaX8BRBZEiwAQQxGx4k4mE12FcefEKO0o5Cl1v9FhMQtUmht4li-jFltmAibicSiKf_dehoC8GoQAvD_BwE/)

20. Ein Jahr Fachkräfteeinwanderungsgesetz. 26.11.2021. Bundesministerium für Arbeit und Soziales. Retrieved March 18, 2021, from https://www.bmas.de/DE/Service/Presse/Pressemitteilungen/2021/ein-jahr-fachkraefteeinwanderungsgesetz.html

21. Enste, D., Eyerund, T., Schneider, R., Schmitz, E., & Baal van, S. (2016). Die gesellschaftliche Verantwortung von Unternehmen angesichts neuer Herausforderungen und Megatrends. Institut der deutschen Wirtschaft, Bertellsmann Stiftung, Köln. Retrieved March 20, 2021, from https://www.bertelsmann-stiftung.de/fileadmin/files/BSt/Publikationen/GrauePublikationen/Studie_BS_Die-gesellschaftliche-Verantwortung-vonUnternehmen-angesichts-neuer-Herausforderungen-und-Megatrends_2016.pdf

22. European Political Strategy Centre. EU Industrial Policy after Siemens-Alstom: Finding a new balance between openness and protection. Brüssel: Europäische Kommission, 2019.

23. European Data Protection Board (EDPB). Retrieved March 12, 2021, from https://edpb.europa.eu/about-edpb/about-edpb_en

24. Frey, C. B., & Osborne, M. A. (2013). The future of employment: How susceptible are jobs to computerisation? Oxford, UK: University of Oxford.

25. Gollmer, G. Hybrid Work: Nach Corona wollen nicht alle zurück ins Büro. Damit das gut klappt, sollte man einige Dinge berücksichtigen. Neue Zürcher Zeitung. 21.09.2021. Retrieved October 30, 2021, from https://www.nzz.ch/technologie/hybrid-work-wie-organisieren-wirden-bueroalltag-nach-corona-ld.1641014

26. Gordon, R. (2012). Is U.S Economic Growth Over? Faltering Innovation Confronts the Six Headwinds. NBER Working Papers, 18 (315).

27. Home-Offi ce: Gesetzliche Regelung & Voraussetzungen der Heimarbeit. Arbeitsrechte. de 18. Februar 2021. Retrieved March 12, 2021, from https://www.arbeitsrechte.de/home-office/#:~:text=Home%2DOffice%3A%20Eine%20gesetzliche%20Regelung,B%C3%BCroeinrichtung%20und%20Arbeitsger%C3%A4te%20teilen%20k%C3%B6nnen

28. Janson, M. Sozialbudget knackt die Billionen-Grenze. Statista. Sozialbericht. 13.07.2020. Retrieved March 12, 2021, from https://de.statista.com/infografik/10536/sozialausgaben-indeutschland/

29. Klingbeil-Döring, W. Digitalisierung und der Arbeitsmarkt. Wie wirkt sich die Digitalisierung auf den deutschen Arbeitsmarkt aus? Online-Publikation. Bundeszentrale für politische Bildung. 01.09.2020. Retrieved March 10, 2021, from https://www.bpb.de/politik/innenpolitik/arbeitsmarktpolitik/316908/digitalisierung-und-arbeitsmarkt

30. MINT-Aktionsplan. BMBF. Retrieved March 17, 2021, from https://www.bmbf.de/de/mint-aktionsplan-10115.html

31. MINT-Berufe: Immer mehr IT-Fachkräfte fehlen. MINT-Frühjahrsreport 13.06.2019. Der Informationsdienst des Instituts der deutschen Wirtschaft. Retrieved March 14, 2021, from https://www.iwd.de/artikel/mint-berufe-immer-mehr-it-fachkraefte-fehlen-433188/

