Развитие рынка платформ e-commerce в России: структура, экспансия, тренды
https://doi.org/10.38050/01300105202122
Аннотация
В статье проводится исследование современного рынка платформ e-commerce. Предметом исследования являются процессы адаптации рынков к новым условиям цифровизации и будущие тенденции развития. Масштабы и структурные аспекты цифровизации потребительских рынков, новая роль, перспективы развития цифровых платформ e-commerce определили цель настоящего исследования.
Методология и подход. Чтобы понять и оценить развитие, масштабы и структуру рынков электронной коммерции в России в условиях пандемического шока, использовались методы статистического анализа информации, собираемой различными интернет-сервисами. Расчеты проводились с использованием данных аналитики интернет-трафика на цифровых ресурсах статистической информации.
Выводы. В ходе исследования было показано, что цифровые технологии создают новые механизмы потребительского выбора и модифицируют принципы конкуренции. В этой новой реальности уже начинаются изменения в структуре рынков. В результате появляются стимулы консолидации платформ электронной коммерции, которые могут приводить не только к позитивным, но и к отрицательным экономическим эффектам, например, для малого и среднего бизнеса, и потребуют внимания регулятора для обеспечения защиты их экономических интересов. Этот вопрос должен стать предметом дальнейшего научного исследования.
Об авторе
В. В. ГерасименкоРоссия
Герасименко Валентина Васильевна — д.э.н., профессор, заведующий кафедрой маркетинга, экономический факультет
Москва
Список литературы
1. Видеоплатформа Tencent начнет встраивать рекламу в готовые ролики. (16.10.2019). Adindex. Дата обращения 18.12.2020, https://yandex.ru/turbo/adindex.ru/s/news/digital/2019/10/16/276338.phtml
2. Интернет-торговля в России 2019. Data Insight. Дата обращения 18.12.2020, http://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Ecommerce2019.pdf ().
3. Калеев, А. (2020). Уничтожение конкурентов и цензура: итоги слушания по анти- монопольным делам с главами Facebook, Apple, Google и Amazon. Медиаплатформа DTF. Дата обращения 18.12.2020, https://dtf.ru/life/180218-unichtozhenie-konkurentovi-cenzura-itogi-slushaniya-po-antimonopolnym-delam-s-glavami-facebook-apple-googlei-amazon
4. Лапидус, Л. В. (2020). Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. Издательский дом «Инфра-М» (online).
5. Паршикова, Е. (2020). Российский e-commerce в период коронавируса. Logistics. ru, Дата обращения 18.12.2020, https://logistics.ru/avtomatizaciya-logistiki-internettorgovlya-i-fulfilment/rossiyskiy-e-commerce-v-period
6. Пилька, М. (2020). Маркетплейсы и D2C — будущее электронной торговли. (17.12.2019). Quokka media. Дата обращения 18.12.2020, https://quokka.media/zapiskimarketologa/marketpleisy-i-d2c-budushchee-ehlektronnoi-torgovli/
7. Результаты рынка eCommerce за сентябрь 2020. DataInsight. Дата обраще- ния 18.12.2020, https://datainsight.ru/eCommerceSeptemberResults,_2020
8. Рейтинг ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов России. DataInsight. Дата об- ращения 18.12.2020, https://www.top100.datainsight.ru/
9. Россияне научились распознавать прикрытые одеждой лица с точностью 99,9%. (11.06.2020). Cnews. Дата обращения 18.12.2020, https://www.cnews.ru/news/top/2020-06-11_rossiyane_razrabotali_algoritm).
10. Скуров, А. (2019). Что не так с российским e-commerce. Пять китайских уроков. Forbes. 07.09.2019.
11. ТОП-15 отечественных и зарубежных маркетплейсов 2020: самый полный обзор популярных онлайн-площадок. InSales. Дата обращения 18.12.2020, https://www.insales.ru/blogs/university/otechestvennye-i-zarubezhnye-marketpleysy).
12. Шаститко, А. Е., & Маркова, О. А. (2020). Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законодательства. Вопросы экономики, 6, 37–55.
13. Coelho, P. S., & Henseler, J. (2012). Creating customer loyalty through service customization. European Journal of Marketing, 46, 3/4, 331–356.
14. Gerasimenko, V., & Razumova, T. (2020). Digital competencies in management: a way to superior competitiveness and resistance to changes. Serbian Journal of Management, 15, 1, 462–478.
15. Große Holtforth, D., Geibel, R. C., & Kracht, R. (2020). Schlüsselfaktoren im E-Commerce. Impulse für Geschäftsmodelle im E-Commerce, Wiesbaden GmbH, ein Teil von Springer Nature.
16. Heinemann, G. (2020). Der neue Online-Handel. Geschäftsmodelle, Geschäftssysteme und Benchmarks im E-Commerce. Springer Gabler Verlag.
17. Koch, L. (2019). What’s Driving the Top Five Retail Ecommerce Markets Worldwide? eMarketer. Retrieved December 18, from https://www.emarketer.com/content/whatsdriving-the-top-five-retail-ecommerce-markets-worldwide
18. Lajoit, M., Shearman, N. (2020). Defining Alibaba. WSJ. Retrieved December 18, from https://graphics.wsj.com/alibaba/
19. Linnhoff-Popien, C., Schneider, R., & Zaddach, M. (2018). Digital Marketplaces Unleashed. Springer Verlag.
20. Miranda, L. (2019). These Are All the Businesses You Never Knew Were Owned by Amazon. BuzzFeedNews. Retrieved December 18, from https://www.buzzfeednews.com/article/leticiamiranda/these-are-all-the-businesses-you-never-knew-were-owned-by
21. New study provides insights into how retailers have responded to COVID-19, by University of Warwick. (June 8, 2020). Science X. Retrieved December 18, from https://phys.org/news/2020-06-insights-retailers-covid-.html
22. O’Grady, M. (2017). Half Of Online Retail Spending Came From Marketplaces In 2016. Retrieved December 18, from https://go.forrester.com/blogs/half-of-online-retail-spendingcame-from-marketplaces-in-2016/
23. Wertz, B., Tran, A., Webster M. A (2020). Guide to Marketplaces: Third Edition. Versionone, ebooks. Retrieved December 18, from https://versionone.vc/marketplaces-guideed3/
Рецензия
Для цитирования:
Герасименко В.В. Развитие рынка платформ e-commerce в России: структура, экспансия, тренды. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;1(2):33-48. https://doi.org/10.38050/01300105202122
For citation:
Gerasimenko V.V. Development of the e-Commerce platform market in Russia: structure, expansion, trends. Moscow University Economics Bulletin. 2021;1(2):33-48. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202122