32. MINT-Engpässe und Corona-Pandemie. MINT-HERBSTREPORT, (2020). Institut der deutschen Wirtschaft. Retrieved March 10, 2021, from https://www.iwkoeln.de/studien/gutachten/beitrag/christina-anger-enno-kohlisch-oliver-koppel-axel-pluennecke-mintengpaesse-und-corona-pandemie.html

33. MINT-Pakt und „Erfolg mit MINT“. BMBF. Retrieved March 17, 2021, from https://www.bmbf.de/de/mint-pakt-und-girls-day-214.html#:~:text=Im%20Juni%202008%20wurde%20der,Pakt%20in%20die%20vierte%20Phase

34. Mokyr, J. (2014) The Next Age of Invention: Technology’s Future Is Brighter Than Pessimists Allow. City Journal. Winter, 12–20.

35. Nationale Weiterbildungsstrategie (2020). BMBF. Retrieved March 17, 2021, from https://www.bmbf.de/de/nationale-weiterbildungsstrategie-8853.html)

36. Richtlinie zum Förderprogramm „Digital jetzt — Investitionsförderung für KMU“ Bundesministerium für Wirtschaft und Energie vom 19. Mai 2020. Retrieved March 10, 2021, from https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Downloads/P-R/richtlinie-zum-foerderprogramm-digital-jetzt-investitionsfoerderung-kmu.pdf?__blob=publicationFile&v=4

37. Rodrik, D. (2004). Industrial Policy for the Twenty-First Century. Harvard University. Retrieved March 12, 2021, from https://drodrik.scholar.harvard.edu/files/dani-rodrik/files/industrial-policy-twenty-first-century.pdf

38. Schmidt, H. Plattform-Ökonomie. Retrieved March 15, 2021, from https://www.netzoekonom.de/plattform-oekonomie/

39. Slavin, B. (2018). Digital technologies of intellectual collective activity. Proceedings of the V International research and practice conference-biennale «System analysis in economics». Moscow, 316–318. https://DOI:10.33278/SAE-2018.rus.429-432

40. Sorgner, A. (2017). The Automation of Jobs: A Threat for Employment or a Source of New Entrepreneurial Opportunities? Foresight and STI Governance, vol. 11, 3, 40. https:// DOI: 10.17323/2500-2597.2017.3.37.48

41. Taapken, L., & Taapken, N. (2019) Digital-fi t im Job? Studie zur Lernbereitschaft der Deutschen. Controller Institut. Retrieved March 22, 2021, from https://insights.controller-institut.at/digital-fit-im-job-studie-zur-lernbereitschaft-der-deutschen/

42. Teilzeit- und Befristungsgesetz (TzBfG). Hensche Rechtsanwälte, Fachanwaltkanzlei für Arbeitsrecht. Retrieved March 12, 2021, from https://www.hensche.de/Rechtsanwalt_Arbeitsrecht_Gesetze_TzBfG.html#:~:text=Seit%20Anfang%202019%20k%C3%B6nnen%20Arbeitnehmer,bisherigen%20zeitlichen%20Umfang%20arbeiten%20k%C3%B6nnen

43. The new Vocational Training Act (Berufsbildungsgesetz — BBiG) In the version published on 4 May 2020 (Federal Law Gazette I p. 920). Federal Ministry of Education and Research. Federal Ministry of Education and Research. Division General Conditions of Vocational Training; Upgrading Training Assistance, Berlin.

44. Weißbuch 4.0. November 2016. Bundesministerium für Arbeit und Soziales. Abteilung Grundsatzfragen des Sozialstaats, der Arbeitswelt und der sozialen Marktwirtschaft, Berlin.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Романова Е.В. Кадры для четвертой промышленной революции: опыт Германии. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(6):224-246. https://doi.org/10.38050/0130010520216.11

For citation:


Romanova E.V. Labor force for the fourth industrial revolution: the experience of Germany. Moscow University Economics Bulletin. 2021;(6):224-246. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/0130010520216.11

Просмотров: 396


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)